Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:22, контрольная работа
Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст-вию привилегий. В первобытном обществе неравенство было не-значительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю-дей по доходам, уровню образования, власти.
Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное поло-жение людей по отношению друг к другу
Введение
1. Системы стратификации
2. Измерение стратификации
3. Типы социальной стратификации
4. Социальная мобильность: типы, виды, измерение
Заключение
Список литературы
Введение
1. Системы стратификации
2. Измерение стратификации
3. Типы социальной
стратификации
4. Социальная мобильность:
типы, виды, измерение
Заключение
Список литературы
Введение.
Социальная стратификация
- центральная тема социологии. Она
описывает социальное неравенство
в обществе, деление социальных слоев
по уровню доходов и образу жизни,
по наличию или отсутст-вию привилегий.
В первобытном обществе неравенство было
не-значительным, поэтому стратификация
там почти отсутствовала. В сложных обществах
неравенство очень сильное, оно поделило
лю-дей по доходам, уровню образования,
власти.
Основными элементами
социальной структуры общества являются
индивиды, занимающие определенный статус
и выполняющие определенные социальные
функции, объединения этих индивидов
на основе их статусных признаков
в группы, социально-территориальные,
этнические и иные общности. Социальная
структура выражает объективное деление
общества на общности, классы, слои, группы
и т.д., указывая на различное поло-жение
людей по отношению друг к другу. Таким
образом, социальная структура -- это строение
общества в целом, система связей между
его основными элементами.
Термин «стратификация»
был заимствован из геологии, где
он обозна-чает расположение пластов Земли
по вертикали. Социология упо-добила строение
общества строению Земли и разместила
социаль-ные слои (страты) также по вертикали.
Но первые идеи о социальной стратификации
встречаются у Платона (выделяет три класса:
философы, стражи, земледельцы и ремесленники)
и Аристотеля (также три класса: «очень
зажиточные», «крайне неимущие», «средний
слой») Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология
- М.:Инфра-М, 2001 - с.265. Окончательно идеи
теории социальной стратификации оформились
в конце 18 века благодаря появлению метода
социологического анализа.
Основой стратификации
в социологии выступает неравенство,
т.е. неравномерное распределение
прав и привилегий, ответственности
и обязанностей, власти и влияния.
Первыми пытались объяснить природу
социальной стратификации К.Маркс
и М.Вебер.
1. Системы стратификации.
Различают открытые
и закрытые системы стратификации.
Социальную структуру, члены которой
могут менять свой статус относительно
легко, называют открытой системой стратификации.
Структуру, члены которой с большим
трудом могут изменить свой статус,
называют закрытой системой стратификации.
В открытых системах
стратификации каждый член общества
может изменять свой статус, подниматься
или опускаться по социальной лестнице
на основе собственных усилий и способностей.
Современные общества, испытывая
потребности в
Примером закрытой
системы стратификации может
служить кастовая организация Индии
(она функционировала до 1900 г.). Традиционно
индусское общество разделялось
на касты, и люди наследовали социальный
статус при рождении от своих родителей
и не могли изменить его в течение
жизни. В Индии насчитывались тысячи каст,
но все они группировались в четыре основные:
брахманов, или касту жрецов, численностью
около 3% населения; кшатриев (потомки воинов)
и вайшья (торговцы), которые вместе составляли
около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников
- около 70% населения, остальные 20% - хариджане,
или неприкасаемые, которые традиционно
были уборщиками, мусорщиками, кожевниками
и свинопасами.
Представители высших
каст презирали, унижали и угнетали
членов низших каст. Строгие правила
не позволяли общаться представителям
высших и низших каст, ибо считалось
что это духовно оскверняет членов более
высокой касты.
2. Измерения стратификации.
Первыми попытались
объяснить природу социальной стратификации
Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал,
что в капиталистических обществах причиной
социального расслоения является разделение
на тех, кто владеет и управляет важнейшими
средствами производства - класс капиталистов-угнетателей,
или буржуазия, и тех, кто может продавать
только свой труд,- угнетенный рабочий
класс, или пролетариат. По мнению Маркса,
эти две группы и их несовпадающие интересы
служат основой расслоения. Таким образом,
для Маркса социальная стратификация
существовала только в одном измерении.
Полагая, что Маркс
чересчур упростил картину стратификации,
Вебер утверждал, что в обществе
существуют и другие линии раздела,
которые не зависят от классовой
принадлежности или экономического
положения, и предложил многомерный
подход к стратификации, выделив
три измерения: класс (экономическое
положение), статус (престиж) и партию
(власть). Каждое из этих измерений является
отдельным аспектом социальной градации.
Однако по большей части эти три
измерения взаимосвязаны; они подпитывают
и поддерживают друг друга, но все
же могут не совпадать.
Экономическое положение.
Экономическое измерение
Престиж. Авторитет,
влияние, уважение в обществе, степень
которых соответствует определенному
социальному статусу. Престиж - явление
неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако
в повседневной жизни человек обычно стремится
придать престижу ощутимость - присваивает
титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает
почетные степени, демонстрирует свое
“умение жить”. Эти действия и объекты
выполняют роль символов престижа, которым
мы присваиваем социальную значимость.
В наши взаимодействия
с другими обязательно входят
переговоры относительно степени уважения
и почтительности, которые мы должны
оказывать и получать. Даже простому
разговору свойственна некая
негласная договоренность о том,
что мы будем внимательно относиться
к сказанному, если нашим словам
будет уделено такое же внимание.
Самыми различными способами мы демонстрируем
почтение человеку более высокого ранга.
Так, в ритуалах знакомства применяются
символические действия - поклоны, комплименты.
В ритуалах избегания та же цель
достигается при сохранении “соответствующей
дистанции” по отношению к престижным
фигурам.
Для получения и
удержания престижа недостаточно просто
обладать богатством и властью - они
должны быть выставлены на всеобщее обозрение,
ибо престиж присваивается
Престиж большинства
современных людей
Власть определяет,
какие именно люди или группы смогут
воплотить свои предпочтения в реальность
социальной жизни. Власть - это способность
отдельных лиц и социальных групп
навязывать свою волю другим и мобилизовывать
имеющиеся ресурсы для достижения цели.
Основы власти подразделяются
на три категории ресурсов.
1. Принуждение - ресурсы,
которые позволяют стороне,
2. Побуждающие мотивы
- ресурсы, которые позволяют
3. Сила убеждения
- ресурсы, которые дают
Таким образом, овладеть
важными ресурсами - значит получить
господство над людьми. Контролировать
ключевые ресурсы - значит поставить
себя (или свою группу) между людьми
и средствами, обеспечивающими людям
удовлетворение своих биологических,
психологических и социальных потребностей.
Социальный статус
- это тот относительный ранг,
со всеми вытекающими из него правами,
обязанностями и жизненными стилями,
который индивид занимает в социальной
иерархии. Статус может приписываться
индивидам при рождении независимо от
качеств индивида, а также на основании
пола, возраста, семейных взаимосвязей,
происхождения, или может являться достигнутым
в конкурентной борьбе, что требует особых
личных качеств и собственных усилий.
Такие группы отличаются от социальных
классов тем, что основываются на соображениях
уважения и престижа, а не только на экономическом
положении. Члены статусной группы взаимодействуют
в основном в рамках собственной группы
и в меньшей степени с людьми более высокого
или более низкого статуса.
3. Типы социальной
стратификации.
Независимо от форм,
которые принимает социальная стратификация,
ее существование универсально. Известны
четыре основные системы социальной
стратификации: рабство, касты, кланы
и классы.
Рабство.
Причины рабства. Неотъемлемой
чертой рабства является владение одних
людей другими. Рабы были и у древних
римлян, и у древних африканцев.
В Древней Греции рабы занимались
физическим трудом, благодаря чему
свободные граждане имели возможность
самовыражения в политике и искусствах.
Наименее типичным рабство было для
кочевых народов, особенно охотников
и собирателей.
Обычно указывают
на три причины рабства:
1. долговое обязательство,
когда человек, оказавшийся не
в состоянии заплатить долги,
попадал в рабство к своему
кредитору.
2. нарушение законов,
когда казнь убийцы или
3. война, набеги, покорение,
когда одна группа людей
Общие характеристики
рабства. Хотя рабовладельческая практика
была различной в разных регионах
и в разные эпохи, но независимо от
того, было ли рабство следствием неуплаченного
долга, наказания, военного плена или расовых
предрассудков; было ли оно пожизненным
или временным; наследственным или нет,
раб все равно являлся собственностью
другого человека, и система законов закрепляла
статус раба. Рабство служило основным
разграничением между людьми, четко указывающим,
какой человек является свободным (и по
закону получает определенные привилегии),
а какой - рабом (не имеющим привилегий).
Касты.
В кастовой системе
статус определяется рождением и
является пожизненным; если использовать
социологические термины: базой
кастовой системы является предписанный
статус. Достигнутый статус не в
состоянии изменить место индивида
в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие
к группе с низким статусом, всегда
будут иметь этот статус независимо
от того, чего они лично сумели достичь
в жизни.
Общества, для которых
характерна такая форма стратификации,
стремятся к четкому сохранению
границ между кастами, поэтому здесь
практикуется эндогамия - браки в
рамках собственной группы - и существует
запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения
контактов между кастами такие
общества вырабатывают сложные правила,
касающиеся ритуальной чистоты, согласно
которым считается, что общение
с представителями низших каст оскверняет
высшую касту.
Индийское общество
- наиболее яркий пример кастовой системы.
Основанная не на расовых, а на религиозных
принципах, эта система просуществовала
почти три тысячелетия. Четыре основные
индийские касты, или Варны, подразделяются
на тысячи специализированных подкаст
(джати), причем представители каждой касты
и каждой джати занимаются каким-то определенным
ремеслом.
Кланы.
Клановая система
типична для аграрных обществ. В
подобной системе каждый индивид
связан с обширной социальной сетью
родственников - кланом. Клан представляет
собой нечто вроде очень