Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:22, контрольная работа
Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она  описывает социальное неравенство  в обществе, деление социальных слоев  по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст-вию привилегий. В первобытном обществе неравенство было не-значительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю-дей по доходам, уровню образования, власти.  
Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов  на основе их статусных признаков  в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное поло-жение людей по отношению друг к другу
Введение   
1. Системы стратификации    
2. Измерение стратификации    
3. Типы социальной  стратификации   
4. Социальная мобильность:  типы, виды, измерение   
Заключение   
Список литературы
Введение   
1. Системы стратификации 
  
2. Измерение стратификации 
  
3. Типы социальной 
стратификации   
4. Социальная мобильность: 
типы, виды, измерение   
Заключение   
Список литературы 
  
 
 
Введение. 
Социальная стратификация 
- центральная тема социологии. Она 
описывает социальное неравенство 
в обществе, деление социальных слоев 
по уровню доходов и образу жизни, 
по наличию или отсутст-вию привилегий. 
В первобытном обществе неравенство было 
не-значительным, поэтому стратификация 
там почти отсутствовала. В сложных обществах 
неравенство очень сильное, оно поделило 
лю-дей по доходам, уровню образования, 
власти.  
Основными элементами 
социальной структуры общества являются 
индивиды, занимающие определенный статус 
и выполняющие определенные социальные 
функции, объединения этих индивидов 
на основе их статусных признаков 
в группы, социально-территориальные, 
этнические и иные общности. Социальная 
структура выражает объективное деление 
общества на общности, классы, слои, группы 
и т.д., указывая на различное поло-жение 
людей по отношению друг к другу. Таким 
образом, социальная структура -- это строение 
общества в целом, система связей между 
его основными элементами. 
Термин «стратификация» 
был заимствован из геологии, где 
он обозна-чает расположение пластов Земли 
по вертикали. Социология упо-добила строение 
общества строению Земли и разместила 
социаль-ные слои (страты) также по вертикали. 
Но первые идеи о социальной стратификации 
встречаются у Платона (выделяет три класса: 
философы, стражи, земледельцы и ремесленники) 
и Аристотеля (также три класса: «очень 
зажиточные», «крайне неимущие», «средний 
слой») Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология 
- М.:Инфра-М, 2001 - с.265. Окончательно идеи 
теории социальной стратификации оформились 
в конце 18 века благодаря появлению метода 
социологического анализа. 
Основой стратификации 
в социологии выступает неравенство, 
т.е. неравномерное распределение 
прав и привилегий, ответственности 
и обязанностей, власти и влияния. 
Первыми пытались объяснить природу 
социальной стратификации К.Маркс 
и М.Вебер. 
1. Системы стратификации. 
Различают открытые 
и закрытые системы стратификации. 
Социальную структуру, члены которой 
могут менять свой статус относительно 
легко, называют открытой системой стратификации. 
Структуру, члены которой с большим 
трудом могут изменить свой статус, 
называют закрытой системой стратификации.  
В открытых системах 
стратификации каждый член общества 
может изменять свой статус, подниматься 
или опускаться по социальной лестнице 
на основе собственных усилий и способностей. 
Современные общества, испытывая 
потребности в 
Примером закрытой 
системы стратификации может 
служить кастовая организация Индии 
(она функционировала до 1900 г.). Традиционно 
индусское общество разделялось 
на касты, и люди наследовали социальный 
статус при рождении от своих родителей 
и не могли изменить его в течение 
жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, 
но все они группировались в четыре основные: 
брахманов, или касту жрецов, численностью 
около 3% населения; кшатриев (потомки воинов) 
и вайшья (торговцы), которые вместе составляли 
около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников 
- около 70% населения, остальные 20% - хариджане, 
или неприкасаемые, которые традиционно 
были уборщиками, мусорщиками, кожевниками 
и свинопасами.  
Представители высших 
каст презирали, унижали и угнетали 
членов низших каст. Строгие правила 
не позволяли общаться представителям 
высших и низших каст, ибо считалось 
что это духовно оскверняет членов более 
высокой касты.  
2. Измерения стратификации. 
Первыми попытались 
объяснить природу социальной стратификации 
Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, 
что в капиталистических обществах причиной 
социального расслоения является разделение 
на тех, кто владеет и управляет важнейшими 
средствами производства - класс капиталистов-угнетателей, 
или буржуазия, и тех, кто может продавать 
только свой труд,- угнетенный рабочий 
класс, или пролетариат. По мнению Маркса, 
эти две группы и их несовпадающие интересы 
служат основой расслоения. Таким образом, 
для Маркса социальная стратификация 
существовала только в одном измерении.  
Полагая, что Маркс 
чересчур упростил картину стратификации, 
Вебер утверждал, что в обществе 
существуют и другие линии раздела, 
которые не зависят от классовой 
принадлежности или экономического 
положения, и предложил многомерный 
подход к стратификации, выделив 
три измерения: класс (экономическое 
положение), статус (престиж) и партию 
(власть). Каждое из этих измерений является 
отдельным аспектом социальной градации. 
Однако по большей части эти три 
измерения взаимосвязаны; они подпитывают 
и поддерживают друг друга, но все 
же могут не совпадать.  
Экономическое положение. 
Экономическое измерение 
Престиж. Авторитет, 
влияние, уважение в обществе, степень 
которых соответствует определенному 
социальному статусу. Престиж - явление 
неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако 
в повседневной жизни человек обычно стремится 
придать престижу ощутимость - присваивает 
титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает 
почетные степени, демонстрирует свое 
“умение жить”. Эти действия и объекты 
выполняют роль символов престижа, которым 
мы присваиваем социальную значимость.  
В наши взаимодействия 
с другими обязательно входят 
переговоры относительно степени уважения 
и почтительности, которые мы должны 
оказывать и получать. Даже простому 
разговору свойственна некая 
негласная договоренность о том, 
что мы будем внимательно относиться 
к сказанному, если нашим словам 
будет уделено такое же внимание. 
Самыми различными способами мы демонстрируем 
почтение человеку более высокого ранга. 
Так, в ритуалах знакомства применяются 
символические действия - поклоны, комплименты. 
В ритуалах избегания та же цель 
достигается при сохранении “соответствующей 
дистанции” по отношению к престижным 
фигурам.  
Для получения и 
удержания престижа недостаточно просто 
обладать богатством и властью - они 
должны быть выставлены на всеобщее обозрение, 
ибо престиж присваивается 
Престиж большинства 
современных людей 
Власть определяет, 
какие именно люди или группы смогут 
воплотить свои предпочтения в реальность 
социальной жизни. Власть - это способность 
отдельных лиц и социальных групп 
навязывать свою волю другим и мобилизовывать 
имеющиеся ресурсы для достижения цели.  
Основы власти подразделяются 
на три категории ресурсов.  
1. Принуждение - ресурсы, 
которые позволяют стороне, 
2. Побуждающие мотивы 
- ресурсы, которые позволяют 
3. Сила убеждения 
- ресурсы, которые дают 
Таким образом, овладеть 
важными ресурсами - значит получить 
господство над людьми. Контролировать 
ключевые ресурсы - значит поставить 
себя (или свою группу) между людьми 
и средствами, обеспечивающими людям 
удовлетворение своих биологических, 
психологических и социальных потребностей.  
Социальный статус 
- это тот относительный ранг, 
со всеми вытекающими из него правами, 
обязанностями и жизненными стилями, 
который индивид занимает в социальной 
иерархии. Статус может приписываться 
индивидам при рождении независимо от 
качеств индивида, а также на основании 
пола, возраста, семейных взаимосвязей, 
происхождения, или может являться достигнутым 
в конкурентной борьбе, что требует особых 
личных качеств и собственных усилий. 
Такие группы отличаются от социальных 
классов тем, что основываются на соображениях 
уважения и престижа, а не только на экономическом 
положении. Члены статусной группы взаимодействуют 
в основном в рамках собственной группы 
и в меньшей степени с людьми более высокого 
или более низкого статуса.  
3. Типы социальной 
стратификации. 
Независимо от форм, 
которые принимает социальная стратификация, 
ее существование универсально. Известны 
четыре основные системы социальной 
стратификации: рабство, касты, кланы 
и классы.  
Рабство.  
Причины рабства. Неотъемлемой 
чертой рабства является владение одних 
людей другими. Рабы были и у древних 
римлян, и у древних африканцев. 
В Древней Греции рабы занимались 
физическим трудом, благодаря чему 
свободные граждане имели возможность 
самовыражения в политике и искусствах. 
Наименее типичным рабство было для 
кочевых народов, особенно охотников 
и собирателей.  
Обычно указывают 
на три причины рабства: 
1. долговое обязательство, 
когда человек, оказавшийся не 
в состоянии заплатить долги, 
попадал в рабство к своему 
кредитору.  
2. нарушение законов, 
когда казнь убийцы или 
3. война, набеги, покорение, 
когда одна группа людей 
Общие характеристики 
рабства. Хотя рабовладельческая практика 
была различной в разных регионах 
и в разные эпохи, но независимо от 
того, было ли рабство следствием неуплаченного 
долга, наказания, военного плена или расовых 
предрассудков; было ли оно пожизненным 
или временным; наследственным или нет, 
раб все равно являлся собственностью 
другого человека, и система законов закрепляла 
статус раба. Рабство служило основным 
разграничением между людьми, четко указывающим, 
какой человек является свободным (и по 
закону получает определенные привилегии), 
а какой - рабом (не имеющим привилегий).  
Касты. 
В кастовой системе 
статус определяется рождением и 
является пожизненным; если использовать 
социологические термины: базой 
кастовой системы является предписанный 
статус. Достигнутый статус не в 
состоянии изменить место индивида 
в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие 
к группе с низким статусом, всегда 
будут иметь этот статус независимо 
от того, чего они лично сумели достичь 
в жизни.  
Общества, для которых 
характерна такая форма стратификации, 
стремятся к четкому сохранению 
границ между кастами, поэтому здесь 
практикуется эндогамия - браки в 
рамках собственной группы - и существует 
запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения 
контактов между кастами такие 
общества вырабатывают сложные правила, 
касающиеся ритуальной чистоты, согласно 
которым считается, что общение 
с представителями низших каст оскверняет 
высшую касту.  
Индийское общество 
- наиболее яркий пример кастовой системы. 
Основанная не на расовых, а на религиозных 
принципах, эта система просуществовала 
почти три тысячелетия. Четыре основные 
индийские касты, или Варны, подразделяются 
на тысячи специализированных подкаст 
(джати), причем представители каждой касты 
и каждой джати занимаются каким-то определенным 
ремеслом.  
Кланы.  
Клановая система 
типична для аграрных обществ. В 
подобной системе каждый индивид 
связан с обширной социальной сетью 
родственников - кланом. Клан представляет 
собой нечто вроде очень