Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому о

Работа содержит 1 файл

переделанный курсач.docx

— 86.76 Кб (Скачать)

     В то же время все чаще можно услышать о жестокости со стороны учителя. Особенно отмечают проблему психологического давления на ребенка, ведь дети беззащитны перед агрессией взрослого, они  не обладают достаточным жизненным  опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. К тому же их ролевое  положение в системе школьного  образования по сравнению с учителями  далеко не равное.

     Таким образом, возникает замкнутый круг: учителя предъявляют претензии  родителям, родители обвиняют учителей и своих детей, которые, в свою очередь, агрессивно реагируют и  на родителей, и на учителей. Естественно, у таких детей нарушаются представления  о ценностях и нравственные ориентиры. 
 
 
 

2.3.Компьютерные игры и СМИ как факторы формирующие детскую и подростковую агрессию и насилие

     Радикальные сторонники вредности игр утверждают, что «игры заставляют убивать», «виноваты  в убийствах», более того, они  представляют собой «стимуляторы убийства» (Д. Бака, Д.Томпсон, Д. Гроссман12). Американский психолог Давид Гроссман отмечает, что открыто продавая жестокие игры, «мы приучаем детей убивать, так же как армия муштрует солдат. Телевидение скоро приравняет страдание и смерть к таким удовольствиям, как любимая газированная вода, шоколадка или духи. А видео- и компьютерные игры довершат зловещее образование, научат прицеливаться и стрелять, как учатся военные, тренируясь на мишенях. Таким образом, «прицелься» – «стреляй» превратится в инстинктивное движение в стрессовой ситуации».

     Острота и актуальность этой точки зрения поддерживается рядом факторов. Во-первых, участившимися заявлениями малолетних преступников о том, что компьютерная игра вызвала у них желание  преступить закон. В некоторых случаях, может быть, это действительно  так. Но чаще всего подобные заявления  вызваны стремлением подростка  избежать ответственности, переложить ее на третьих лиц: разработчиков  игр, невнимательных к нему родителей. Во-вторых, волнения в обществе вызывают многочисленные иски родителей, не желающих смириться с фактом, что их дети преступники. Эти иски подаются против компаний, разрабатывающих жестокие игры, якобы «научившие подростка  как совершать преступление и  толкнувшие на него

     Основными потребителями компьютерных игр  являются несовершеннолетние. По данным «института СМИ и семьи», игры, содержащие насилие, секс и сквернословие «особенно  популярны среди детей и подростков 8-15 лет» (Д. Уолш). По другим данным, среди детей от 12 до 15 лет (А. Федоров13). Нижний возрастной предел может варьироваться. По данным В. Баранича, исследование, проведенное в 1996 г. среди четырехлетних мальчиков и девочек, показало, что большинство из них (59% девочек и 73% мальчиков) назвали своими любимыми видеоиграми те, где есть насилие».

     Статистические  исследования  в области влияния  компьютерных игр на формирование агрессии у детей и подростков отмечают ряд моментов. 9 из 10 детей играют в жестокие игры. Наибольшая игровая  активность приходится на возраст от 4 до 18 лет. Предпочтения отдаются играм, содержащим виртуальное насилие. Неагрессивные  игры выбираются в 2-4 раза меньше. На совершение насилия в играх уходит 80-90% времени. Иногда виртуальное насилие наказуемо, но чаще всего оно поощряется.   Более того, во многих игровых сообществах число убийств является критерием отбора лучших игроков. Так что подросток, убивая в игре, может стремиться не только к виртуальным поощрениям (очки, бонусы), но и к совершенно реальным достижениям (первенство в таблице игроков, статус в клане). Систематически играют от 5 до 20% подростков. Из тех, кто играет, только 3-6% избирают стратегии поведения связанные с игровой имитацией патологического насилия, направленного на слабых и беззащитных жертв. До 18 лет активный игрок видит не 40-80 тысяч «визуальных убийств». И не только видит, но и учувствует в таких убийствах. При этом виртуальные не воспринимаются им как что-то подлежащее осуждению. Значительная часть игровой аудитории видит в насилии развлечение, другая ее часть игнорирует насилие. В целом одобряют жестокость 80% респондентов. Ожидания игровой аудитории также направлены на агрессивные игры.

     Современное искусство также изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

             Учитывая все многообразие пагубного влияния телевидения, ученые пытаются решить, что может быть сделано для уменьшения этого воздействия. Так, на сегодняшний день предлагается два основных подхода: 1) критическое видение, т. е. воспитание у зрителей осознания асоциальной и вредоносной природы агрессивного поведения и помощь им в создании ненасильственных альтернатив разрешения конфликтных ситуаций; 2) инициативы СМИ, т. е. применение медиаизображений с целью освещения пагубного воздействия насилия. Кроме того, большую роль при разрешении данной проблемы отводится родителям, которые должны объяснять детям, что агрессия — не единственный способ разрешения конфликта, под  

        Вывод: Во второй главе мы  рассмотрели факторы которые  оказывают влияние на детскую  и подростковую агрессию и  насилие. Анализ литературы показал,  что самым значимым фактором  является влияние семьи, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери. Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования также показывают, что родителями агрессивных детей очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку.      Агрессии дети обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Это второй источник формирования детской и подростковой агрессии. Наиболее часто встречающаяся форма поведения с проявлением агрессий, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, — это игры-потасовки. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней» и приносят удовольствие. Кроме того, в них практически отсутствует стремление нанести друг другу ущерб.

     Школа также является источником формирования детской и подростковой агрессии и насилия.

     И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение  сверстников и членов семьи), но и на символических предлагаемых масс-медиа.

     Несмотря  на значительное количество исследований и монографий, посвященных детской  агрессии, существуют ключевые вопросы, связанные с ее причинами, которые  остаются открытыми. Анализ существующих на сегодняшний день психологических  источников по проблеме показывает, что  знание возможных причин и факторов, влияющих на проявление детской агрессии, позволит взрослым адекватно реагировать  на подобное поведение ребенка, ведь зачастую детская агрессивность  оказывается прямым следствием того, что взрослый не понимает причин и  мотивов такого поведения и, следовательно, бессилен оказать ему своевременную  помощь.14

     3. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО   ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА

     3.1 Модели российских социальных служб в работе с агрессивными детьми

     Проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить. Психопрофилактика - система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятнй, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний.

     Первичная профилактика предполагает:

     а) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи  и воспитания;

     б) изучение и коррекция нарушения  материнско-детских отношений, которые  служат причиной снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом  развитии в младенческом, раннем и  дошкольном возрасте.

     Вторичная профилактика предусматривает:

     а) раннее вмешательство в коррекцию  клинико-биологических нарушений  у ребёнка;

     б) исследование генограмм семьи;

     в) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение  детско-родительских границ;

     г) наличие чётких семейных ролей.

     Третичная профилактика проводится в отношении  детей, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция  поведения ребёнка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих  антропосоциоцентрический подход к  личности ребёнка с учётом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

     Одна  из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них  просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как  ответить на провокации других, чтобы  потушить пламя гнева, а не раздуть  его еще больше. Точно так же они представления не имеют о  том, как проинформировать других о  своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают  с их ожиданиями. Зачастую их манера самовыражения по мягкости и деликатности напоминает наждак. А если присовокупить  к этому безразличие к эмоциональному состоянию других... В результате они постоянно ощущают сильную  фрустрацию, говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже, что люди, не обладающие социальными умениями, занимают в  каждом обществе свою нишу среди лиц, совершающих насилие. Таким образом, обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, можно  постепенно уменьшить количество случаев  проявления агрессии.

     К счастью, существуют различные способы  обучения людей таким умениям. Более  того, овладение ими, похоже, резко  снижает вероятность быть втянутыми  в агрессивные взаимоотношения. Положительные стороны обучения социальным умениям были продемонстрированы наиболее ярко в исследовании, осуществленном Л.Б. Шнейдером15. В рамках его исследования мальчики и девочки в возрасте от 7-ми до 14-ти лет из лечебного центра для детей с отклоняющимся поведением прошли тренинг социальных умений, целью которого было снижение их очень высокого уровня агрессии. С этими детьми, разделенными на две группы численностью от 2-х до 4-х человек, в течение 12 недель проводились 30 -- 40-минутные занятия, во время которых дети, выполняя различные упражнения, обучались тому, как лучше всего вести себя в ситуациях, которые в противном случае могут привести к агрессии. После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участники во время отдыха и игр. Было зафиксировано заметное снижение уровня агрессивности и рост потребности в совместных действиях. Эти и аналогичные данные позволяют предположить, что привитие социальных умений агрессивным людям может оказаться весьма полезным -- оно поможет им избежать опасных стычек с другими. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы завершаются тем, что их участников учат общим принципам -- принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения. 
 
 
 
 
 

3.2. Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми

     В период детства еще не поздно предпринять  своевременные меры. Дети иногда проявляют  агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов-- научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар -- набор способов реагирования на определенные события.

     Анализ  поведения агрессивного ребёнка  позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия - убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других - малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности.

     Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.

     Профилактическая  работа может строиться по типу организации  совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители.

     Взрослые (воспитатели, родители,) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других -- ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями