Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

По данным ООН каждый десятый человек (более 500млн чел.) на планете имеет инвалидность. Примерно одна семья из четырёх человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. По официальной статистике в Китае насчитывается более 60млн инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их – 54млн (19%) В России сейчас 10млн инвалидов (около 7% населения). Это ли не показатель того, что инвалидность, методы и виды реабилитации инвалидов принимают глобальный характер.

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты реабилитации инвалидов.


Раздел 2. Сущность и содержание социальной реабилитации.


Раздел 3. Принципы и структура системы социальной реабилитации.


Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2 курс.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    Реабилитация  имеет тесную взаимосвязь  с восстановительным  лечением с адаптацией и  реадаптацией.  Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям  существования.  Процесс адаптации может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный  характер в виде изменения среды в свою пользу  либо как целенаправленное  взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться  именно к последней форме адаптации – обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей  социально-реабилитационной средой.

    Реадаптация понимается как приспособление к  условиям жизни на новом функциональном уровне с  использованием  резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.14

    Человек с инвалидностью оказывается  перед необходимостью  переосмысления своей  роли и значимости в  жизни, приспособления к дефекту, переоценки жизненных ценностей. Эти проблемы сопряжены  со значительными трудностями для человека. Содействие в их преодолении является  одной из важнейших задач реабилитации – ресоциализацией.

    Если  под социализацией  понимается особый  процесс включения  индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, социальных норм и ценностей, то ресоциализация  рассматривается  как  этап восстановления разрушенных взаимоотношений  индивида с  макро- и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет  достичь интеграции в общество.15

    В отношении детей с врожденными  дефектами или рано приобретенными  нарушениями функций  организма  употребляют термин «абилитация». Абилитация  направлена на  формирование  новых и усиление имеющихся физических, психических и социальных функций,  которые по тем или иным причинам оказались неразвитыми у растущего ребёнка.16 

    Различаются  следующие виды реабилитации:

    - медицинская,

    - психологическая,

    - педагогическая,

    - социально-экономическая,

    - профессиональная,

    - трудовая терапия,

    - спортивная;  17 

    Медицинская реабилитация.

    Медицинская реабилитация направлена  на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции, на возможное замедление прогрессирования заболевания, поддержание сил и возможностей человека.18

    Концепция  реабилитации больных и инвалидов  вначале исходила из идей физической медицины. Впервые понятие «реабилитация» в медицине  было применено к больным туберкулёзом.  После Второй мировой войны медицинская реабилитация приобрела статус самостоятельной специализации. Цель её заключалась в оказании помощи  раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы, лицам с неврологическими  нарушениями.19

    Постепенно  медицинская реабилитация дополнялась  положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин.

    Людям с инвалидностью, с уже сложившимися стойкими, в большинстве случаев необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем она помогает развивать компенсаторные или замещающие функции, достигнуть и поддерживать оптимальный физический, психический и социальный уровень деятельности.

    Основное, что является общим для реабилитации и лечения, - это  личность больного как высший уровень интеграции жизнедеятельности. Цель лечения – устранение угрозы жизни больного, ликвидация острых проявлений заболевания или травмы, предупреждение осложнений. В фазе выздоровления закрепляются достигнутые результаты лечения, осуществляются компенсация утраченных функций и подготовка больного к профессиональному труду, то есть реабилитации. Медицинская реабилитация выступает начальным звеном в системе общей реабилитации и может продолжаться параллельно с любыми видами реабилитации. От эффективности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.20 

    Социально-психологическая  реабилитация.

    Под психологической реабилитацией  понимают воздействие на психическую  сферу, направленное на  преодоление  в сознании клиента представлений  о безвыходности его положения, восстановление защитных сил организма, формирование уверенности и мотивации  к преодолению трудностей. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.  21

    Социально-психологическая  реабилитация предусматривает адаптацию  больных и инвалидов к социальному  окружению, повышение самосознания путём формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семье, трудовых коллективах.

    Многие  заболевания, особенно с поражением центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, приводящие к косметическому дефекту и инвалидности, сопровождаются большим психологически повреждающим воздействием. Необходимо помнить, что стресс, сопутствующий серьёзному заболеванию или травме, может привести к развитию психических расстройств, которые ухудшают состояние и могут усугубить развитие болезни. Человек, ставший инвалидом, сталкивается не только с медицинскими, но и с социально-психологическими проблемами в семье и на работе. Возникают затруднения в выполнении привычных для него социальных ролей, встаёт необходимость решения многих проблем, касающихся его настоящего положения и будущей жизни. Это также отрицательно сказывается на психическом состоянии и обусловливает необходимость оказания психологической помощи.22

    Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени  личной заинтересованности и вовлеченности  индивида в реабилитационный процесс. Поэтому социально-психологическая  помощь, эмоциональная поддержка  должны присутствовать на всех этапах реабилитации.   

    Педагогическая  реабилитация.

    Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия воспитательного характера  в отношении детей-инвалидов, дезадаптивных  детей и подростков, педагогически  запущенных детей, направленные на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками социального функционирования, получил школьное образование. Важнейшей задачей при этом является выработка у ребёнка психологической уверенности в собственной полноценности и создание правильной личностно-профессиональной ориентации. 23

    К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс  обучения, организация образовательных  курсов / школ для больных, инвалидов  и их родственников.

    В компенсаторно-адаптационной образовательной  области учитывается специфика  дефекта. Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, которые учитывают недостатки и совершенствуют физические и психические  функции и механизмы компенсации дефекта.

    Повысить  уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация как метод психосоциального воздействия.   

    Социально-экономическая  реабилитация.

    Под социально-экономической реабилитацией  подразумевается целый комплекс мер: обеспечение жилищем, оказание помощи в самообеспечении инвалида и его семьи, осуществление действий, поддерживающих уверенность клиента в том, что он является полезным членом общества, материальная поддержка индивида или семьи, выплата пенсии, пособий и т.п.  24

    Значимость  проблемы инвалидности носит многофакторный характер. С одной стороны, сокращение продолжительности здоровой жизни  в результате инвалидности вызывает существенный  экономический ущерб. Этому способствуют следующие  обстоятельства: рост первичного выхода на инвалидность за последние несколько лет опережающими смертность темпами; увеличение первичной  инвалидизации трудоспособного населения; регионализация проблем инвалидности с концентрацией высоких уровней на экономически неблагополучных территориях. С другой стороны, лица, имеющие инвалидность, являются активными пользователями медицинской помощью, составляя существенный контингент пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров. При этом, не всегда лица, имеющие инвалидность, имеют адекватные ограничения жизнедеятельности по состоянию здоровья, тогда как лица с выраженными  ограничениями могут и не иметь инвалидности.

    Таким образом, проблема экономической оценки инвалидности  включает несколько взаимосвязанных задач:

     1) определение потерь продолжительности  здоровой активной жизни, обусловленных  смертностью и инвалидностью;

     2) оценка вклада инвалидов в  потребление медицинской помощи  на амбулаторно-поликлиническом  и стационарном уровне  по данным

    обращаемости  их за помощью в лечебные учреждения;

    3) установление поправок истинной  распространенности инвалидности  по результатам сравнительной  оценки статуса инвалида и  ограничений жизнедеятельности.25 

    Профессиональная  реабилитация.

    Профессиональная  реабилитация предусматривает обучение и переобучение нужной профессии, обеспечение необходимыми техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего стола к функциональным возможностям инвалида и т.д. 26

    Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость. Она предусматривает переобучение или обучение формам труда, доступным по состоянию здоровья; мероприятия, направленные на профессионально-производственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего места на прежнем предприятии; организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращённым рабочем днём и т.д.  27 

    Трудовая  терапия.

    В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, которая  основана на тонизирующем и активирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека. Участие в труде  поднимает жизненный тонус, являясь  естественным стимулятором.  28

    Трудовая терапия — один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии – восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, выполнению трудовых операций. Трудотерапия осуществляется в комплексе с другими методами  восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия.

    Трудовая  терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению настроения, сна и аппетита. При организации трудотерапии необходимо учитывать ряд клинико-физиологических и социальных критериев: нозологию заболевания, характер функциональных нарушений, состояние интеллектуально-мнестической сферы, уровень развития или сохранности профессианально-трудовых навыков, условия труда и быта.

    С учетом указанных критериев трудовая терапия ставит различные задачи и осуществляется на разных этапах реабилитации. Она может играть роль общеукрепляющей терапии, восстановительной (функциональной) терапии, производственной (профессиональной) трудотерапии.

Информация о работе Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями