Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому о

Работа содержит 1 файл

переделанный курсач.docx

— 86.76 Кб (Скачать)

     В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она  проявляется в виде отдельных  вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно. 
Младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что «кричать и драться нехорошо», но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети, вообще, переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим.  
   В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей .

     В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные  личности, а группировки ребят, агрессивное  поведение становится все менее  спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие-остается.неизменной. 
Подростковая агрессия и насилие чаще всего связаны с подростковым возростным кризисом. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

     Невозможность самореализации, ужесточение контроля со стороны взрослы или же наоборот их отчуждение приводит к проявлению агрессивного.поведения.  
          2. Самым значимым фактором формирования детской и подросковой агрессии и насилия является влияние семьи, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования также показывают, что родителями агрессивных детей очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку.    

     Также школа  является источником формирования детской и подростковой агрессии и насилия.

     И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение  сверстников и членов семьи), но и на символических предлагаемых масс-медиа. Это и телевидение, и кинопрокат, итернет и компьютерные игры.

         3. В детском и подростковом  возрасте возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков. Методы социальной профилактики детской и подростковой агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами, формирование адекватной самооценки, умения конструктивно решать проблемы.

     4. Рассмотрен опыт профилактической  работы с агрессивными детьми и подростками на примере КЦСОМ г. Мурманска. Применяемые технологии работы с детьми: ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, аутогенная тренировка, релаксация, консультации, родительские собрания и просвещение, информирование об агрессивности в детском возрасте.

     Подводя общий итог можно сказать следующее, что для повышения эффективности  социально-профилактической работы с  агрессивными детьми и подростками необходимо работать в следующих направлениях: выявление неблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; а также задача специалистов формирование у агрессивных детей и подростков доброжелательного отношения к людям. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей становится не только психологически необходимым, но и социально значимым явлением. 
 
 
 
 
 
 

   
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    I.Специальная литература:

    1. Агрессия у детей и подростков: Учебное издание [Текст] / под ред. Н. М. Платоновой. – М. : Гардарики, 2006. – 247 с.
    2. Берковиц Л.З. Влияние сцен насилия на зрителей [Текст] / под  ред. Э. Аронсона. – М. : Логос, 2003. – 444 с.
    3. Бэрон Р. Агрессия. [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон . – М. : ИФРА – М – МГТУ, 2001. – 352 с.
    4. Гроссман Д., Гаэтано Г. Не учите наших детей убивать: Объявим поход против насилия на телеэкране, в кино и компьютерных играх [Текст] / Д. Гроссман, Г. Гаэтано. – М. : РИПКРО, 1999. – 246 с.
    5. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. [Текст] / Б. Крэйхи. – СПб. :  Геликон, 2003. – 336 с.
    6. Милковска-Олейничак Г. Социально воспитательные факторы агрессивного поведения учащихся в современных образовательных учреждениях [Текст] / Г. Милковска-Олейничак. – СПб. : Образование-культура, 2000. – 301 с.
    7. Олиференко Л. Я., Шульга Т.И.,  Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений. М. : Академия. 2002. С. 248. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М. : Логос, 1993. С. 57.
    8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения   подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М Семенюк. – М. : Русь,  1996. – 42 с.
    9. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – СПб. : Нева, 2007. – 480 с.
    10. Шнейдер Л.Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М. : Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2009. – 416 с.
    1. Шульга, Т.И. Социально-педагогическая поддержка  детей группы риска: Учебное пособие  для вузов [Текст] / Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко. – М. : АСТ, 2007. – 242 с.

    II.Периодические издания:  

    1. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль. [Текст] / Л.З. Берковиц. – СПб. : Прайм, 2001. – 512 с.
    2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними [Текст] / под. ред. В. Зеленского. – СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. – 234 с.
 

      III.Интернет-ресурсы:

    1. Хорсанд Д. Причины детской агрессивности. [Электронный ресурс] / Д. Хорсанд. – URL : http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_09e.shtml (дата обращения: 22.12.2010).

    IV.Статьи в журналах:

    1. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 70 -79.
    2. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 47.
    3. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств [Текст] / С.В. Ильина  // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 72-75.
    4. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия [Текст] / Е.С. Меньшикова // Психологический журнал. - 1993. - № 6. - С. 12-15.
    5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы  психологии. - 1971. - №  4. - С. 6-20.
    6. Гроссман Д. Их можно научить убивать [Текст] / Д. Гроссман // На стороне подростка. - 2003. - № 5. - С. 65-84.
    7. Льюис Л. Импортные видеоигры заражают Японию жестокостью [Текст] / Л. Льюис // Таймс. - 2004. - № 7. - С. 28-35.
    8. Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь [Текст] /А.В. Фёдоров // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2001. - № 1. - С. 131-145.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями