Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

По данным ООН каждый десятый человек (более 500млн чел.) на планете имеет инвалидность. Примерно одна семья из четырёх человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. По официальной статистике в Китае насчитывается более 60млн инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их – 54млн (19%) В России сейчас 10млн инвалидов (около 7% населения). Это ли не показатель того, что инвалидность, методы и виды реабилитации инвалидов принимают глобальный характер.

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты реабилитации инвалидов.


Раздел 2. Сущность и содержание социальной реабилитации.


Раздел 3. Принципы и структура системы социальной реабилитации.


Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2 курс.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    Социально-бытовое  устройство инвалидов осуществляется не только в индивидуально оборудованных  квартирах, но и в специально оборудованных  модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг или в специализированных домах-интернатах (общего или психоневрологического профиля).

    Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Здесь важны индивидуальный подход к инвалиду и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание. Необходимо учитывать и посредством  адаптации жилища предотвращать повышенную опасность несчастных случаев (падения, ожогов, отравлений), связанную с изменением состояния анализаторов (слуха, зрения), нарушениями двигательной функции или деятельности психической сферы.

    Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными  техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают  передвижение, ориентацию, общение (протезы, ходунки, ортопедическая обувь, тифлотехника, сурдотехника и т.д.).

    Оборудование для жилья и индивидуальные вспомогательные приспособления должны соответствовать типу дефекта, быть безвредны для здоровья, функциональны, удобны и просты в применении.

    В задачи социально-бытовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать её состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или специализированном учреждении).

    Социально-бытовая  адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни.

    Социально-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе.

    Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса – приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество – с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, то есть вхождение или возвращение инвалида в общество. Инвалид со своей стороны должен выполнять всё необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания.

    В ходе социально-средовой ориентации осуществляется ориентация больного в окружающей среде. Сюда входит установление взаимоотношений с людьми, знакомство с территорией и расположенными на ней необходимыми объектами – магазинами, учреждениями, предприятиями, спортивно-оздоровительными учреждениями и т.д.

    Социально-средовое образование – это процесс обучения индивида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользование транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой  деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

    Досуг как уникальная сфера реализации личности обладает исключительным рекреативным потенциалом. Именно это обстоятельство актуализирует необходимость изучения и использования культурно-досуговой деятельности в решении проблем социальной реабилитации инвалидов. С этой целью было проведено исследование содержания и организации досуга больных.

    Анализ  ответов на вопрос «Какие из перечисленных  занятий Вам нравятся и в какой  степени?» позволил определить основные виды досуга по степени их привлекательности для инвалидов.

    Высокий показатель привлекательности (от 3,5 до 4,4 балла) получили такие виды занятий  как чтение книг и журналов, прогулки на свежем воздухе, туризм, путешествия, поездки. Кроме того, в ряду престижных занятий были названы: просмотр по телевидению и прослушивание по радио художественных передач, посещение концертов, кино, отдых в кругу семьи и т.д.

    Средний показатель привлекательности (от 2,5 до 3,4 балла) характерен для следующих занятий: посещение театров – 3,34; посещение выставок, музеев - 3,3; просмотр спортивных зрелищ по телевизору – 3,2; мастерить что-либо по дому – 3,0; посещение баров, ресторанов – 2,83; настольные игры – 2,82; любительская кулинария – 2,78; цветоводство, садоводство, огородничество – 2,74; решение кроссвордов, ребусов – 2,7; занятия фотографией, киносъемкой – 2,58; уход за домашними животными – 2,53; домашнее музыцирование – 2,47.

    Наименее  привлекательными (низкий показатель – от 1,5 до 2,4 балла) оказались такие виды досуга как занятия изобразительным искусством – 2,31; рукоделие – 2,27; техническое творчество – 2,24; азартные игры – 2,25; пассивный отдых «ничегонеделание» - 1,98; коллекционирование – 1,84.

    Результаты  исследования явились важной и необходимой информационной, методической и организующей основой для разработки в санатории им. Н.Н. Бурденко специальных культурно-досуговых программ. Эти программы входят составной частью в комплекс мероприятий восстановительного лечения, социальной реабилитации инвалидов после травм и заболеваний спинного мозга. Как показывает опыт, целесообразность внедрения таких программ в лечебную практику становится всё более очевидной и весьма перспективной. 35

    Обучение  всем этим аспектам очень актуально  для больных с различного рода психическими нарушениями, для лиц лишившихся конечностей, с нарушениями слуха, зрения.

    Практически для всех инвалидов важно консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать им правовую помощь в  области социальной защиты и реабилитации. При обращении в органы социальной защиты и другие организации, призванные заниматься социальной реабилитацией инвалидов, сами инвалиды, их родственники, а также лица, представляющие интересы инвалидов, должны иметь возможность в полном объёме получить всю необходимую информацию о правах инвалидов, о возможностях региона и близлежащих областей в деле оказания необходимой им помощи.

    Важно также образование инвалидов  по семейным вопросам – в области  полового воспитания, воспитания детей, возможности рождаемости и пр.

    Социально-средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения, пользования гражданскими правами.

    Социально-средовая адаптация значительно облегчается при соответствующем потребностям инвалида приспособлении градостроительной среды – устранении архитектурно-строительных барьеров для инвалидов. Для этого требуется необходимый минимум, а именно следующее:

    - специально оборудованные для инвалидов квартиры;

    - жилые специальные дома с комплексом  социально-бытовых услуг;

    - приспособления и оборудование, облегчающие передвижение инвалидов  на колясках в жилых и общественных  зданиях (учреждениях социальной  защиты, медицинских учреждениях, объектах культуры, магазинах, вокзалах и т. д.). В виде широких дверных проемов, широких лифтовых кабин и входов в лифты, пандусов, поручней и т.д.;

    - специально приспособленные для  инвалидов транспорт, тротуары, подземные  переходы и т.п. в виде низких  бордюрных камней, пандусов в подземных переходах, а также создание островков безопасности на оживлённых транспортных магистралях;

    - оснащенность средствами звуковой  и световой сигнализации автобусных  остановок, переходов, транспортных  развилок, вокзалов, аэропортов, учреждений торговли и социально-бытового обслуживания и других объектов.

    Таким образом, можно заключить, что социальная реабилитация инвалидов – это  многоаспектный длительный процесс, неразрывно связанный с медицинской, психологической  и профессионально-трудовой реабилитацией. 
 

       
 
 

    Раздел 3.  Принципы и структура  системы социальной реабилитации. 

    Для проведения реабилитации инвалидов  в России создается специальная  система. В настоящее время она  находится в стадии формирования и не имеет ещё достаточно проработанной правовой базы и хорошо развитой инфраструктуры, однако ее организационная схема уже оформляется.  36

    В системе социальной реабилитации инвалидов  можно выделить три уровня управленческих и исполнительских компонентов, негосударственные структуры, а также вертикальные и горизонтальные связи между ними.

    Деятельность  по социальной реабилитации инвалидов  организуется на федеральном, региональном и местном уровне соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления и осуществляется находящими в их ведении учреждениями. Органы исполнительной власти и учреждения имеют разную ведомственную принадлежность и осуществляют функции в сфере социальной реабилитации инвалидов  в соответствии с направлением своей основной деятельности.

    К органам исполнительной власти и  учреждениям, в компетенцию которых  входит деятельность, способствующая включению инвалидов в социум, направленная на полноценную реализацию ими своих человеческих прав, на обеспечение возможности обрести  независимое существование, могут быть отнесены органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, архитектуры и градостроительства.

    Каждый  из них осуществляет социальную реабилитацию инвалидов в своей сфере, своими методами и средствами, но все должны использовать единую методологическую основу и преследовать единую цель – социальную интеграцию инвалидов. Сфера деятельности каждого из них в области социальной реабилитации инвалидов устанавливается с учетом структуры органов власти каждого уровня на основе их ведомственной принадлежности, а также с учетом разделения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнем.

    В целом федеральные, региональные и  муниципальные органы власти и управления имеют сходные направления деятельности в сфере социальной реабилитации инвалидов, но осуществляемые органом каждого уровня в пределах его компетенции полномочий. Это следующие направления:

    - реализация единой государственной  политики в сфере реабилитации  инвалидов (региональными муниципальными органами – с учётом  социально-экономических, географических и климатических особенностей);

    - разработка и принятие нормативных  актов соответствующего уровня  по социальной реабилитации инвалидов;

    - контроль за соблюдением законодательства в области социальной реабилитации инвалидов;

    - определение расходов на социальную  реабилитацию инвалидов за счет  средств соответствующего бюджета;

    - включение мероприятий по социальной  реабилитации инвалидов в целевые  программы соответствующего уровня;

    - применение единых научных и  методических основ социальной  реабилитации инвалидов, соблюдение  преемственности на всех уровнях  и во всех направлениях реабилитации;

    - создание учреждений соответствующего  уровня, осуществляющих деятельность  в сфере социальной реабилитации инвалидов, и руководство ими;

Информация о работе Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями