Социальная защита детства в России. Исторический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:57, лекция

Описание работы

1. Социальная защита детей в дореволюционной России.
2. Социальная защита детства в Советской России

Работа содержит 1 файл

Лекция 4 - исторические аспекты.doc

— 294.64 Кб (Скачать)

Лекция 4. Социальная защита детства в России. Исторический аспект.

План.

1. Социальная защита детей в дореволюционной России.

2. Социальная защита детства в Советской России

 

Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов.

Переход к малой семье, состоящей из супругов и своих детей, приводит к тому, что дети стали получать все больше родительской заботы. Совершенствуется система общественного призрения иней. Забота о детях постепенно все более включается в древнерусское право, в церковные каноны, в государственную политику.

Заметную роль в создании начал социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий.

Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении.

Великий князь Владимир Мономах также считал призрение бедных и страждущих одной из важнейших своих обязанностей. «Избавьте обидимого, защитите сироту, оправдайте вдовицу», -- завещал он своим детям.

Государственная забота о беспризорных и нищенствующих детях впервые юридически закреплена указом царя Федора Алексеевича в 1682 году. В указе, в частности, говорилось о необходимости создания специальных школ и заведений, где нищие дети и подростки могли бы обучаться различным наукам и ремеслам. В связи со смертью царя указ не был приведен в исполнение. Однако выраженные в нем общие идеи получили дальнейшее развитие и практическое приложение при Петре Первом. Ему принадлежит первая попытка внести общий порядок в дело призрения детей в России, построить его на совершенно новых началах, поручив его светским правительственным и общественным органам. Вопросам социальной защиты сирот и беспризорных детей посвящен ряд петровских указов.

_____________________________________________________________

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Указами 1712 и 1715 годов предписывалось по всем губерниям «учинить шпиталитеты», куда принимать младенцев, «которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства». Содержаться они должны были на частные пожертвования и средства губернских управ.

Указами 1718 и 1724 гг. предусматривались различные формы устройства и трудоустройства беспризорных детей: направлять на мануфактуры, в матросы, в ученики, в услужение, на воспитание людям и др. Главная тяжесть заботы о детях-сиротах возлагалась на сельские обшины, помещиков и монастыри.

_______________________________________________________________

Дальнейшее развитие идея и практика общественного призрения детей получают при Екатерине II. При ней широкое распространение получило создание воспитательных домов для детей.

Указом императрицы 1775 году были созданы Приказы общественного призрения. В числе других функций на них возлагалось устройство и содержание народных школ, сиротских школ и другие формы работы с детьми.

Узнав, что дворянство собирает деньги на сооружение ей памятника, императрица передала все собранные средства Приказу общественного призрения. В каждой губернии на сиротские дома было выделено из казны по 15 тысяч рублей.

Воспитательные дома, таким образом, становились центрами опеки и попечительства для детей, оставшихся без попечения родителей.

Под опекой Санкт-Петербургского воспитательного дома, например, находилось более 30 тысяч детей, в том числе на грудном вскармливании, в приюте, под патронажем в семьях, в больницах, на обучении в училищах и подмастерьях, в земледельческих колониях.

При воспитательных домах функционировали госпитали для бедных женщин с анонимным отделением, где у них не требовали документов и даже позволяли рожать в масках.

По достижении 18--20 дет воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из воспитательного дома. Выпускники, их дети и потомки навсегда оставались вольными людьми и не могли быть впоследствии закрепощены. Они имели право покупать себе дома, лавки, вступать в купеческое сословие, заниматься промыслом и распоряжаться своим имуществом; юноши могли, получить земельный надел. В условиях крепостного права это были серьезные привилегии.

Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, первым из которых было учрежденное ею «Общество воспитания благородных девиц» (1764 г.). В этом закрытом учреждении девочки-дворянки изучали широкий по тем временам круг общеобразовательных предметов: археологию и геральдику, этикет и рисование, музыку и танцы, шитье, вязание и домоводство. Мещанки имели менее насыщенную программу, главное внимание обращалось на рукоделие, стряпню и уборку. На казенные деньги в институте получали образование девочки из бедных семей и сироты.

Заметный вклад в создание российской системы защиты детства вносили жены монархов и приближенные к царям особы. По инициативе жены царя Павла 1  Марии Федоровны и частично за счет ее собственных средств в течение короткого времени создались одно за другим различные учреждения просветительного и благотворительного характера. В институте благородных девиц открылось «мещанское» отделение, созданы заведения для детей дворян,обер-офицеров и мещан, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков, создано первое в России училище для глухонемых детей, открылись опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей, при одном из воспитательных домов появилось военно-сиротское отделение.

В начале XIX века встал вопрос об открытии в губернских и других городах детских приютов. К концу XIX века в России был открыт 161 детский приют. В них на полном содержании находилось более шести тысяч детей и числилось приходящих более тринадцати тысяч. Позднее стали создаваться детские приюты с целью приютить и организовать первичное обучение детей, остававшихся без присмотра на время работы их родителей, и при приютах стали создаваться сиротские отделения.

В XIX веке социальная защита детства в России начала приобретать все более организованный и массовый характер. Созданы Императорское Человеколюбивое Общество. В Санкт-Петербурге, Москве, других городах были организованы различные региональные общества попечения о беспризорных детях.

В 1833 г. создано Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Целью общества было призрение сирот и детей бедных родителей, воспитание и обучение их рукоделиям, забота о детях, ставших жертвами преступлений.

Обществом издавался журнал «Детская помощь», редактором журнала был известный философ, благотворитель, публицист протоиерей Г.П. Смирнов-Платонов. По его инициативе в России стали создаваться детские ясли.

В 1892 году создано Елизаветинское общество при участии великой княжны Елизаветы Федоровны, ставшей пожизненной попечительницей общества. Цели и формы деятельности общества были примерно аналогичны тем, которые были присущи другим обществам. забота о вскармливании грудных детей, начальное образование

Среди добровольных благотворительных обществ, опекавших детей, наиболее крупным был созданный в 1842 году Совет детских приютов, первой председательницей которого стала жена московского генерал-губернатора княгиня Трубецкая. Отдавать этот пост первым дамам Москвы - женам генерал-губернаторов - на долгое время стало традицией.

Традиционно заметную роль в социальной защите детства играло российское духовенство. Священнослужитель Иоанн II Добрый Киевский заслужил у народа титул отца вдов и сирот. Новгородский митрополит Иов организовал на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведения для призрения сирот и незаконно рожденных детей. Часто брали беспризорных детей на воспитание монастыри. Заметную роль в организации социальной защиты детства играли и многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция.

Таким образом, во второй половине XIX века приюты в России стали наиболее массовой формой общественного призрения детей-сирот, детей бедных родителей, брошенных детей. И государственные, и частные приюты ставили своей целью воспитание граждан, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойный образ жизни.

Постепенно государственная забота о социальной защите детей становилась более разнообразной. В 1894 году в России открылся первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. На средства фабрикантов начали создаваться фабричные детские сады для детей рабочих. В 1882 г. запрещена ночная работа для детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, с 1894 г. обучение малолетних тружеников включалось в их рабочее время, детский труд ограничен восемью часами, с 1914 г. началась выплата пособия на детей лиц родителей, погибших на фронте. В 1892 г. в Обществе попечения о бедных и больных детях создан отдел защиты детей от жестокого с ними обращения, от эксплуатации, от вредного, в том числе развращающего влияния взрослых. На отдел возлагался надзор за правильным исполнением материальных и нравственных обязанностей лицами, от которых малолетние находились в зависимости.

Отношение государства и общества к институту усыновления детей-сирот в досоветский период было сдержанном: законом устанавливались различные ограничения. При наличии своих детей, например, усыновление других было вообще запрещено. Рассмотренные примеры показывают, что в дореволюционной России возникли и в разной степени развивались такие формы социальной защиты детства, как воспитательные дома, детские приюты, детские сады, ясли, летние колонии детского отдыха, пособия на детей погибших фронтовиков.

2. Социальная защита детства в Советской России

Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, структурные элементы социальной защиты детства складывались в стройную систему.

Процесс формирования советской системы социальной защиты детей был неоднозначным, сложным и порой противоречивым. Не которые элементы дореволюционной социальной защиты детей советским обществом были приняты и усовершенствованы, другие - не были востребованы, третьи --упразднены и отменены.

В мерные же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем.  Острейшая из них --детской беспризорность. В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, , здоровья и общего развития подрастающего поколения. Преодоление -этих проблем шло по двум направлениям. Первое -ликвидация детского голода, беспризорности детей. Второе, рассчитанное на перспективу, -- применение по отношению к детству гуманистической политики обеспечение равных возможностей для разностороннего развития всехдетей независимо от их сословной принадлежности.

В обоих случаях большую часть заботы о подрастающем поколении брало на себя социалистическое государство. Только в период с 26 октября по 20 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров в России было издано шесть декретов по социальному обеспечению и и социальной защите детей. Создаются комиссии по делам о несовершеннолетних. Правила содержания детей в тюрьмах, введены особые детские продовольственные карточки, при школах организованы столовые для  обеспечения школьников горячей пищей.

Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей.

В марте 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей.

В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского создан Государственный совет защиты детей. Члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием.

Во главе с Ф.Э. Дзержинским создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В сфере ее деятельности находились детские столовые, бараки, ночлежки, медпункты и другие объекты, связанные с судьбами беспризорных детей. Комиссия объединяла и координировала работу всех ведомств государства по ликвидации беспризорности.

Все детские приюты, сиротские дома и другие подобные учреждения преобразованы в государственные и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, была поставлена задача определить в детские дома всех беспризорных детей и там готовить их к самостоятельной жизни.

В 1919 году проведен Всероссийский съезд по охране детства.

На нем обсуждены вопросы воспитательной работы в детских домах и задачи воспитания нового, коммунистического поколения.

В последствии состоялись еще два таких съезда. На них обсуждались вопросы трудовой подготовки воспитанников детских домов и содержание воспитательной работы по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. В соответствии с решениями II съезда (1924 г.) принято постановление о трудоустройстве воспитанников

детских домов, по итогам III съезда --постановление о закреплении детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что способствовало укреплению материальной базы детских домов, упрощало проблемы трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем.

Количество детских домов, открываемых Советским государством, быстро вырастало, как и количество их воспитанников. В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 г. --80 тысяч, в 1919г. - 125 тысяч, в 1920 г. - 400 тысяч, в 1922 г. - 540 тысяч детей. Эти цифры показывают стремление советской власти, во-первых, охватить государственной заботой максимальное количество детей, попавших в трудную ситуацию, и, во-вторых, воспитывать подрастающее поколение преимущественно в коллективе и через коллектив.

Информация о работе Социальная защита детства в России. Исторический аспект