Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:18, контрольная работа
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1. Модели социальной стратификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Социальная дифференциация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Открытые и закрытые системы стратификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3. Измерения стратификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2. Системы социальной стратификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1. Рабство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2. Касты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.3. Кланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.4. Классы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3. Классовая система современных обществ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.1. Социальные классы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.2. Значение социальных классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
3.3. Средний класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста. Например, положение мужчины в родовой группе определяет его положение в общине.
Так, среди индейцев племени хопи
принадлежность к определенному роду
определяет механизм передачи прав на
владение землей, постройками, церемониальными
знаниями и, следовательно, является особенно
важной для личного статуса. У индейцев
таллензи юноша (потерявший отца), взявший
на себя все заботы по ведению хозяйства,
считается старшим в семье, тогда как мужчина
средних лет, продолжающий жить в отцовском
доме, формально считается ребенком. Статус
может основываться на профессиональных
занятиях: например, в некоторых регионах
Африки южнее Сахары кузнецы обычно составляют
отдельную группу, имеющую низкий статус.
В кастовой системе Индии мусорщики, занимаясь,
в частности, уборкой человеческих отходов,
находятся на самой низкой отметке шкалы.
Во многих странах статус повышается в
случае щедрости и благотворительной
деятельности состоятельного человека
(обмен подарками, пожертвования).
Статусная группа представляет собой
совокупность людей, организованных в
иерархическую социальную систему. Такие
группы отличаются от социальных классов
тем, что основываются на соображениях
уважения и престижа, а не только на экономическом
положении. Члены статусной группы взаимодействуют
в основном в рамках собственной группы
и в меньшей степени с людьми более высокого
или более низкого статуса. В некоторых
обществах кланы или роды могут делиться
в соответствии с обобщенной классификацией
на аристократов и простолюдинов, а могут
категоризироваться более точно — начиная
с королевского рода и вплоть до кланов,
имеющих «клеймо» низкого профессионального
статуса или рабского происхождения.
2. Системы социальной стратификации.
Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
2.1. Рабство.
Рабство – экономическая, социальная
и юридическая форма
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев.
В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на три причины
рабства. Во-первых, долговое обязательство,
когда человек, оказавшийся не в
состоянии заплатить долги, попадал
в рабство к своему кредитору.
Во-вторых, нарушение законов, когда
казнь убийцы или грабителя заменяли
на рабство, т.е. виновника передавали
пострадавшей семье в качестве компенсации
за причиненное горе или ущерб. В- третьих,
война, набеги, покорение, когда одна группа
людей завоевывала другую и победители
использовали часть пленников в качестве
рабов.
Условия рабства.. Условия рабства и рабовладения
существенно различались в разных регионах
мира. В некоторых странах рабство было
временным состоянием человека: отработав
на своего хозяина положенное время, раб
становился свободным и имел право вернуться
на родину. Так, израильтяне освобождали
своих рабов в юбилейный год, каждые 50
лет. Рабы в Древнем
Риме, как правило, имели возможность купить
свободу; чтобы собрать необходимую для
выкупа сумму, они заключали сделку со
своим хозяином и продавали свои услуги
другим людям (именно так поступали некоторые
образованные греки, попавшие в рабство
к римлянам). Однако во многих случаях
рабство было пожизненным; в частности
осужденные на пожизненные работы преступники
превращались в рабов и трудились на римских
галерах в качестве гребцов до самой смерти.
Не везде статус раба передавался по наследству.
В Древней Мексике дети рабов всегда были
свободными людьми. Но в большинстве стран
дети рабов автоматически тоже становились
рабами, хотя в некоторых случаях ребенка
раба, всю жизнь прослужившего в богатой
семье, эта семья усыновляла, он получал
фамилию своих хозяев и мог стать одним
из наследников наравне с остальными детьми
хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества,
ни власти. Однако, например, в Древнем
Риме, рабы имели возможность скопить
какую-то собственность и даже добиться
высокого положения в обществе.
Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору.
Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.
Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок.
Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая
практика была различной в разных
регионах и в разные эпохи, но независимо
от того, было ли рабство следствием неуплаченного
долга, наказания, военного плена или расовых
предрассудков; было ли оно пожизненным
или временным; наследственным или нет,
раб все равно являлся собственностью
другого человека, и система законов закрепляла
статус раба. Рабство служило основным
разграничением между людьми, четко указывающим,
какой человек является свободным (и по
закону получает определенные привилегии),
а какой — рабом (не имеющим привилегий).
Рабство исторически эволюционировало.
Различают две его формы:
- патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;
- классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.
Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.
2.2. Касты.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе.
Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.
Хотя в 1949 г. правительство Индии
объявило об отмене кастовой системы,
силу вековых традиций невозможно перебороть
столь легко, и кастовая система
продолжает оставаться частью повседневной
жизни Индии. К примеру, обряды, которые
человек проходит при своем рождении,
бракосочетании, смерти, диктуются
кастовыми законами. Однако индустриализация
и урбанизация разрушают
До недавнего времени Южно-
Принадлежность к конкретной группе
определяла, где тот или иной человек
имеет право жить, учиться, работать;
где тот или иной человек имеет
право купаться или смотреть кино
— белым и не-белым запрещалось
находиться вместе в общественных местах.
После десятилетий международных торговых
санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры
были вынуждены ликвидировать свою кастовую
систему.
После отмены рабства в Соединенных Штатах
(1 января 1863 г.) оно было
«заменено» расовой кастовой системой
— рождение человека накладывало на него
пожизненную мету, и все белые американцы,
в том числе бедные и необразованные, считали
себя лучше и выше любых американцев африканского
происхождения. Такое отношение сохранялось
даже в первой половине XX в., через много
лет после отмены рабства. Так же, как в
Индии и Южной Африке, белые — представители
высшей касты боялись «запачкаться» от
общения с чернокожими, настаивая на существовании
раздельных школ, гостиниц, ресторанов
и даже туалетов и фонтанчиков для питья
в общественных местах.
2.3. Кланы.
Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами.
Клановая система типична для
аграрных обществ. В подобной системе
каждый индивид связан с обширной
социальной сетью родственников
— кланом. Клан представляет собой
нечто вроде очень
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.
2.4. Классы.
Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
Системы стратификации, основанные на
рабстве, кастах и кланах, являются
закрытыми. Границы, разделяющие людей,
настолько четки и тверды, что
не оставляют людям возможности
для перемещения из одной группы
в другую, за исключением браков
между членами различных
Следовательно, основной характеристикой
этой системы социальной стратификации
является относительная гибкость ее границ.
Классовая система оставляет возможности
для социальной мобильности, т.е. для движения
вверх или вниз по социальной лестнице.
Наличие потенциала для повышения своего
социального положения, или класса, —
одна из основных движущих сил, побуждающих
людей хорошо учиться и упорно трудиться.
Конечно, семейное положение, наследуемое
человеком с рождения, способно определять
и исключительно невыгодные условия, которые
не оставят ему шансов подняться в жизни
слишком высоко, и обеспечить ребенку
такие привилегии, что для него окажется
практически невозможным «скатиться вниз»
по классовой лестнице.
3. Классовая система современных обществ.
3.1. Социальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Говоря о структуризации социального неравенства, социологи имеют в виду не только то, что индивиды и социальные группы различаются по привилегиям, которые они имеют, престижу, который они получают, и власти, которой они обладают. Структуризация означает, что неравенство институциализируется. Неравенство образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями; оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.
Класс — это большая социальная
группа, отличающаяся от других по критериям,
доступа к общественному
Истоки теории социального класса можно
найти в трудах таких политических философов,
как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо,
которые обсуждали вопросы социального
неравенства и расслоения, а также французских
и английских мыслителей конца XVIII — начала
XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические
общественные элементы — экономическая
система и семья — в значительной мере
определяют форму политической жизни
в обществе. Эту идею развивал французский
социальный мыслитель Анри Сен-Симон,
утверждавший, что государственная форма
правления соответствует характеру системы
экономического производства. В трудах
последователей Сен-Симона впервые возникла
теория пролетариата, или городского рабочего
класса, как главной политической силы
современного общества, ставшая краеугольным
камнем марксистской теории.
Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, низший и средний.
Высший класс в современных
индустриальных обществах состоит
преимущественно из представителей
влиятельных и богатых