Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:57, лекция
1. Социальная защита детей в дореволюционной России.
2. Социальная защита детства в Советской России
В целях оказания помощи беспризорным детям созданы Детский фонд им. В.И. Ленина, Общество «Друг детей», активизировалась деятельность государственных ведомств и общественных организаций по социальной защите детей. Они имели гарантирован-
Особую заботу государство проявляло о детях-сиротах. Постановлением СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей≫ (январь 1942 г.) проявление конкретной заботы о детях.
Сотни детских домов перебазировались из фронтовых районов в глубокий тыл страны.
В обстановке всеобщего дефицита продуктов питания и товаров первой необходимости государство изыскивало возможности поддержки детей-учащихся. Постановлением от 5 октября 1942 года оно гарантировало всем учащимся получение на завтрак 150 граммов хлеба и 10 граммов сахара или кондитерских изделий.
Принимались меры к организации горячего питания школьников, специального питания детей с ослабленным здоровьем, к обеспечению детей минимально возможным количеством протуктов первой необходимости.
В целях улучшения медицинского обслуживания детей СНК ≫ < (Т принял постановление «О мероприятиях по расширению детских учреждений и улучшению медицинского обслуживании женщин и детей» (ноябрь 1944). Органы здравоохранения стали больше уделять внимания санитарному наблюдению за учебно-воспитательными учреждениями, медицинскому обслуживанию детей, . организации детского питания, включению в детский рацион ценных пищевых продуктов. Изыскивались разнообразные формы организации отдыха и укрепления здоровья детей.
В условиях военного времени по возможности сохранялась сеть деских пионерских лагерей. В окрестностях прифронтовой Москны, например, летом 1942 года функционировали несколько десятков пионерских лагерей. ,
Комсомольскими организациями были созданы 126 детских домов. Комсомольцы и другие общественники через приемники-распределители устраивали беспризорных детей в детские дома, подростков устраивали на работу.
Когда обозначился перелом в ходе войны и стало просматриваться ее победоносное завершение, Советским правительством было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август 1943 г.). Постановлением предусматривалось создание 9 суворовских училищ, на 500 человек каждое, 23 ремесленных училищ по 400 человек, детских домов на 16300 мест, домов ребенка на 1750 мест, 29 приемников-распределителей на 2 тысячи человек. В них направляли в первую очередь детей погибших фронтовиков, партизан, партийных и советских работников. К концу 1945 года для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов. Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях, за счет органов внутренних дел, системы трудовых резервов, профсоюзных и комсомольских организаций. Только за счет колхозов содержались 4 тысячи детских домов.
Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Возрождается практика передачи детей-сирот в семьи. Под опеку и патронирование было передано за военные годы 270 тысяч детей-сирот.
В послевоенные годы продолжала расширяться практика передачи беспризорных детей главным образом в детские дома. В 1950 году в стране функционировало 6543 детских дома, в которых воспитывалось 635 900 детей. Открылось несколько специализированных детских домов для одаренных детей-сирот, куда отбирали талантливых детей с перспективой их последующего поступления в музыкальные и художественные училища, в балетные школы, определения в военные оркестры.
Детские дома были, в основном, двух типов: дошкольные и школьные.
В дошкольных детских домах жили дети с 3 до 7 лет, в группах по 30-40 человек; содержание и методика воспитательной работы повторяли практику детских садов
В школьном детском доме содержались дети с 7 до 18 дет. Все воспитанники посещали школу, распорядком дня предусматривалась подготовка домашних заданий, детям помогали закрепленные за группой два воспитателя. После занятий дети посещали в школе предметные кружки.
Во все годы советской власти много внимания уделялось летнего отдыха детей. Главная форма этого отдыха -- пионерские лагеря, в которых отдыхали дети и допионерского, и пионерского, и послепионерского возраста. Свои лагеря имели органы государственной власти всех уровней, министерства и ведомства, предприятия, учреждения и воинские соединения, профсоюзные и комсомольские организации. Лагеря работали в три смены, охватывая теплые летние месяцы --июнь, июль, август.
Широкая сеть пионерских лагерей дополнялась летними оздоровительными площадками на базе общеобразовательных школ, где приходящие дети под присмотром воспитателей могли и поиграть, и пообедать, и отдохнуть, причем тоже за символическую плату.
Дошкольников вывозили в пригород целым детским садом, детскими яслями за государственный счет. Для старших школьников практиковалось создание лагерей труда и отдыха, где активный
отдых совмещался с общественно полезным трудом. Для «трудных» подростков практиковалось создание лагерей оборонно-спортивного типа, где, используя кадры и учебную базу военных гарнизонов, подростки овладевали азами военного дела. Таким образом, практически все дети имели возможность во время школьных каникул активно, интересно и с пользой для здоровья отдохнуть независимо от социального положения и уровня обеспеченности родителей.
Большой комплекс мероприятий по социальной защите детства предусматривался принятой XXII съездом КПСС Программой Коммунистической партии Советского Союза (1961 г.). Программой
предусматривалось:
--дальнейшее широкое развертывание сети детских учреждений и создание условий для того, чтобы все большее число семей имело возможность по желанию бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях;
--полное и бесплатное удовлетворение потребностей населения в яслях, детских садах и площадках, в школах с продленным днем, в пионерских лагерях;
--массовое развертывание сети школ-интернатов с бесплатным содержанием детей;
--введение во всех школах бесплатных горячих завтраков, продленного школьного дня с бесплатным обедом;
--введение в перспективе бесплатного снабжения учащихся школьной одеждой и учебными пособиями.
В соответствии с Конституцией СССР Программа КПСС являлась документом, обязательным для исполнения всеми государственными, партийными и общественными организациями. Не вся Программа была выполнена, но ее «детский» раздел был реализован с наибольшей полнотой.
В последующие годы принимались документы, развивающие, конкретизирующие и детализирующие Программу КПСС по вопросам охраны и защиты материнства и детства, материального положения семей, имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения. В их числе «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968 г.); «О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей» (1974 г.); «О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа≫ (1976 г.); «О мерах по увеличению производства товаров для детей, повышению их качества и улучшению торговли этими товарами» (1978 г.) и др.
В 1985 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление
«О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах» идр.
Названные постановления, а главное - работа по их реализации свидетельствуют о многоплановости и постоянном развитии содержания деятельности Советского государства по социальному обеспечению и социальной защите детства, особенно детей, лишенных родительского попечения.
Большую заботу проявляло государство об организации содержательного досуга детей. В первые же годы советской власти в Петрограде, Москве и других крупных городах были созданы детские и подростковые внешкольные клубы, особой поддержкой государства пользовались дома и клубы юных пионеров.
В 30-е годы создавались профсоюзные клубы и Дома культуры, и большинстве своем с приличной материальной базой. При них учреждениях формировались секторы для работы с детьми во внеучебное время, включая различные кружки и секции, детские цирки, Дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские4лагеря, детские станции --юных техников, натуралистов, туристов; детские железные дороги и пароходства.
Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков, проявлялось и в отдельных самостоятельных движениях: в двадцатые годы это была организация детских клубов, в сороковые --тимуровское движение, в пятидесятые--шестидесятые --коммунарское движение, в семидесятые --педагогические отряды, в восьмидесятые --семейно-педагогические клубы.
Особенно массовым было тимуровское движение --объединение детей в команды в целях помощи семьям фронтовиков, шефства над ранеными, работы в госпиталях и др. Зачастую эта помощь оказывалась анонимно, без афиширования и рапортов. Излишняя формализация этого движения со стороны взрослых привела к тому, что энтузиазм детей постепенно угас.
Коммунарское движение (его связывают с деятельностью И.П. Иванова) стало своеобразным возрождением опыта СТ. Шацкого и А.С. Макаренко..Главным в нем было создание самостоятельного детского, подросткового коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, трудовые десанты.
Но и это движение постепенно заглохло под прессом бюрократического стремления руководства объявить весь школьный комсомол коммунарским движением, подчинив его себе, и заформализовать.
Семейно-педагогические клубы больше функционировали летом: выезжали в заброшенные деревни, занимались на огородах, ходили в лес, вечером собирались у костра.
Вместе с тем, параллельно этим движениям подростки и молодежь создавали неформальные, нередко антисоциальные объединения. Эти группировки завоевывали дворы, улицы, населенные пункты, многие из них носили криминальный характер: занимались рэкетом, фарцовкой, организовывали групповые драки,
вовлекали в свои «команды» девушек, стали поклонниками нацистской идеологии, «сатанизма» и др.
Вывод.
В целом же советский
период развития российского общества
характеризуется следующими чертами в
области социальной защиты детства. В этот период в
стране складывается достаточно стройная
система социальной защиты детства, ядром
которой является Коммунистическая партия
Советского Союза. Среди субъектов социальной
защиты детства ведущая роль принадлежат
государству, роль церкви практически
сходит на нет. Активную роль в социальной
защите детства играют общественные организации
-- профсоюзная, комсомольская, пионерская
и другие. Велика роль школы и дошкольных
детских учреждений. Многочисленны формы
социальной защиты детства. Советская
система социальной защиты детства охватывает
практически все детское население страны.
Она могла бы считаться оптимальной, если
бы не бюрократически-
Основными достижениями советской системы социальной защиты детства являются искоренение беспризорности, обеспечение пособиями семей, имеющих и ожидающих детей, удовлетворение в основном потребностей общества в учреждениях для детей ясельного и дошкольного возраста, создание многопрофильной и общедоступной системы образовательных и оздоровительные учреждений, обеспечение всеобщего обязательного среднего обучения и бесплатного медицинского обслуживания детей, ликвидация безработицы и социальная защита труда несовершеннолетних
Вопросы для самоконтроля
I. Когда и как в России возник первый опыт общественного призрения детей, оставшихся без попечения родителей?
2.Какие формы социальной защиты детей возникли в дореволюционной России?
3.Назовите основные субъекты социальной защиты детства в дореволюционной России.
4. Каковы особенности социальной защиты детства в Советской России?
5.Назовите основные субъекты социальной защиты детства в Советской России.
Информация о работе Социальная защита детства в России. Исторический аспект