Социальная стратификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов. Ответственность за выполнение планов шла от самых высших чинов до простых работников. На государственном уровне, около семидесяти министерств и государственных комитетов, отвечали за свои отрасли экономики, контролировали экономическую активность в им подчиненных секторах. Региональные комитеты отчитывались перед государственными за выполнение планов в им подчиненных регионах.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 128.13 Кб (Скачать)

 

По мнению неоинституционалистов, в основе отношений между людьми лежит взаимовыгодный обмен. Такой подход называется контрактной (договорной) парадигмой. «Политика, – пишет, например, Дж. Бьюкенен, – есть сложная система обмена между индивидами… На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике – соглашаются платить налоги в обмен на необходимые всем и каждому блага: от местной пожарной охраны до суда». (Бьюкенен Дж. Избранные труды. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. – М.: Таурус Альфа, 1997. – С. 23.) Контрактная парадигма создает экономику соглашений, в основе которой лежит «норма». Понятие «норма» является основополагающим в системе категорий институционализма. Представители американского неоинституционализма рассматривают нормы прежде всего как результат выбора; французские – как предпосылку рационального поведения. Рациональность поэтому также раскрывается как норма поведения.

 

Соглашения образуют институциональную  среду и определяют «правила игры»  как в частном секторе –  через теорию прав собственности (А. Алчиан), так и в общественном – через теорию общественного выбора (К. Эрроу, Дж. Бьюккенен).

 

Из теории прав собственности  выросли, в свою очередь, три концепции: экономика права, экономика организаций  и новая экономическая история (Д. Норт). Теория общественного выбора тоже разделилась на две ветви: конституционную экономику и экономику политики.

 

Неоинституционализм поставил во главу угла проблему мотивации человеческого поведения. Его интересует процесс принятия решений, их условия и предпосылки. Они изложены в теории агентов (Т. Стиглиц), в которой сначала рассматриваются предварительные предпосылки контрактов (ex ante), а затем теория трансакционных издержек (Р. Коуз), т. е. реализованных соглашений (ex post).

 

Работы американского  экономиста Р. Коуза (см. разд. 1.2) принято считать точкой отсчета нового институционализма. В статье «Природа фирмы» (1937) Коуз отвечает на вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму. Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.

 

Дело в том, что для  успешного функционирования на рынке  предприниматель должен иметь о  нем достоверную и обстоятельную  информацию, которая требует больших  издержек, называемых трансакционными (лат. transactio – сделка). Эти издержки связаны не с производством как таковым (внутренние затраты), а с сопутствующими ему (внешними) затратами: поиском информации о ценах, ведением переговоров, разработкой системы стандартов и контролем над ней, содержанием юридической системы, некорректным поведением партнеров и т. д. Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Идеи Коуза объясняют структуру и эволюцию социальных институтов, исходя из понятия трансакционных издержек. Интересно заметить, что главную беду бывших социалистических стран Коуз видит в отсутствии рыночных институтов, обеспечивающих минимизацию трансакционных издержек.

 

В качестве методологической базы неоинституциональная экономика использует традиционную неоклассику. Правда, она освободилась от некоторых ее одиозных постулатов: идеи полной рациональности, абсолютной информированности агентов рынка, совершенной конкуренции, установления равновесия лишь посредством ценового механизма и других.

 

Подытоживая обзор двух ветвей И. – с. н., можно сделать ряд  выводов, касающихся существующих между  ними различий:

 

A. В старом институционализме важное место занимает исследование проблем трансформации индустриального общества в неоиндустриальное (т. е. информационное) общество на основе НТР, которая должна преодолеть социальные противоречия системы. В отличие от старого неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку и социальным проблемам.

 

Б. Традиционный институционализм пытается изучать экономические проблемы методами других наук: социологии, психологии, юриспруденции. «Новые» идут другим путем: изучают правовые и другие проблемы методами неоклассической экономической теории, с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр. Такое явление получило название экономического империализма.

 

B. В фокусе внимания  старых институционалистов находились действия коллективов (профсоюзы, государство), не затрагивающих интересов индивидов. Напротив, новые институционалисты изучают поведение индивида, который по своей воле решает, в каком коллективе ему быть.

 

Считается, что новый институционализм, как и неоклассический синтез,  являются магистральными течениями современной экономической мысли.

 

Интерес к институционализму в России объясняется двумя причинами. Во-первых, влиянием марксизма, который всегда рассматривал институционализм как своего союзника. Во-вторых, желанием преодолеть ограниченность экономикса, основанного на деятельности рационального индивида. Этот подход в России так и не сложился.

 

В российской экономической  литературе фигурируют семь направлений  неоинституциональных исследований. Анализируются следующие теории и проблемы.

 

1. Теория прав собственности.  Она важна в аспекте анализа  приватизации, ее последствий и  формирования рыночных институтов. После проведенных реформ большая  часть государственной собственности  в России перешла не к аутсайдерам  (посторонним, «диким»), а к инсайдерам (менеджменту и персоналу предприятий). Поэтому в России не сформировался  эффективный частный собственник.  В деятельности фирм мотив  личного обогащения новых владельцев  доминирует над целями развития  производства.

 

2. Проблема импорта рыночных  институтов. Здесь имеются две  группы проблем. Первая связана  с появившимся после проведения  реформ расширением политических  свобод (свобода слова,  митингов  и т. п.) и сужением экономических  возможностей (падение производства, инфляция и т. д.). В этих условиях  большая нагрузка легла на  государство. Но оно оказалось  не в состоянии защитить провозглашенные  им самим права. Отсутствие  надежных институциональных гарантий  привело к произволу властей  всех уровней. Вторая группа  проблем связана с анализом  особенностей адаптации населения  к рынку. Трансформация российской  экономики происходит в условиях  глубокого спада экономики и  жизненного уровня населения,  которое ищет защиты (опеки) у  государства. Ради опеки люди  готовы отказаться от «голодной»  свободы, обменяв ее на «сытое»  подчинение.

 

3. Теория трансакционных издержек. Как показывает практика, в переходной экономике России растут издержки, связанные с информацией о конъюнктуре рынка. Один из путей их снижения – экономико-правовое обеспечение института товарных знаков.

 

4. Экономика организации.  Она касается разработки теории  фирмы  и эффективности работы  хозяйственных организаций.

 

5. Экономико-правовые неоинституциональные концепции. Самыми популярными из них в России являются теория общественного выбора  и теория прав собственности. Теория общественного выбора популярна по той причине, что и в советский, и в постсоветский периоды российская экономика зависела от политической конъюнктуры. Проблемы взаимосвязи экономики и политики изучаются по данным выборов в центральные и местные органы власти; при подготовке, принятии и реализации российской Конституции; при анализе деятельности госаппарата и в других случаях.

 

6. Теория преступлений  и наказаний. Она исследует  экономическое «подполье» – мир  за рамками «общественного договора».  Отечественные экономисты начали  знакомиться с теорией преступлений  и наказаний лишь с 1997. В  настоящее время успешно развивается  исследование по частным направлениям  экономической теории преступлений  и наказаний: по экономике наркобизнеса, рэкет-бизнеса, коррупции, которые существуют как реакция на отсутствие защиты прав собственности.

 

7. Новая экономическая  история. В ней исследуется  неоинституциональный подход к изучению исторических закономерностей. Широко применяется неоинституциональный подход и к исследованию переходной экономики России.

 

8. Теория современного иституализма.

 

 

  1. Центральные банки и его функции.  Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы России;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Правовой  статус Банка России (ЦБ РФ):

  • Банк России является юридическим лицом.
  • Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
  • ЦБ РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
  • Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
  • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
  • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
  • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Функции центрального банка

Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегдагосударственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные  функции центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики (рис.71).

Рис. 71. Денежно-кредитная  политика центрального банка

Денежно-кредитная  политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

5. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

4. Банк банков. Поскольку центральный банк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, то звеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливаетобязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

5. Хранение золотого и  валютного запаса страны.

6. Денежно-кредитное регулирование  экономики.

Основные методы:

  • изменение ставки учетного процента (учетная политика);
  • пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);
  • операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);
  • рефинансирование национальной кредитной системы.

Основными функциями Центрального банка являются:

  • денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;
  • хранение государственных золото-валютных резервов;
  • ведение счетов правительства;
  • хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;
  • кредитование коммерческих банков;
  • контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
  • кредитно-денежное регулирование экономики.

Центральный банк РФ, структура, правовое положение


Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации  и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Информация о работе Социальная стратификация