Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

По данным ООН каждый десятый человек (более 500млн чел.) на планете имеет инвалидность. Примерно одна семья из четырёх человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. По официальной статистике в Китае насчитывается более 60млн инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их – 54млн (19%) В России сейчас 10млн инвалидов (около 7% населения). Это ли не показатель того, что инвалидность, методы и виды реабилитации инвалидов принимают глобальный характер.

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты реабилитации инвалидов.


Раздел 2. Сущность и содержание социальной реабилитации.


Раздел 3. Принципы и структура системы социальной реабилитации.


Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2 курс.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    - организация обучения специалистов  в области социальной реабилитации  инвалидов на базе единых требований.

    Разделение  полномочий между федеральными и  региональными органами исполнительной власти в рассматриваемой сфере определено Федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», а между региональными и муниципальными органами – законами о социальной защите инвалидов, принятыми в субъектах Российской Федерации.

    В структуру системы социальной реабилитации инвалидов входят также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности. Правовой основой их деятельности служит совместное постановление Минтруда, Минздрава и Минобразования России «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении» 1996 года.

    Среди реабилитационных учреждений выделяют следующие:

    - государственные, которые учреждают  федеральные органы власти или  органы власти субъекта Российской  Федерации;

    - муниципальные, которые учреждают органы местного самоуправления;

    - негосударственные, которые учреждают  общественные или религиозные  организации, физические или юридические  лица.

    На  основе ведущего направления деятельности реабилитационные учреждения могут  быть классифицированы следующим образом:

    - реабилитационно-экспертные;

    - реабилитационно-образовательные;

    - реабилитационно-социальные;

    - реабилитационно-медицинские;

    - реабилитационно-производственные.

    Однако  это разделение весьма условно, поскольку  деятельность по социальной реабилитации инвалидов осуществляется в каждом из них, так как социально значимый эффект присутствует во всех реабилитационных мероприятиях. Кроме того, реабилитационные учреждения, осуществляющие свою деятельность исключительно в каком-либо одном направлении, количественно существенно сократились, уступив место учреждениям, осуществляющим комплексную реабилитацию. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов все в большей степени включаются в деятельность реабилитационных учреждений любой направленности. В первую очередь это относится к мероприятиям социально-средового, социально-бытового, психологического, юридического, социокультурного, спортивно-оздоровительного характера.

    К задачам реабилитационно-экспертного  учреждения относятся определение  реабилитационного потенциала инвалидов составление индивидуальных программ реабилитации.

    К задачам реабилитационных учреждений другой направленности относятся детализация  индивидуальных программ реабилитации инвалидов, составление индивидуальных планов реабилитации по каждому направлению и их реализация.

    Учреждения  социальной реабилитации могут осуществлять свою деятельность в различных режимах. Наиболее распространенными являются амбулаторный, стационарный, режим  дневного пребывания, временного пребывания, постоянного пребывания, выходного дня, диспансерного наблюдения.

    В системе социальной реабилитации инвалидов  имеются учреждения различной ведомственной  принадлежности. Однако учреждения системы  социальной защиты населения занимают среди них особое место. Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» они осуществляют координацию реабилитационной деятельности, обеспечивают преемственность и оценивают эффективность проведенного комплекса реабилитационных мероприятий. Наряду с этим на учреждения социальной защиты населения возложено осуществление одного из важнейших аспектов реабилитации – социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов.

    В последние годы создание реабилитационных учреждений в субъектах Российской Федерации происходит весьма интенсивно.

    В настоящее время создано более 160 учреждений и отделений, осуществляющих мероприятия по социальной реабилитации инвалидов.      

    Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями  зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие соответствующие социальные программы. 37

    Социальная  политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и  компенсации.

    Принцип изоляции берет начало с самых  древних этапов развития социальной истории и доходит до наших  дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода фобий и предрассудков  по их адресу. Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем, то есть ограничение в правах (словарь кр): специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д.

    В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако в первую очередь  с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды таким образом исключаются  из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

    Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной  форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату, и пр.). 

    Изменение идеологии политики в отношении  инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности, привели  к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип  социального устройства современного общества – принцип равных социальных прав и возможностей инвалидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических,  интеллектуальных и прочих особенностей. (ссылка) В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. Социальные права инвалида прирожденны и неотъемлемы, ими очерчивается определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей государства, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, но также и всю полноту социальных потребностей инвалида.

    Всё более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов38, этот принцип в последнее время активно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы «Shape your life» − «Формируй свою жизнь». В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации. Они охотно оплачивают деятельность тех служб или отделений, которые считают полезными для себя, работу тех сотрудников, со стороны которых получают заботливое и компетентное отношение.39

    Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней.

    Идеология независимой жизни рассматривает  инвалидность как ограниченное умение человека ходить, видеть, слышать, говорить или мыслить обычным образом, обусловленное психологическими, физиологическими, функциональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осуществлении этих функций человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руководствуется принципом равенства прав человека.

    К числу важнейших относится также  принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям − через общие социальные связи и чувства, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Даже в стационарном социальном учреждении инвалиды находятся под воздействием своего социального окружения − однообразного, монотонного и бедного. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Этот принцип позволяет избежать сведения всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. В этот круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида, возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных, витальных.

    Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, потому как для каждого инвалида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой.

    Однако, помимо бесспорно положительного влияния  семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида («калеки») в его собственных глазах и глазах окружающих. Исследования последних пяти лет в нашей стране, более длительные зарубежные исследования выявили определенную привязанность семьи к имиджу и психологии «особенной», трудность расставания с тем ореолом «мученичества», которым считают себя окруженными члены ряда семей, в которых проживают инвалиды.

    Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности  реализации индивидуального реабилитационного потенциала.

    Социальная  реабилитация как дорогостоящий  и ресурсоемкий процесс также  должна проводиться на основе зафиксированных  в законодательстве социальных гарантий.

    Анализируя  роль государства в организации  помощи лицам с ограниченными  возможностями, можно задаться вопросом, чью интересы должны удовлетворяться  в первую очередь в процессе реабилитации инвалидов? Прочные этатистские  40традиции приучили нас к тому, что интересы государства всегда рассматриваются нами как имеющие преимущество перед всеми другими. Демократический подход, особенно по отношению к инвалидам, требует придерживаться принципа приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 
 

    Конечно реабилитация инвалидов долгосрочный и дорогостоящий процесс, экономический  эффект которого не сиюминутный. В определенной степени члены общества, не являющиеся инвалидами, должны отдать часть благ общества без компенсаций со стороны инвалидов. По мере своих психофизиологических возможностей инвалиды должны принимать активное участие в жизни и развитии общества. Это становится реальным при создании инвалидам равных с другими членами общества возможностей.

    Инвалиды  должны быть готовы к тому, что реабилитация потребует от них немалых физических, психологических, материальных затрат. Безусловно, основное бремя финансирования должно взять на себя государство.

    Недоучет  необходимости специального партнера в решении проблем инвалидов  и инвалидности, включая реабилитацию инвалидов, все более тревожит исследователей, специалистов практиков, функционеров исполнительной и законодательной  властей, которые стремятся обратить внимание на проблему, используя возможности международных и национальных форумов и т.п.

    В 1993 году в рамках ООН было проведено  обсуждение "Стандартных правил обеспечения равных возможностей для  инвалидов", в ходе которого данные следующие основные концептуальные направления реабилитации инвалидов.

    "Реабилитация  означает процесс, имеющий целью  предоставить инвалидам возможность  достичь оптимального физического,  интеллектуального, психологического  и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или восстановлению.

Информация о работе Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями