Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа
Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому о
В
дошкольном возрасте инициаторами агрессии
чаще становятся отдельные дети (обычно
из вышеперечисленной группы). Она
проявляется в виде отдельных
вспышек ярости и гнева и обычно
носит инструментальный характер -
дети просто не умеют добиваться авторитета
и популярности конструктивно.
Младшие дети плохо осознают свое агрессивное
поведение: при расспросах они бойко повторяют
не раз слышанные от взрослых сентенции
о том, что «кричать и драться нехорошо»,
но при случае не задумываясь делают и
то, и другое. Маленькие дети, вообще, переходят
от вербальной агрессии к физической гораздо
легче, чем более старшие и, тем более,
взрослые люди, но отличается агрессия
младших от подростковой не только этим.
В отличие от старших, маленькие
легко вовлекают в свои конфликты взрослых
- родителей, воспитателей, учителей. Они
делятся с ними своими переживаниями и
тайнами, часто просят вмешаться в споры
и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво
требуют поддержки, а нередко даже доносят
на приятелей .
В
младшем школьном возрасте инициаторами
агрессии являются уже не отдельные
личности, а группировки ребят, агрессивное
поведение становится все менее
спорадическим и все более организованным.
По мере приобретения навыков конструктивного
общения меняется соотношение между инструментальной
и враждебной агрессией в пользу последней.
Это происходит потому, что инструментальная
агрессия постепенно сменяется конструктивными
способами достижения цели, а враждебная
деструктивность - желание причинить оппонентам
вред и получить от этого удовольствие-остается.
Подростковая агрессия и насилие чаще
всего связаны с подростковым возростным
кризисом. В это время у взрослеющих юношей
и девушек сталкиваются два соперничающих
друг другу влечения: потребность в близости
и принадлежности другому и стремление
сохранить и утвердить собственную идентичность.
У ребенка появляется ряд экзистенциальных
переживаний: ощущение одиночества и оторванности
от окружающих, утрата целостности мира,
несоответствие своего реального Я идеалам
(часто ложным). Кроме того, наступает время
оборвать свою зависимость от родителей,
сформировать свои взгляды и начать совершать
самостоятельные поступки.
Невозможность
самореализации, ужесточение контроля
со стороны взрослы или же наоборот
их отчуждение приводит к проявлению
агрессивного.поведения.
2. Самым
значимым фактором формирования детской
и подросковой агрессии и насилия является
влияние семьи, которая может одновременно
демонстрировать модели агрессивного
поведения и обеспечивать его подкрепление.
Неадекватный стиль семейного воспитания
рассматривается как одна из основных
причин агрессивного поведения ребенка.
Исследования также показывают, что родителями
агрессивных детей очень часто являются
люди, придерживающиеся в воспитании политики
невмешательства или предоставляющие
слишком много свободы, доходя до того,
что вообще не уделяют внимание ребенку.
Также школа является источником формирования детской и подростковой агрессии и насилия.
И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических предлагаемых масс-медиа. Это и телевидение, и кинопрокат, итернет и компьютерные игры.
3. В детском и подростковом возрасте возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков. Методы социальной профилактики детской и подростковой агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами, формирование адекватной самооценки, умения конструктивно решать проблемы.
4.
Рассмотрен опыт
Подводя
общий итог можно сказать следующее,
что для повышения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I.Специальная литература:
II.Периодические издания:
III.Интернет-ресурсы:
IV.Статьи в журналах:
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями