Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:18, контрольная работа
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1. Модели социальной стратификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Социальная дифференциация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Открытые и закрытые системы стратификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3. Измерения стратификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2. Системы социальной стратификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1. Рабство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2. Касты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.3. Кланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.4. Классы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3. Классовая система современных обществ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.1. Социальные классы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.2. Значение социальных классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
3.3. Средний класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
Тема: «Социальная стратификация общества»
Выполнила: студентка 2 курса ФЭМ
Направление 080109
Шифр: 410002
Васягина Ж.А.
Серпухов 2012
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Введение
Стратификация – 1. Социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. 2. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.
Вопрос «кто что получает и почему?»
интересовал человечество всегда.
Первые иудейские пророки, жившие за 800
лет до н.э., в частности Амос,
Михей и Исайя, неизменно порицали богатых
и могущественных членов общества.
Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были «исполнены насилия», требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге «Государство» в 370 г. до н. э. Платон писал: «Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой». В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. В англиканском гимне есть такие слова:
Богатый человек — в своем замке,
Бедный человек — у его ворот.
Бог поставил одного высоко, а другого низко
И определил кому чем обладать.
Таким образом, известны полярно противоположные взгляды на социальное расслоение: одни, подобно Михею и Платону, критиковали существующую систему распределения, другие, как брахманы, поддерживали ее.
В реальной жизни неравенство людей
играет огромную роль. Неравенство
– специфическая форма
1. Модели социальной стратификации.
1.1. Социальная дифференциация.
Социальная стратификация
Социальная дифференциация – расчленение
социального целого или его части
на взаимосвязанные элементы, появляющиеся
в результате эволюции, перехода от
простого к сложному. Дифференциация
прежде всего включает разделение труда,
появление различных профессий, статусов,
ролей, групп. Социальная дифференциация
— это процесс, появления функционально
специализированных институтов и разделения
труда. Еще на заре своей истории люди
обнаружили, что разделение функций и
труда повышает эффективность общества,
поэтому во всех обществах существует
разделение статусов и ролей. При этом
члены общества должны быть распределены
внутри социальной структуры таким образом
чтобы заполнялись различные статусы
и выполнялись соответствующие им роли.
Хотя статусы, образующие социальную структуру,
могут различаться, они необязательно
должны занимать определенное место по
отношению друг к Другу.
Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого — они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.
1.2. Открытые и закрытые системы стратификации.
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены, которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.
В открытых системах стратификации
каждый член общества может изменять
свой статус, подниматься или опускаться
по социальной лестнице на основе собственных
усилий и способностей. Современные
общества, испытывая потребности
в квалифицированных и
Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.).
Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников, — около 70% населения, остальные 20% — хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.
Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причем независимо от их поведения и личных достоинств. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось, что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы — единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система стратификации не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конкуренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам и ряда других факторов.
1.3. Измерения стратификации.
Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства, — класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, — угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.
Полагая, что Маркс чересчур упростил
картину стратификации, Вебер утверждал,
что в обществе существуют и другие
линии раздела, которые не зависят
от классовой принадлежности или
экономического положения, и предложил
многомерный подход к стратификации,
выделив три измерения: класс (экономическое
положение), статус (престиж) и партию (власть).
Каждое из этих измерений является отдельным
аспектом социальной градации. Однако
по большей части эти три измерения взаимосвязаны;
они подпитывают и поддерживают друг друга,
но все же могут не совпадать. Так, отдельные
проститутки и уголовники имеют большие
экономические возможности, но не обладают
престижем и властью. Преподавательский
состав университетов и духовенство пользуются
высоким престижем, однако по богатству
и власти оцениваются обычно относительно
невысоко. Некоторые официальные лица
могут располагать значительной властью
и в то же время получать небольшую заработную
плату и не иметь престижа.
П. Сорокин – человек, первый в мире давший
полное теоретическое объяснение социальной
стратификации – представлял ее в виде
социального пространства, в котором расстояния
по вертикали и горизонтали не равны.
Точками в пространстве являются социальные
статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком
одно, оно вертикальное. Мастер – начальник,
рабочий – подчиненный. У них разные социальные
ранги. Хотя дело можно представить и так,
что мастер и рабочий расположатся на
равном расстоянии друг от друга.
Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.
Неравенство расстояний между статусами
– основное свойство стратификации.
У нее четыре измерительных линейки,
или оси координат. Все оно
расположены вертикально и
V доход,
V власть,
V образование,
V престиж.
Доход измеряется в рублях или долларах,
которые получает отдельный индивид
или семья в течение
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.
Власть измеряется количеством
людей, на которых распространяется
принимаемое вами решение ( власть
– возможность навязать свою волю или
решения другим людям независимо от их
желания).
Престиж – уважение статуса, сложившееся
в общественном мнении.
Для каждого статуса или индивида можно
найти место на любой шкале. Каждую шкалу
можно рассматривать отдельно и обозначать
самостоятельным понятием. В социологии
выделяют три базисных вида стратификации:
* экономическую (доход),
* политическую (власть),
* профессиональную (престиж) и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.
Социальный статус — это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий.
Достигнутый статус может базироваться
на образовании, профессии, выгодной женитьбе
и пр. В большинстве западных индустриальных
обществ такие атрибуты, как престижная
профессия, владение материальными
благами, внешний вид и стиль
одежды, манеры, приобрели больший
вес в определении личного
социального статуса, чем происхождение.
Жизненный статус предполагает наличие
социального расслоения по вертикальной
шкале. Так, о человеке говорят, что он
занимает высокое положение, если он имеет
возможность управлять поведением других
людей, в приказном порядке или посредством
влияния; если основа его престижа — важный
пост, им занимаемый; если он своими действиями
заслужил уважение коллег. Относительный
статус является основным фактором, определяющим
поведение людей по отношению друг к другу.
Борьбу за статус можно считать первоочередной
целью людей.