Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:37, курсовая работа
По данным ООН каждый десятый человек (более 500млн чел.) на планете имеет инвалидность. Примерно одна семья из четырёх человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. По официальной статистике в Китае насчитывается более 60млн инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их – 54млн (19%) В России сейчас 10млн инвалидов (около 7% населения). Это ли не показатель того, что инвалидность, методы и виды реабилитации инвалидов принимают глобальный характер.
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты реабилитации инвалидов.
Раздел 2. Сущность и содержание социальной реабилитации.
Раздел 3. Принципы и структура системы социальной реабилитации.
Заключение
Реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением с адаптацией и реадаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Процесс адаптации может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации – обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей социально-реабилитационной средой.
Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.14
Человек с инвалидностью оказывается перед необходимостью переосмысления своей роли и значимости в жизни, приспособления к дефекту, переоценки жизненных ценностей. Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для человека. Содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитации – ресоциализацией.
Если под социализацией понимается особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, социальных норм и ценностей, то ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро- и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество.15
В
отношении детей с врожденными
дефектами или рано приобретенными
нарушениями функций организма
употребляют термин «абилитация».
Абилитация направлена на формирование
новых и усиление имеющихся физических,
психических и социальных функций,
которые по тем или иным причинам оказались
неразвитыми у растущего ребёнка.16
Различаются следующие виды реабилитации:
- медицинская,
- психологическая,
- педагогическая,
- социально-экономическая,
- профессиональная,
- трудовая терапия,
-
спортивная;
17
Медицинская реабилитация.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции, на возможное замедление прогрессирования заболевания, поддержание сил и возможностей человека.18
Концепция реабилитации больных и инвалидов вначале исходила из идей физической медицины. Впервые понятие «реабилитация» в медицине было применено к больным туберкулёзом. После Второй мировой войны медицинская реабилитация приобрела статус самостоятельной специализации. Цель её заключалась в оказании помощи раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы, лицам с неврологическими нарушениями.19
Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин.
Людям с инвалидностью, с уже сложившимися стойкими, в большинстве случаев необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем она помогает развивать компенсаторные или замещающие функции, достигнуть и поддерживать оптимальный физический, психический и социальный уровень деятельности.
Основное,
что является общим для реабилитации
и лечения, - это личность больного
как высший уровень интеграции жизнедеятельности.
Цель лечения – устранение угрозы
жизни больного, ликвидация острых
проявлений заболевания или травмы,
предупреждение осложнений. В фазе выздоровления
закрепляются достигнутые результаты
лечения, осуществляются компенсация
утраченных функций и подготовка больного
к профессиональному труду, то есть реабилитации.
Медицинская реабилитация выступает начальным
звеном в системе общей реабилитации и
может продолжаться параллельно с любыми
видами реабилитации. От эффективности
решения медицинских задач во многом зависит
успех всех других методов реабилитационного
воздействия.20
Социально-психологическая реабилитация.
Под психологической реабилитацией понимают воздействие на психическую сферу, направленное на преодоление в сознании клиента представлений о безвыходности его положения, восстановление защитных сил организма, формирование уверенности и мотивации к преодолению трудностей. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий. 21
Социально-психологическая
реабилитация предусматривает адаптацию
больных и инвалидов к
Многие заболевания, особенно с поражением центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, приводящие к косметическому дефекту и инвалидности, сопровождаются большим психологически повреждающим воздействием. Необходимо помнить, что стресс, сопутствующий серьёзному заболеванию или травме, может привести к развитию психических расстройств, которые ухудшают состояние и могут усугубить развитие болезни. Человек, ставший инвалидом, сталкивается не только с медицинскими, но и с социально-психологическими проблемами в семье и на работе. Возникают затруднения в выполнении привычных для него социальных ролей, встаёт необходимость решения многих проблем, касающихся его настоящего положения и будущей жизни. Это также отрицательно сказывается на психическом состоянии и обусловливает необходимость оказания психологической помощи.22
Эффективность
реабилитации напрямую зависит от степени
личной заинтересованности и вовлеченности
индивида в реабилитационный процесс.
Поэтому социально-
Педагогическая реабилитация.
Под
педагогической реабилитацией понимают
мероприятия воспитательного
К
педагогическому аспекту
В
компенсаторно-адаптационной
Повысить
уровень социального
Социально-экономическая реабилитация.
Под
социально-экономической
Значимость проблемы инвалидности носит многофакторный характер. С одной стороны, сокращение продолжительности здоровой жизни в результате инвалидности вызывает существенный экономический ущерб. Этому способствуют следующие обстоятельства: рост первичного выхода на инвалидность за последние несколько лет опережающими смертность темпами; увеличение первичной инвалидизации трудоспособного населения; регионализация проблем инвалидности с концентрацией высоких уровней на экономически неблагополучных территориях. С другой стороны, лица, имеющие инвалидность, являются активными пользователями медицинской помощью, составляя существенный контингент пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров. При этом, не всегда лица, имеющие инвалидность, имеют адекватные ограничения жизнедеятельности по состоянию здоровья, тогда как лица с выраженными ограничениями могут и не иметь инвалидности.
Таким образом, проблема экономической оценки инвалидности включает несколько взаимосвязанных задач:
1) определение потерь
2) оценка вклада инвалидов в
потребление медицинской
обращаемости их за помощью в лечебные учреждения;
3)
установление поправок
Профессиональная реабилитация.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение и переобучение нужной профессии, обеспечение необходимыми техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего стола к функциональным возможностям инвалида и т.д. 26
Профессиональная
реабилитация включает профессиональную
ориентацию, профессиональное образование,
трудовую адаптацию и трудовое устройство,
или трудовую занятость. Она предусматривает
переобучение или обучение формам труда,
доступным по состоянию здоровья; мероприятия,
направленные на профессионально-
Трудовая терапия.
В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, которая основана на тонизирующем и активирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека. Участие в труде поднимает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. 28
Трудовая терапия — один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии – восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, выполнению трудовых операций. Трудотерапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия.
Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению настроения, сна и аппетита. При организации трудотерапии необходимо учитывать ряд клинико-физиологических и социальных критериев: нозологию заболевания, характер функциональных нарушений, состояние интеллектуально-мнестической сферы, уровень развития или сохранности профессианально-трудовых навыков, условия труда и быта.
С учетом указанных критериев трудовая терапия ставит различные задачи и осуществляется на разных этапах реабилитации. Она может играть роль общеукрепляющей терапии, восстановительной (функциональной) терапии, производственной (профессиональной) трудотерапии.
Информация о работе Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями