Социальная роль в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание работы

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Содержание

Введение
1. Социальные роли в группе
2. Виды социальных ролей
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

соц роль в группе.docx

— 36.51 Кб (Скачать)

     Способ  получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины  автоматически определяются возрастом  и полом человека и не требуют  особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая  уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются  в процессе жизни человека и в  результате целенаправленных специальных  усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это  практически все роли, связанные  с профессией и любыми достижениями человека.

     Формализация  как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных  отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и  неформальные отношения. Очевидно, что  отношения представителя ГИБДД  с нарушителем правил дорожного  движения должны определяться формальными  правилами, а отношения между  близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется  эмоциональность, ведь человек, воспринимая  и оценивая другого, проявляет к  нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое  время и отношения становятся относительно устойчивыми.

     Мотивация зависит от потребностей и мотивов  человека. Разные роли обусловлены  различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются  прежде всего чувством любви и  заботы; руководитель трудится во имя  дела и т. д.

     Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а  также ее участие в максимально  возможном ролевом репертуаре. Чем  больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

     Освоение  новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий  метод коррекции поведения —  имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности  несет не сам человек, а его  роль, которая задает новые шаблоны  поведения. Человек вынужден поступать  иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность  его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные  влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается  как драма, каждый участник которой  играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект. 
 

       Процесс обучения социальным ролям

     Каждый  индивид в течение своей жизни  обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного  социального слоя и т.д. Ролевое  обучение имеет по крайней мере два  аспекта: 1) необходимо научиться выполнять  обязанности и осуществлять права  в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые  женщины способны довольно быстро, механически научиться вести  домашнее хозяйство, но они не могут  столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение  домашнего хозяйства удовлетворяющим  и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая  хозяйство с любовью и вкусом.

     Некоторые люди не могут успешно выполнять  свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая  потраченного времени, удовлетворяющая  какую-либо их потребность, соответствующая  их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, который под давлением  родителей обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером  и играть на сцене. Скорее всего, химия  будет ему в тягость и самое  большее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе трудности женщины, которая социализируется  в роли домохозяйки, потому что это  единственный путь, уготованный ей в данной социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских  способностей или способностей к  игре на сцене, преподаванию и т.д.

     Обучение  большинству важнейших ролей  начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение  роли и статуса. Большая часть  этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, “разыгрывают”  представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры  и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного  опыта они выносят представление  о действиях мужчины и женщины  в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что  должен думать мужчина в различных  ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную  роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем  или иным отцовским действием, и  это понимание со временем растет. Его “притворные” , ненастоящие  роли таким образом помогают ему  достойно принять на себя в будущем  роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение. В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием “психодрама” , основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями. Участвуя в  психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

     Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении  как своего собственного поведения, так и поведения других людей  при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на “притворной”, нереальной основе или  в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится  аккумулировать установки и поведение  тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного  исполнения своей роли. Очевидно, что  внутреннее “Я” личности не остается неизменным в результате такого социального  опыта. Девушка, выходя замуж, будет  иметь статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с  определенными занятиями, в такой  степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий  человека, мы можем сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны  с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних  объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время  очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению  общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется  поведение личности, характерное  для ее статуса, полностью принимается  уготованная ей социальная роль.

     Ролевое поведение.

     В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто  играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в  интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны  и образцы поведения, в отношении  к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

     В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном  исполнении ролей, в некоторых случаях  оно является высокосознательным; при  таком поведении лицо постоянно  изучает собственные усилия и  создает желательный образ собственного “Я”.

     Американский  исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в  выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать  желаемое впечатление у других. Поведение  регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас  является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники – все  они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит  себя, когда находится в той  или иной аудитории, действует в  роли так, что дает драматическую  картину своего “Я”.

     Отец  отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе – каждый в определенном месте и в определенное время  является актером, который дает представление  ради того, чтобы произвести впечатление  на аудиторию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                

                                              Заключение

       

     Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес  к индивидуальности человека, который, входя в новое тысячелетие, ощущает  острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании  других. Искусство строить отношения  между людьми требует от каждого  умения заглянуть за пределы очевидного и прикоснуться к глубинным психическим  процессам, на основе которых строится межличностное взаимодействие.

     Стремление  к определению социальной роли проходит практически через все сферы  жизнедеятельности человека, на всех этапах его развития. Человек так  устроен, что будучи даже в одиночестве, продолжает опираться в своих  действиях и мыслях на представления  об оценках значимых для него людей. Отношения между людьми, как важнейшая  сторона их совместной жизни и  деятельности, и понимания своего места и значения в социальной среде всегда имеет определяющее значение.

     Проблема  определения социального положения  индивида связаны с жесткими условиями  конкуренции и невозможности  приспособления к быстро меняющимся условиям. Реальность общественных отношений  всегда дана как реальность отношений  между социальными группами, поэтому  для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует  вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые  возникают в человеческом обществе. Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки  зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности.

     Очень важным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень  мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них  главным является качество работы и  экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения.

     Наряду  с умением выбрать оптимальную  стратегию развития организации, руководитель должен, прежде всего, знать типичные ошибки, и особенности присущие людям  разных статусов и социальных ролей, и пытаться правильно выстроить  межличностные отношения внутри организации.

     Основополагающее  значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой  этого принципа является аксиома  социальной психологии, согласно которой  ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной  самооценки. Следовательно, руководитель обязан создавать условия для  личной самореализации сотрудников, где  бы каждый имел возможность проявить себя с лучшей стороны. Создания таких  условий для восприятия у каждого  сотрудника, при которых он в каждом сослуживце мог видеть не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится  к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области.

Информация о работе Социальная роль в группе