Банк России является юридическим
лицом. Банк России имеет печать с
изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим
наименованием. Уставный капитал и
иное имущество Банка России являются
федеральной собственностью.
Государство не отвечает по
обязательствам Банка России, а Банк
России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя
такие обязательства или если иное не
предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет
свои расходы за счет собственных
доходов.
Целями
деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является
целью деятельности Банка России.
Банк России
выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России подотчетен Государственной
думе Федерального Собрания Российской
Федерации.
Нормативные акты Банка
России
Центральный банк по вопросам,
отнесенным к его компетенции
настоящим федеральным законом
и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и
инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после
дня их официального опубликования в официальном издании Банка
России — «Вестнике Банка России», за
исключением случаев, установленных советом
директоров. Нормативные акты Банка России
не имеют обратной силы.
Нормативные акты Центрального
банка должны быть зарегистрированы
в Министерстве юстиции Российской
Федерации в порядке, установленном
для государственной регистрации
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти.
Не подлежат государственной
регистрации нормативные акты Центрального
банка, устанавливающие:
- курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- изменение процентных ставок;
- размер резервных требований;
- размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
- прямые количественные ограничения;
- правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
- порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Нормативные акты Центрального
банка в полном объеме направляются
в необходимых случаях во все
зарегистрированные кредитные организации.
Нормативные акты ЦБ могут
быть обжалованы в суд в порядке,
установленном для оспаривания
нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти.
Центральный банк не вправе участвовать в капиталах кредитных
организаций, если иное не установлено федеральными
законами.
ЦБ не вправе участвовать в капиталах
или являться членом иных коммерческих
или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность
ЦБ, его учреждений, организаций и служащих,
за исключением случаев, установленных
федеральными законами.
Банк России может участвовать в капиталах и деятельности
международных организаций, которые занимаются развитием
сотрудничества в денежно-кредитной, валютной,
банковской сферах, в том числе между центральными
банками иностранных государств.
Взаимоотношения Центрального банка с кредитными организациями иностранных
государств осуществляются в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации, федеральными законами, а также
с межбанковскими соглашениями.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.
Прибыль Банка России определяется, как разница между
суммой доходов от предусмотренных ст.
46 федерального закона «О ЦБ РФ» банковских
операций и сделок и доходов от участия
в капиталах кредитных организаций и расходами,
связанными с осуществлением банком России
своих функций, установленных ст. 4 настоящего
федерального закона.
Национальный банковский
совет
Национальный банковский
совет — коллегиальный орган Центрального
банка.
Численность Национального
банковского совета составляет 12 человек,
из которых двое направляются Советом
Федерации Федерального собрания РФ
из числа членов Совета Федерации, трое
— Государственной думой из числа
депутатов Государственной думы,
трое — Президентом РФ, трое —
Правительством РФ. В состав Национального
банковского совета входит также
Председатель Банка России.
Председатель Национального
банковского совета избирается членами Национального
банковского совета из их числа большинством
голосов от общего числа членов Национального
банковского совета.
Председатель Национального
банковского совета осуществляет общее
руководство его деятельностью,
председательствует на его заседаниях.
В случае отсутствия Председателя Национального
банковского совета его функции
выполняет заместитель, избираемый
из числа членов Национального банковского
совета большинством голосов от общего
числа членов Национального банковского
совета.
Решения Национального банковского
совета принимаются большинством голосов
от числа присутствующих членов Национального
банковского совета при кворуме
в семь человек.
В компетенцию
Национального банковского совета
входит:
- рассмотрение годового отчета ЦБ;
- рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;
- рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- решение вопросов, связанных с участием БР в капиталах кредитных организаций;
- назначение главного аудитора БР и рассмотрение его докладов;
- ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности БР:
- реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- банковского регулирования и банковского надзора;
- реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
- организации системы расчетов в РФ;
- исполнения сметы расходов Банка России;
- подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
- внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности БР, его структурных подразделений и учреждений;
Председатель Банка
России
Председатель Центрального
банка назначается на должность Государственной
думой сроком на четыре года большинством
голосов от общего числа депутатов Государственной
думы.
Кандидатуру для назначения
на должность Председателя Банка
России представляет Президент РФ не
позднее, чем за три месяца до истечения
полномочий действующего Председателя
Банка России.
Одно и то же лицо не может
занимать должность Председателя Банка
России более трех сроков подряд.
Совет директоров
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов
Совета директоров.
Члены Совета директоров назначаются
Государственной думой на должность
сроком на четыре года по представлению
Председателя Банка России, согласованному
с Президентом Российской Федерации.
Решения Совета директоров принимаются
большинством голосов от числа присутствующих
на заседании членов Совета директоров
при кворуме в семь человек
и обязательном присутствии Председателя
ЦБ или лица, его замещающего. Протокол
заседания Совета директоров подписывается
председательствовавшим и одним
из членов Совета директоров. При принятии
Советом директоров решений по вопросам
денежно-кредитной политики мнение
членов Совета директоров, оказавшихся
в меньшинстве, заносится по их требованию
в протокол заседания Совета директоров.
Совет директоров выполняет
следующие функции:
- разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- утверждает годовую финансовую отчетность Центрального банка России;
- утверждает отчет о деятельности Центрального банка России и готовит анализ состояния экономики РФ;
- утверждает смету расходов Центрального банка;
- утверждает структуру Банка России;
- определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
- устанавливает правила проведения банковских операций и правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ
Совет директоров
Центрального банка также принимает
решения:
- о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
- об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
- о величине резервных требований;
- об изменении процентных ставок Центрального банка;
- об определении лимитов операций на открытом рынке;
- об участии в международных организациях;
- об участии (о членстве) ЦБ в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих;
- о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
- о применении прямых количественных ограничений;
- о выпуске банкнот и монеты ЦБ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ старого образца;
- о порядке формирования резервов кредитными организациями;
Члены Совета директоров не
могут состоять в политических партиях,
занимать должности в общественно-политических
и религиозных организациях.
Председатель
Центрального банка России:
- действует от имени Центрального банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
- председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя ЦБР является решающим;
- подписывает нормативные акты ЦБ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ;
- несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
- обеспечивает реализацию функций Банка России.
Центральный банк образует единую
централизованную систему с вертикальной
структурой управления. В систему
Центрального банка входят центральный
аппарат, территориальные учреждения,
расчетно-кассовые центры, вычислительные
центры, полевые учреждения, учебные
заведения и другие предприятия,
учреждения и организации, в том
числе подразделения безопасности
и Российское объединение инкассации,
необходимые для осуществления
деятельности Центрального банка.
Центральный банк осуществляет
денежную эмиссию, организует обращение
денег и изъятие их из обращения, издает
нормативные акты по вопросам порядка
ведения кассовых операций, правил перевозки,
хранения и инкассации наличных денег,
управляет денежным обращением экономическими
методами.
Взаимоотношения Центрального
банка с коммерческими банками
и другими кредитными учреждениями
определены действующими законами. С
одной стороны, Банк России наделен
широкими властными полномочиями по
управлению денежно-кредитной системой
страны, а с другой — он юридическое
лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые
отношения с кредитными организациями. Таким образом, Банк России
имеет двойственную правовую природу.
Одновременно он — орган государственного
управления специальной компетенции и
юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную
деятельность.
Деньги и функции
денег. Деньги и их функции
- Деньги представляют собой финансовый актив, который служит для совершения сделок (для покупки товаров и услуг). Актив – это то, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные и финансовые. Реальные активы – это вещественные (материальные) ценности (оборудование, здания, мебель, бытовая техника и т.п.). Финансовые активы - это ценные бумаги. Их разделяют на:
• денежные (собственно деньги или краткосрочные долговые обязательства),
• неденежные (доходные ценные бумаги - акции и облигации, которые представляют собой долгосрочные долговые обязательства).
Деньги – это финансовый актив, но они отличаются от других видов финансовых активов тем, что только деньги могут обслуживать сделки и являются платежным средством обращения. Нельзя купить хлеб в булочной, отдав взамен акцию или облигацию.
Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции. Деньги выполняют функции: 1) средства обращения; 2) единицы счета; 3) меры отложенных платежей и 4) запаса ценности.
В качестве средства обращения (medium of exchange) деньги являются посредником в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер (обмен товара не на деньги, а на другой товар). Однако бартер связан со значительными издержками. С одной стороны, это потеря времени и усилий, т.е. альтернативные издержки, а, с другой стороны, это прямые трансакционные издержки (издержки по совершению сделки - transaction costs), к которым относятся, например, издержки «стоптанных башмаков». Для осуществления обмена товара на товар необходимо выполнение условия, которое известный английский экономист прошлого века, один из основоположников теории предельной полезности и математической школы в экономической теории Уильям Стенли Джевонс назвал «двойным совпадением желаний» (double coincidence of wills). Человек, желающий приобрести какой-либо товар должен найти такого продавца этого товара, который взамен согласился бы получить то, что производит данный человек. Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в обмен на продаваемый им хлеб нужны сапоги. Заболевший художник должен найти аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А преподаватель макроэкономики, желающий сделать себе модную прическу, должен найти парикмахера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции, например, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться успехом. Но при этом время будет потрачено, а башмаки стоптаны. Поэтому бартер является крайне неэффективной и нерациональной формой обмена.
Деньги - величайшее изобретение человечества. Появление денег в качестве посредника в обмене сняло проблему двойного совпадения желаний и ликвидировало издержки обмена. Любой товар можно продать за деньги, и на полученную сумму купить любой другой товар. Это свойство денег быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, получил название абсолютной ликвидности (liquidity) – от английского слова «liquid», что означает «жидкий, текучий». Очевидно, что все активы обладают свойством ликвидности, поскольку рано или поздно их можно продать или обменять, но степень ликвидности у равных у разных активов разная. Свойством абсолютной ликвидности обладают только наличные деньги.
Второй функцией денег выступает то, что они являются измерителем ценности всех товаров и услуг, единицей счета (unit of account). Как масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, а объем жидкости – в литрах, так ценность (стоимость) измеряется в определенном количестве денег. Пока деньги не начали выполнять эту функцию, стоимость каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем, человеку, желающему купить определенный товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в рубашках, колбасе, сапогах, телевизорах, компьютерах и т.д. При денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно знать лишь, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. Единицей счета выступает денежная единица страны, т.е. национальная валюта (рубль в России, доллар в США, фунт стерлингов в Великобритании, тугрик в Монголии и т.п.). В условиях высокой инфляции, когда отсутствует стабильность национальной денежной единицы, в качестве дополнительной единицы счета может выступать стабильная денежная единица другой страны (например, доллар в России) или условная денежная единица (у.е.).
Третья функция денег – это функция средства платежа (standard of deferred payment), которая проявляется в использовании их при оплате отложенных платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Отличие этой функции от функции средства обращения заключается в том, что использование денег в качестве посредника в обмене предполагает одновременное движение товаров и денег, а при выполнении функции средства платежа либо движение товаров и движение денег по времени не совпадают (например, коммерческий кредит, т.е. кредит под товары), либо нет движения товаров, а есть только движение денег (например, банковский кредит). Функцию средства платежа деньги могут выполнять, поскольку они сохраняют свою ценность во времени. А это есть четвертая функция денег.
Четвертая функция денег состоит в том, что деньги представляют собой запас ценности (средство сохранения ценности) – store of value. Деньги являются финансовым активом, обладающим ценностью. Эта ценность состоит в их ликвидности, в их покупательной способности - в том, что на них в любой момент можно купить любой товар, услугу или ценную бумагу. В неинфляционной экономике эта ценность (покупательная способность) сохраняется и не меняется во времени. На одну и ту же сумму денег можно купить одно и то же количество товаров и через год, и через 5 лет. В условиях инфляции деньги теряют свою ценность, их покупательная способность уменьшается. Поскольку общий уровень цен растет, то на одну и ту же денежную сумму можно купить все меньше товаров. Накапливать обесценивающиеся деньги становится бессмысленно. И функцию запаса ценности (средства накопления) начинает выполнять не национальная валюта, а стабильная валюта другой страны. Кроме того, деньги не являются самым привлекательным финансовым активом, который следует держать на руках, поскольку они не приносят дохода. При этом существуют доходные финансовые активы, например, акции, приносящие доход в виде дивиденда и облигации, обеспечивающие процентный доход.
Наиболее важной является первая функция денег – функция средства обращения, поскольку она отличает денежные финансовые активы от неденежных. Однако все функции денег взаимосвязаны и взаимообусловлены. Деньги используются для совершения сделок, поскольку они служат единицей счета и измеряют ценность всех товаров, что возможно, так как деньги сами обладают ценностью, являясь финансовым активом, а поскольку они сохраняют свою ценность во времени, то могут использовать как мера отложенных платежей.