Социальная стратификация общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст-вию привилегий. В первобытном обществе неравенство было не-значительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю-дей по доходам, уровню образования, власти.
Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное поло-жение людей по отношению друг к другу

Содержание

Введение


1. Системы стратификации


2. Измерение стратификации


3. Типы социальной стратификации


4. Социальная мобильность: типы, виды, измерение


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

со.docx

— 24.31 Кб (Скачать)

Введение   

1. Системы стратификации    

2. Измерение стратификации    

3. Типы социальной  стратификации   

4. Социальная мобильность:  типы, виды, измерение   

Заключение   

Список литературы   
 
 

Введение. 

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она  описывает социальное неравенство  в обществе, деление социальных слоев  по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст-вию привилегий. В первобытном обществе неравенство было не-значительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю-дей по доходам, уровню образования, власти.  

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов  на основе их статусных признаков  в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное поло-жение людей по отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура -- это строение общества в целом, система связей между его основными элементами. 

Термин «стратификация»  был заимствован из геологии, где  он обозна-чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо-добила строение общества строению Земли и разместила социаль-ные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой») Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология - М.:Инфра-М, 2001 - с.265. Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце 18 века благодаря появлению метода социологического анализа. 

Основой стратификации  в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение  прав и привилегий, ответственности  и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу  социальной стратификации К.Маркс  и М.Вебер. 

1. Системы стратификации. 

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой  могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим  трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.  

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься  или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая  потребности в квалифицированных  и компетентных специалистах, способных  управлять сложными социальными, политическими  и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.  

Примером закрытой системы стратификации может  служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно  индусское общество разделялось  на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей  и не могли изменить его в течение  жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев (потомки воинов) и вайшья (торговцы), которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.  

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст. Строгие правила  не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты.  

2. Измерения стратификации. 

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации  Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства - класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.  

Полагая, что Маркс  чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой  принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный  подход к стратификации, выделив  три измерения: класс (экономическое  положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три  измерения взаимосвязаны; они подпитывают  и поддерживают друг друга, но все  же могут не совпадать.  

Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации  определяется богатством и доходом. Богатство - то, чем люди владеют. Доход  понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек  может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства  и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.  

Престиж. Авторитет, влияние, уважение в обществе, степень  которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.  

В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна некая  негласная договоренность о том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами мы демонстрируем  почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются  символические действия - поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.  

Для получения и  удержания престижа недостаточно просто обладать богатством и властью - они  должны быть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж присваивается только на основе очевидных фактов.  

Престиж большинства  современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.  

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность  отдельных лиц и социальных групп  навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.  

Основы власти подразделяются на три категории ресурсов.  

1. Принуждение - ресурсы,  которые позволяют стороне, располагающей  этими ресурсами, вводить в  какую-то ситуацию новые ограничения.  

2. Побуждающие мотивы - ресурсы, которые позволяют одной  стороне придавать ситуации новые  преимущества.  

3. Сила убеждения  - ресурсы, которые дают возможность  одной стороне изменять взгляды  других людей без привнесения  недостатков или преимуществ  какой-либо ситуации.  

Таким образом, овладеть важными ресурсами - значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы - значит поставить  себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям  удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей.  

Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса.  

3. Типы социальной  стратификации. 

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы  и классы.  

Рабство.  

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних  людей другими. Рабы были и у древних  римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность  самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для  кочевых народов, особенно охотников  и собирателей.  

Обычно указывают  на три причины рабства: 

1. долговое обязательство,  когда человек, оказавшийся не  в состоянии заплатить долги,  попадал в рабство к своему  кредитору.  

2. нарушение законов,  когда казнь убийцы или грабителя  заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. 

3. война, набеги, покорение,  когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.  

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного  долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).  

Касты. 

В кастовой системе  статус определяется рождением и  является пожизненным; если использовать социологические термины: базой  кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в  состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие  к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь  в жизни.  

Общества, для которых  характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь  практикуется эндогамия - браки в  рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие  общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение  с представителями низших каст оскверняет высшую касту.  

Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных  принципах, эта система просуществовала  почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.  

Кланы.  

Клановая система  типична для аграрных обществ. В  подобной системе каждый индивид  связан с обширной социальной сетью  родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной  семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому  члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого  его члена.  

Информация о работе Социальная стратификация общества