Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:37, курсовая работа
По данным ООН каждый десятый человек (более 500млн чел.) на планете имеет инвалидность. Примерно одна семья из четырёх человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. По официальной статистике в Китае насчитывается более 60млн инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их – 54млн (19%) В России сейчас 10млн инвалидов (около 7% населения). Это ли не показатель того, что инвалидность, методы и виды реабилитации инвалидов принимают глобальный характер.
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты реабилитации инвалидов.
Раздел 2. Сущность и содержание социальной реабилитации.
Раздел 3. Принципы и структура системы социальной реабилитации.
Заключение
Социально-бытовое устройство инвалидов осуществляется не только в индивидуально оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг или в специализированных домах-интернатах (общего или психоневрологического профиля).
Большое
значение имеют приспособление жилища
инвалида к его функциональным возможностям,
оснащение помещений
Инвалид
должен быть также обеспечен
Оборудование для жилья и индивидуальные вспомогательные приспособления должны соответствовать типу дефекта, быть безвредны для здоровья, функциональны, удобны и просты в применении.
В задачи социально-бытовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать её состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или специализированном учреждении).
Социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни.
Социально-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе.
Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса – приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество – с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, то есть вхождение или возвращение инвалида в общество. Инвалид со своей стороны должен выполнять всё необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания.
В ходе социально-средовой ориентации осуществляется ориентация больного в окружающей среде. Сюда входит установление взаимоотношений с людьми, знакомство с территорией и расположенными на ней необходимыми объектами – магазинами, учреждениями, предприятиями, спортивно-оздоровительными учреждениями и т.д.
Социально-средовое образование – это процесс обучения индивида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользование транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.
Досуг
как уникальная сфера реализации
личности обладает исключительным рекреативным
потенциалом. Именно это обстоятельство
актуализирует необходимость
Анализ ответов на вопрос «Какие из перечисленных занятий Вам нравятся и в какой степени?» позволил определить основные виды досуга по степени их привлекательности для инвалидов.
Высокий показатель привлекательности (от 3,5 до 4,4 балла) получили такие виды занятий как чтение книг и журналов, прогулки на свежем воздухе, туризм, путешествия, поездки. Кроме того, в ряду престижных занятий были названы: просмотр по телевидению и прослушивание по радио художественных передач, посещение концертов, кино, отдых в кругу семьи и т.д.
Средний показатель привлекательности (от 2,5 до 3,4 балла) характерен для следующих занятий: посещение театров – 3,34; посещение выставок, музеев - 3,3; просмотр спортивных зрелищ по телевизору – 3,2; мастерить что-либо по дому – 3,0; посещение баров, ресторанов – 2,83; настольные игры – 2,82; любительская кулинария – 2,78; цветоводство, садоводство, огородничество – 2,74; решение кроссвордов, ребусов – 2,7; занятия фотографией, киносъемкой – 2,58; уход за домашними животными – 2,53; домашнее музыцирование – 2,47.
Наименее привлекательными (низкий показатель – от 1,5 до 2,4 балла) оказались такие виды досуга как занятия изобразительным искусством – 2,31; рукоделие – 2,27; техническое творчество – 2,24; азартные игры – 2,25; пассивный отдых «ничегонеделание» - 1,98; коллекционирование – 1,84.
Результаты исследования явились важной и необходимой информационной, методической и организующей основой для разработки в санатории им. Н.Н. Бурденко специальных культурно-досуговых программ. Эти программы входят составной частью в комплекс мероприятий восстановительного лечения, социальной реабилитации инвалидов после травм и заболеваний спинного мозга. Как показывает опыт, целесообразность внедрения таких программ в лечебную практику становится всё более очевидной и весьма перспективной. 35
Обучение всем этим аспектам очень актуально для больных с различного рода психическими нарушениями, для лиц лишившихся конечностей, с нарушениями слуха, зрения.
Практически
для всех инвалидов важно
Важно также образование инвалидов по семейным вопросам – в области полового воспитания, воспитания детей, возможности рождаемости и пр.
Социально-средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения, пользования гражданскими правами.
Социально-средовая адаптация значительно облегчается при соответствующем потребностям инвалида приспособлении градостроительной среды – устранении архитектурно-строительных барьеров для инвалидов. Для этого требуется необходимый минимум, а именно следующее:
- специально оборудованные для инвалидов квартиры;
-
жилые специальные дома с
-
приспособления и оборудование,
облегчающие передвижение
-
специально приспособленные
-
оснащенность средствами
Таким
образом, можно заключить, что социальная
реабилитация инвалидов – это
многоаспектный длительный процесс, неразрывно
связанный с медицинской, психологической
и профессионально-трудовой реабилитацией.
Раздел
3. Принципы и структура
системы социальной
реабилитации.
Для проведения реабилитации инвалидов в России создается специальная система. В настоящее время она находится в стадии формирования и не имеет ещё достаточно проработанной правовой базы и хорошо развитой инфраструктуры, однако ее организационная схема уже оформляется. 36
В системе социальной реабилитации инвалидов можно выделить три уровня управленческих и исполнительских компонентов, негосударственные структуры, а также вертикальные и горизонтальные связи между ними.
Деятельность по социальной реабилитации инвалидов организуется на федеральном, региональном и местном уровне соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления и осуществляется находящими в их ведении учреждениями. Органы исполнительной власти и учреждения имеют разную ведомственную принадлежность и осуществляют функции в сфере социальной реабилитации инвалидов в соответствии с направлением своей основной деятельности.
К
органам исполнительной власти и
учреждениям, в компетенцию которых
входит деятельность, способствующая
включению инвалидов в социум,
направленная на полноценную реализацию
ими своих человеческих прав, на
обеспечение возможности
Каждый из них осуществляет социальную реабилитацию инвалидов в своей сфере, своими методами и средствами, но все должны использовать единую методологическую основу и преследовать единую цель – социальную интеграцию инвалидов. Сфера деятельности каждого из них в области социальной реабилитации инвалидов устанавливается с учетом структуры органов власти каждого уровня на основе их ведомственной принадлежности, а также с учетом разделения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнем.
В целом федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления имеют сходные направления деятельности в сфере социальной реабилитации инвалидов, но осуществляемые органом каждого уровня в пределах его компетенции полномочий. Это следующие направления:
-
реализация единой
-
разработка и принятие
-
контроль за соблюдением
-
определение расходов на
-
включение мероприятий по
-
применение единых научных и
методических основ социальной
реабилитации инвалидов,
-
создание учреждений
Информация о работе Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями