Социальная стратификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов. Ответственность за выполнение планов шла от самых высших чинов до простых работников. На государственном уровне, около семидесяти министерств и государственных комитетов, отвечали за свои отрасли экономики, контролировали экономическую активность в им подчиненных секторах. Региональные комитеты отчитывались перед государственными за выполнение планов в им подчиненных регионах.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 128.13 Кб (Скачать)
  1. История развития экономики. Хотя современная российская экономика составляет немногим более половины экономики бывшего СССР, ее активы громадны. Во времена СССР Коммунистическая партия контролировала все аспекты экономической жизни в стране, а плановая экономика оставила после себя целый ряд характерных черт, которые приходится учитывать и преодолевать при переходе к рыночным отношениям. 
    Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды. Региональные комитеты затем делали конкретные планы по выпуску определенного количества единиц продукции для каждого государственного предприятия и по сельско-хозяственной продукции для каждого колхоза или совхоза. Централизованная плановая система базировалась на предположении если по каждому виду продукции будет выполнен или перевыполнен план, то спрос и предложение будут сбалансированы.
 




Роль правительства заключалась  в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов. Ответственность за выполнение планов шла от самых высших чинов  до простых работников. На государственном  уровне, около семидесяти министерств  и государственных комитетов, отвечали за свои отрасли экономики, контролировали экономическую активность в им подчиненных  секторах. Региональные комитеты отчитывались перед государственными за выполнение планов в им подчиненных регионах.

Планы устанавливались как  на добычу полезных ископаемых, так  и на производство конечных товаров  и услуг для потребления. Теоретически, но не практически, централизованная плановая система обеспечивала баланс выпуска  продукции между секторами экономики. При плановой экономике государство  выполняло распределяющую функцию, которую выполняют цены при рыночных отношениях. В Советском союзе  цены фактически нужны были только для обеспечения учета. Правительство  устанавливало цены на все продукты, базируясь на роли каждого такого продукта в экономике и, реже, исходя из себестоимости производства, но никак не на основе экономических  критериев (спроса и предложения). Такая  система приводила к появлению  аномалий. Так, например, цены на хлеб были значительно ниже себестоимости  его производства, а промышленность обеспечивалась сырьем и топливом по ценам ниже рыночных. 
Плановая система позволила советским лидерам эффективно перераспределять ресурсы во время кризисов, а также быстро восстановить экономику СССР после второй мировой войны. Быстрое восстановление экономики после войны, а также преимущественное развитие оборонной промышленности в последующие годы сделали Советский союз супердержавой.

Российские экономические  реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям. Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в направлении рыночных отношений, перейдя к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как приватизация (часто за гроши) ведущих промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что больно ударило по отечественной промышленности. Также, вплоть до 1996 года практически полностью отсутствовала законодательная база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными. Кроме того, курс рубля по отношению к доллару США постоянно падал, и темпы инфляции в стране были очень высокими. Такое состояние экономики делало очень сложным оценить размер ВВП России в долларах США для сравнения с ВВП других стран. По официальным данным, в 1994 году ВВП России составил 604 триллиона рублей (примерно 207 млрд долларов) или около 4% ВВП США за этот же год. Но эта цифра не отражала истинного экономического положения в стране. ВВП России, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 1994 году составил 678 млрд долларов, что равнялось примерно 10% американской экономики. На душу населения рассчитанный таким образом ВВП России составил 4573 долларов или примерно 19% аналогичного показателя в США. В то же время, размер теневой экономики в России составлял в те годы приблизительно 50% всей экономики и 40% денежного оборота.

Экономические реформы 1990-х годов

Экономические реформы 1990-х  годов преследовали две цели —  макроэкономическую стабилизацию и  реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием — переходом  от плановой к рыночной экономике. Для перехода к рыночной экономике в России необходимо было практически с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное развитие экономики. Открытие внутреннего рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций, т.е. интегрирование экономики России в мировую экономику, было также очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева в середине и конце 1980-х годов не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство Б.Н. Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными.

Экономическая программа  Б.Н. Ельцина

В октябре 1991 года, за два  месяца до официального распада СССР и два месяца после августовского  путча, Ельцин и его соратники, включая  Е.Т. Гайдара, приступили к осуществлению  программы радикальных экономических  реформ. Верховный совет РСФСР  поддержал президента в осуществлении  данной программы, которая была рассчитана на один год. Это была амбициозная программа, но ее цели по стабилизации макроэкономической ситуации в стране и созданию основ для дальнейшего развития рыночных отношений были практически неосуществимыми. Другой составляющей реформ Б.Н. Ельцина было делегирование региональным властям максимально возможных властных полномочий; согласно целой серии договоров между центральной властью и главами 21 автономной республики и другими субъектами федерации, Москва гарантировала последним специальные права и самостоятельность принятия решений по многим вопросам и осуществления важных экономических проектов.

 

Программа макроэкономической стабилизации. Программа предусматривала проведение большого количества мероприятий для достижения экономической стабильности в стране. Правительство существенно ограничивало государственные расходы, сосредотачивая усилия исключительно на реализации национальных проектов, обороне, и субсидиях организациям и частным лицам. Программа была направлена на уменьшение дефицита государственного бюджета с 20% ВВП в 1991 году до 9% ВВП ко второй половине 1992 года и 3% к 1993 году. Правительство ввело новые налоги, и обновило систему сбора налогов, чтобы увеличить государственные доходы. В денежно-кредитной сфере, экономическая программа требовала, чтобы Центральный Банк России урезал субсидируемые кредиты предприятиям в целях ограничения роста денежной массы. Программа правительства была направлена на сокращение темпов инфляции от 12% за месяц в 1991 году до 3% за месяц в середине 1993 года. 
Экономические реформы. Сразу после ликвидации Советского Союза было объявлено, что правительство отменяет государственное регулирование цен на 90% товаров широкого потребления и 80% из промежуточных товаров. Тем не менее, государственный контроль сохранился в отношении цен на электроэнергию и главные продовольственные товары, такие как хлеб, сахар, водка и молочная продукция. Эти меры должны были восстановить баланс между производством и потреблением, которого недоставало при плановой экономике. 
Чтобы поощрять развитие частного сектора, фундаментальные изменения были сделаны в налоговой системе, включая введение налога (ЧАН) на добавленную стоимость 28% на большинство сделок, прогрессивного налога на прибыль, и налога на доход от бизнеса; изменения произошли в системе импортных и экспортных пошлин; новые налоги на внутреннее потребление электроэнергии поощряли ее сохранение (необходимый шаг, потому что цены на электроэнергию все еще находились под контролем государства); и новые экспортные пошлины на нефть и природный газ были введены для того, чтобы уменьшить разницу между субсидируемыми местными ценами и мировыми ценами и, чтобы предотвратить дефицит энергоресурсов. Для рубля был установлен рыночный обменный курс, который в последствии позволил отечественной валюте стать конвертируемой. Много ограничений на внешнюю торговлю и инвестиции также были сняты в целях обеспечения перехода экономики России на мировые цены.

Инфляция

В 1992 году, в первый год  экономических реформ, розничные  цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства  цен в январе 1992 года, шаге, который  привел к повышению средних цен  на 245% только в течение января. К 1993 года годовая инфляция снизилась  до 240%, однако оставалась все еще  очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224%. 
В 1995 году темпы инфляции успешно сдерживались поддержанием жесткой денежно-кредитной политики и посредством принятия относительно строгого бюджета. Поэтому, ежемесячный темп инфляции держал фактически устойчиво ниже 5% в последнем квартале 2005 года. Для первой половины 1996 года, темпы инфляции составили 16.5%. Однако, эксперты тогда отмечали, что контролю инфляции помогли систематические задержки заработной платы работникам на государственных предприятиях.

Курс рубля

Основным симптомом российской макроэкономической неустойчивости было резкое колебание обменного курса  рубля. С июля 1992 года, с того момента  когда рубль уже мог быть юридически обменян на доллары Соединенных  Штатов, к октябрю 1995 года, курс рубля  к доллару, вырос со 144 рублей за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар. До июля 1992 года, курс рубля был установлен искусственно на чрезвычайно переоцененном  уровне. Но быстрые изменения в  реальной стоимости рубля привели  к макроэкономической неустойчивости. Самый яркий пример такого колебания - "черный вторник" (октябрь 1994 года) когда рубль упал за день на 27% по отношению к доллару.

В июле 1995 года, Центральный  Банк объявил о своем намерении  поддерживать рубль в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар до октября 1995 года, однако позже период поддержки  был расширен до июня 1996 года. В результате такой политики, правительство смогло защитить рубль и курс рубля стабилизировался. Однако в мае 1996 года, был введен плавающий обменный курс рубля для того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар.

Приватизация

Сущность экономической  реструктуризации и предмет критического рассмотрения для иностранных ссуд и инвестиций в российскую экономику, - приватизационная программа. В большинстве  своем, в период между 1992 и 1995 годом  Россия успешно проводила приватизацию согласно плану, установленному в оригинальной программе приватизации в октябре 1991 года. Как заместитель премьер-министра, реформатор А. Чубайс был эффективным  защитником приватизации, начиная с  ранних стадий. В 1992 году приватизация маленьких предприятий началась через скупку последних работниками  или через общественные аукционы. В конце 1993 года более чем 85% малых  предприятий и более чем 82,000 крупных  государственных предприятий были приватизированы. 
1 октября 1992 года, среди населения стали распостранятся ваучеры (приватизационные чеки), номиналом 10,000 рублей каждый, которые предназначались для покупки акций средних и крупных предприятий. Однако, держатели также могли продавать ваучеры или вложить их в различные инвестиционные фонды. 
В конце июня 1994 года, завершилась первая фаза приватизационной программы. В результате примерно 70% средних и крупных предприятий и около 90% из малых предприятий было отдано в частные руки. К тому времени, 96% ваучеров, выпущенных в 1992 году, было использовано их владельцами для покупки акций, вложений в инвестиционные фонды, либо продано. 
В ходе второй фазы приватизационной программы предполагалось прямо продавать акции оставшихся в собственности государства предприятий за наличные деньги. Эта фаза планировалась для завершения передачи государственных предприятий в частные руки и обеспечения роста правительственных доходов. После того, как, процедура приватизации подверглась жесткой критике в Государственной Думе, Б.Н. Ельцин дал зеленый свет второй фазе приватизации декретом в июле 1994 года. 
В 1995 и 1996 годах, политические условия продолжали затруднять приватизационную программу, а коррупционные скандалы лишали программу общественной поддержки. В 1996 году программа приватизации окончательно приобрела отрицательную репутацию и возник термин "прихватизация" или "grabification".

Экономическая история 1996-2006 годов

В конце 1997 года, Россия достигла некоторого экономического прогресса. Темпы инфляции были снижены, курс рубля  устойчив, а честолюбивая приватизационная программа передала тысячи предприятий  в частную собственность. Было принято  много важных ориентированных на рыночные отношения законов, учрежден арбитражный суд для решения  экономических споров. Но в 1998 году Азиатский финансовый кризис, достигнув России, привел к резкому снижению выручки от нефтяного экспорта и массовому оттоку иностранных инвесторов. Все это привело к неспособности правительства выполнять в полном объеме обязательства перед иностранными кредиторами в результате чего в России произошел экономический кризис, а курс рубля снова резко упал.

В 1999 году началась эпоха  экономического роста, а объем производства в России вырос во второй раз начиная с 1991 года на 3.2% по сравнению с падением данного показателя на 4.6% в 1998 году. Этот рост был достигнут несмотря на год "суматохи", которая включала в себя смену трех премьер-министров и отставку в канун Нового Года Президента Бориса Ельцина. Положительно сказался на экономическом положении России трехкратный рост мировых цен на нефть во второй половине 1999 года.

2.Меркантилизм. МЕРКАНТИЛИЗМ (mercantilism) Экономическая теория, которая утверждала полезность активного сальдо платежного баланса для увеличения денежной массы в обращении и стимулирования таким образом экономики, а также необходимость метода протекционизма (protectionism) как средства достижения этих целей. Критики меркантилизма считают, что в долгосрочном плане такая политика саморазрушительна, большее количество денег ведет к повышению уровня цен, до тех пор пока активное торговое окно не исчезнет вообще, а результатом ограничений торговли будут только чистые убытки. Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. mercante - торговец) одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Классическая экономия. Определение классической политической экономии

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская  деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Информация о работе Социальная стратификация