Социальная стратификация
Разнообразие отношений,
ролей, позиций приводят к различиям между
людьми в каждом конкретном обществе.
Проблема сводится к тому, чтобы каким-то
образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися во многих
аспектах.
Для описания системы неравенства между
группами (общностями) людей в социологии
широко применяют понятие `социальная стратификация`.
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия
между людьми приобретают характер иерархического
ранжирования. Что это за различия? Очевидно,
что люди различаются во многих отношениях,
и далеко не все эти различия приводят
к неравенству между членами общества.
В самом общем виде неравенство означает,
что люди живут в условиях, при которых
они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам
материального и духовного потребления.
Стратификация может быть определена как структурированные
различия между группами людей. Для большей
наглядности стратификацию можно представить
в виде своего рода геологических пластов. Общества также состоят из слоев, расположенных
в иерархическом порядке, причем привилегированные
находятся ближе к вершине, а непривилегированные
внизу.
Различают
четыре основные системы стратификации:
Рабство — это крайняя форма неравенства, при
которой одни люди являются в буквальном
смысле собственностью других. Правовые
нормы, регулировавшие отношения рабовладения
в различных обществах, весьма существенно
отличались. Иногда по закону рабы лишались
почти всех прав — так было на юге США,
в других же случаях положение рабов скорее
напоминало положение слуг.
Касты прежде всего ассоциируются с культурами
полуострова Индостан.
Сам термин “каста” не индийского происхождения. Он происходит
от португальского слова casta, которое означает “раса”, или “чистая порода”
2). У индийцев нет единого термина, обозначающего
кастовую систему в целом, различные ее
аспекты имеют свои названия. Основными
являются понятия варна и джати.
Варны — это четыре основных сословия, различающихся
по степени социального престижа. Ниже
этих четырех групп находятся “неприкасаемые”. Джати — это
местные обособленные группы, внутри которых
и происходит деление на касты.
Сословия были
частью европейской феодальной системы.
Они существовали также во многих других традиционных
цивилизациях.
Феодальные сословия состояли из страт, обладавших
различными правами и обязанностями, некоторые
из которых устанавливались законом.
В Европе высшее сословие состояло из аристократии
и джентри (мелкопоместного дворянства).
К другому
сословию относились священнослужители. Его статус
был несколько ниже, зато оно пользовалось
особыми привилегиями.
Те же,
кого позже стали называть “третьим сословием”, принадлежали
к простому народу. Это были крепостные,
свободные крестьяне, купцы и ремесленники.
В отличие от каст, сословия были менее
замкнутыми, и допускались межсословные браки.
Классовые системы во
многих отношениях отличаются от рабовладельческих,
сословных и кастовых.
Особенности:
В отличие от других типов страт, классы не зависят от законодательных или религиозных установок.
Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом, чем бы он ни определялся — законом или обычаем.
Классовые системы гораздо более подвижны по сравнению с другими стратификационными системами, границы между классами никогда не бывают ясно очерчены. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует.
Классовая принадлежность достигается индивидом, хотя бы отчасти, а не просто “дается” при рождении, как в других системах стратификации.
Социальная мобильность — движение вверх и вниз в рамках классовой структуры — распространена здесь гораздо шире, чем в других системах (в кастовой, например, индивидуальный переход из одной касты в другую вообще невозможен).
Классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними, тогда как в других системах стратификации первостепенную роль играют неэкономические факторы (например, религия в индийской кастовой системе).
В других типах стратификационных систем неравенство проявляется в первую очередь в личных взаимоотношениях людей, в различии прав и обязанностей — крепостного и господина, раба и его владельца, представителя низшей и высшей касты.
Классовая же система, наоборот, проявляется в основном в крупномасштабных отношениях безличного характера.
К примеру, важнейшей основой для классового деления служат различия в условиях труда и оплаты, которые касаются людей любой категории и, в свою очередь, зависят от ситуации в экономике в целом.
Классы можно
определить как крупномасштабные группы
людей, обладающих сходными материальными
ресурсами, что, в свою очередь, определяет
образ жизни, которую они ведут. Классовые
различия прежде всего зависят от благосостояния
людей и рода их занятий.
В современном западном обществе существуют
следующие основные классы:
высший
класс (богачи, предприниматели,
промышленники, а также высший слой управленцев,
владеющих или непосредственно контролирующих
средства производства),
средний
класс (который включает большинство
“белых воротничков” и специалистов),
рабочий
класс (“синие воротнички”, или
люди, занятые физическим трудом),
В некоторых индустриальных странах, например,
во Франции и Японии, до недавнего времени
важную роль играл четвертый класс — крестьяне, люди, занятые традиционным сельскохозяйственным
производством.
Концепция Маркса о классах
Теория
Карла Маркса
Маркс родился в Германии, но большую часть жизни провел
в Великобритании. Его идеи всегда были
противоречивыми, но их значение признано
во всем мире. Многие авторы (в том числе
и Макс Вебер), отвергая политические взгляды
Маркса, во многом отталкивались от его
идей.
Большинство работ Маркса
связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного
класса, хотя, как ни странно, систематического
анализа этого понятия он не дал.
Рукопись, над которой
работал Маркс вплоть до своей смерти
(позднее опубликованная в виде одной
из частей его главного труда “Капитал”),
обрывается на вопросе: “Что составляет класс?”
Таким образом, марксовское
понимание класса должно быть реконструировано
из всего его наследия в целом. Поскольку его многочисленные
обращения к теме классов не всегда согласуются
между собой, ученые постоянно дискутируют
относительно того, что же Маркс в действительности
имел в виду. Тем не менее, основные положения
его концепции достаточно ясны.
Природа класса
Для Маркса
класс — это группа людей, находящихся
в одинаковом отношении к средствам производства,
с помощью которых они обеспечивают свое
существование.
До возникновения
современной промышленности основными средствами производства
были земля и орудия, использовавшиеся
в земледелии и скотоводстве.
Основными
классами доиндустриальных обществ
были владельцы земли (аристократия,
мелкопоместное дворянство и рабовладельцы),
и те, кто непосредственно на ней трудился (свободные крестьяне и рабы).
В современных индустриальных
обществах более важное значение приобретают фабрики, офисы,
промышленное оборудование, а также капитал,
необходимый для их приобретения.
Два основных класса сейчас — это те, кто владеет такими
средствами производства, то есть промышленники
или капиталисты, и те, кто зарабатывает на
жизнь, продавая свой
труд — рабочий класс, или, если
пользоваться несколько архаичным термином
самого Маркса, “пролетариат”.
По Марксу,
отношения между классами носят характер эксплуатации.
В феодальных обществах эксплуатация нередко носила форму прямого производства
продуктов крестьянами для аристократов. Крепостные
были обязаны отдавать часть урожая своим
повелителям или ежемесячно отрабатывать
определенное число дней на господском
поле, чтобы обеспечить господ и их окружение.
В современном капиталистическом
обществе источник эксплуатации не
столь очевиден, и Маркс уделяет значительное внимание
прояснению его природы.
В течение рабочего дня, считает Маркс,
рабочие производят больше, чем необходимо
их работодателям для оплаты их труда.
Эта прибавочная стоимость и есть искомый
источник прибыли, которую капиталисты
могут обратить на собственные нужды.
Например, группа рабочих швейной фабрики может
сшить сто костюмов в день. Продажа половины
из них дает предпринимателю средства,
достаточные для выплаты жалованья рабочим.
Доход от продажи остальной одежды изымается
в виде прибыли.
Маркс был потрясен
неравенством, порождаемым капиталистической
системой.
Хотя в прежние
времена аристократы также жили в роскоши,
а крестьяне — в бедности, земледельческие
общества в целом были небогатыми. Даже
если бы не было аристократии, уровень
жизни оставался бы невысоким.
При современной индустрии материальные
блага стали производиться в масштабах,
которые раньше невозможно было себе представить.
Однако рабочие
почти не имеют доступа к плодам своего
труда. Они по-прежнему пребывают в
нищете, тогда как богатство собственников
растет. Более того, с появлением современных
заводов и механизацией производства
работа нередко приобретает однообразный
рутинный характер, исключительно гнетуще
действующий на рабочего.
Труд. служащий источником богатства, часто изнуряет рабочего физически
и отупляет его — и в этом отношении он ничем
не лучше ручного труда на прежних фабриках,
когда изо дня в день в одном и том же помещении
надо было снова и снова проделывать одни
и те же операции.
Сложность классовых систем
Маркс говорит лишь о двух основных общественных
классах:
классе
собственников на средства производства
и классе тех, кто не имеет собственности.
Однако он понимает, что реально существующие
классовые системы гораздо сложнее, чем
предложенная им модель.
По мнению Маркса, помимо двух основных классов существуют так называемые переходные
классы.
Это классовые группы, которые сохранились
от прежних производственных систем и
которые могут существовать еще очень
долго после того, как старые системы распались.
Например, в некоторых современных западных обществах
(таких, как Франция, Испания или Италия
на протяжении большей части нынешнего
века) значительную часть населения
составляет крестьянство, труд которого
почти не изменился с феодальных времен.
Большое
внимание Маркс уделяет расслоению внутри
классов. Вот некоторые из примеров такого
расслоения:
В среде высшего класса нередко возникает конфликт между финансовым капиталом (банкирами) и промышленниками
Интересы представителей малого бизнеса и владельцев или управляющих крупных корпораций также существенно различаются. И те и другие принадлежат к классу капиталистов, но политика, проводимая в интересах большого бизнеса, не всегда выгодна малому.
Внутри рабочего класса имеются люди, долгое время остающиеся безработными, и условия их жизни значительно хуже, чем у большинства остальных рабочих. Как правило, эти группы состоят в основном из представителей этнических меньшинств.
Марксовская концепция класса указывает на экономическое
неравенство, которое является объективным
фактором общественного устройства.
Классовая принадлежность определяется не представлением
людей о своей социальной позиции, а объективными
условиями, позволяющими одним группам
получать преимущественный по сравнению
с другими доступ к материальным благам.
П. СОРОКИН СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
И МОБИЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ
Социальная
стратификация — это дифференциация некой
совокупности людей на классы в иерархическом
ранге. Она находит выражение в существовании
высших и низших слоев.
Ее
основа и сущность — в неравномерном распределении
прав и привилегий, ответственности и
обязанности, наличии или отсутствии социальных
ценностей, власти и влияния среди членов
того или иного сообщества. Конкретные
формы социальной стратификации весьма
разнообразны. Если экономический статус
членов некоего общества неодинаков, если
среди них имеются как имущие, так и неимущие,
то такое общество характеризуется наличием
экономического расслоения независимо
от того, организовано ли оно на коммунистических
или капиталистических принципах, определено
ли оно конституционно как "общество
равных" или нет. Никакие этикетки, вывески,
устные высказывания не в состоянии изменить
или затушевать реальность факта экономического
неравенства, которое выражается в различии
доходов, уровня жизни, в существовании
богатых и бедных слоев населения. Если
в пределах какой-то группы существуют
иерархически различные ранги в смысле
авторитетов и престижа, и почестей, если
существуют управляющие и управляемые,
тогда независимо от терминов (монархи,
бюрократы, хозяева, начальники) это означает,
что такая группа политически дифференцирована,
что бы она ни провозглашала в своей конституции
или декларации. Если члены какого-то общества,
разделены на различные группы по роду
их деятельности, занятием, а некоторые
профессии при этом считаются более престижными
в сравнении с другими и если члены той
или иной профессиональной группы делятся
на руководителей различного ранга и на
подчиненных, то такая группа профессионально
дифференцирована независимо от того,
избираются ли начальники или назначаются,
достаются ли им их руководящие должности
по наследству или благодаря их личным
качествам.