Социальная стратификация

Автор: Егорова Татьяна, 14 Ноября 2010 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут быть пол, возраст, профессия и т.д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого общества. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т.д.), чем другие. Люди всегда задумывались о том, справедливо ли это и возможно ли общество, где отсутствует социальное неравенство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТИФИКАЦИИ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАТИФИКАЦИИ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
2.1 СОВРЕМЕННАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
2.2 ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
2.3 ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
2.4 ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СССР КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
3.2 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                            

    Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией. Социальная стратификация-это очень сложная и интересная тема, поэтому я попыталась раскрыть именно её в своей курсовой работе. В условиях нарастающего в нашей стране социального и экономического расслоения тема социальной стратификации как никогда актуальна. Объектом моего исследования является  социальная структура общества, предметом социальная стратификация и её особенности в современ-ной России.

    Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены. Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества». [13 С.297-307]

    Социальные  связи соединяют индивидов в  определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются  разными признаками, дифференцируются по различным  критериям.  Это  могут быть пол, возраст, профессия и т.д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого общества. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т.д.), чем другие. Люди всегда задумывались о том, справедливо ли это и возможно ли общество, где отсутствует социальное неравенство.

    Сейчас  обширная литература по этой теме неразрывно переплетается с работами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, статистической технике и роли теории в социальных исследованиях. Конечно, в рамках курсовой работы изучить такой важный и многогранный вопрос не представляется возможным. Цель моей курсовой - обзор основных типов и составляющих стратификации общества в прошлом и настоящем, а также раскрытие особенностей социальной стратификации в современной России. Задачами исследования являются:

  1. Изучение основ социальной стратификации.
  2. Рассмотрение  основных характеристик социальной стратификации.
  3. Раскрытие  особенностей социальной стратификации в современной России.

         ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТИФИКАЦИИ

    1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

 

    Термин  «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные группы также по вертикали. «Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям»[12 С.82]. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам.

    Социальная  группа - это общесоциологическое  понятие, обозначающее элемент социальной структуры общества, представляющий собой реальную совокупность людей, имеющих общий социальный признак. При  определении социальной структуры общества рассматриваются только те группообразующие признаки, которые задают социальной  группе тот или иной социальный статус.

Социальный  статус отражает положение индивида или группы в социальной системе. «Он детерминирован экономическими, политическими, профессиональными, демографическими, территориальными, этническими и другими факторами, определяющими правовое положение индивида  или группы. В статусе индивида всегда присутствует статус группы, членом которой он является, его ведущая функция в ней. Разделяя социальный статус на прирожденный и достижимый, мы тем самым определяем, какие факторы, определяющие положение человека в обществе, зависят, а какие не зависят от него лично»[15 С.10]. Кроме того, положение индивида в обществе определяется еще социальной значимостью статуса, которая выражается в понятиях «престиж», «авторитет» и зависит от состояния самого общества.

    Рассмотрим  причины существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства. По этой проблеме  имеются разные точки зрения. Марксизм находит объяснение прежде всего  в неравном отношении людей, групп к средствами производства, к собственности, что порождает и другие формы неравенства

    Функционализм дает трактовку на основе дифференциации функций, которые выполняют различные группы в обществе (вспомним «Государство» Платона, где в соответствии с тремя началами человеческой души – разумным, яростным и вожделеющим — в государстве существуют три сословия: правителей, воинов и производителей-ремесленников и земледельцев; и каждое должно заниматься своим делом). Значимостью функций определяется соответственно место и роль той или иной личности и группы, их положение в обществе.

    В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э.Дюркгеймом в его работе «О разделении общественного труда»  Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т.д. Общество должно позаботиться  о том, чтобы самые способные  и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это  определяет различные вознаграждения.

      « В рамках структурного функционализма концепцию стратификаций развивали американские социологи К.Дэвис и  У. Мур. Неравенство они рассматривали как естественный  способ саморегуляции  и выживания организации, как стимул к продвижению.

    Таким образом, общество не просто дифференцировано, но иерархично структурировано по принципу «выше — ниже»» [7 С.92-104].

1.2 ИСТОРИЧЕСКИЕ  СИСТЕМЫ СТРАТИФИКАЦИИ

          Рабство

    «Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть индивидов буквально принадлежит другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в разных обществах». [1 С.114-115]

    Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в.

    Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи:

    жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в  брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Разрешалось убивать его. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

    Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

      Системы рабского труда развалились  отчасти из-за борьбы против них, отчасти потому, что экономические или другие стимулы побуждали людей работать более эффективно, чем прямое принуждение.

    Каста

    Как и рабство, кастовый строй характеризует  закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены в Индии. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.

    Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно канонам индусской религией, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

    Термин  «каста» португальского происхождения, означает «род» и «чистый род». У самих индийцев нет термина для описания кастовой системы в целом, различные слова раскрывают её различные аспекты. Среди них – два главных – варна и джати. Варны включает четыре категории, ранжирующиеся по социальному престижу. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер. Высшая варна, брахманы, представляют наиболее высокий уровень чистоты, неприкасаемые – наиболее низкий. Брахманы должны избегать определённых типов контактов с неприкасаемыми, и только неприкасаемым позволяются физические контакты с животными или с субстанцией, определяемой как нечистая. Индивиды убеждены, что если кто-то не останется верным ритуалам и обязанностям своей касты, то его ждёт самое низкое положение в последующем воплощении.

    Концепция каст иногда применялась вне индийского контекста, когда две или более этнических групп подвергались сегрегации, и доминировало понятие расовой чистоты (южная часть США, Южная Африка).

    Сословия

    Сословия  были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. Членство в сословии определялось наследством. «Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно» [2 С. 114-115].

    Сословия  имели тенденцию развиваться, когда  существовала традиционная аристократия, базировавшаяся на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных существовавшим в средневековой Европе, сословия были замкнуты на поместья и локализованы, образуя скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более выраженной национальной основе.    

    Класс

    Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. Э.Гидденс в особенности считает нужным отметить четыре момента:

    «Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении и обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными.

    Принадлежность  индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения, как в других типах  систем стратификации.

    Социальная  мобильность – движение вверх  и вниз в классовой структуре – значительно проще, чем в других типах (в кастовой системе индивидуальная мобильность, переход из одной касты в другую невозможен).

Информация о работе Социальная стратификация