Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому о

Работа содержит 1 файл

переделанный курсач.docx

— 86.76 Кб (Скачать)

     Нормализация  детско-родительских отношений имеет для профилактики состояний агрессии и гнева у детей первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В социально-психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

     Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

        Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Задание для ребят - помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

     Довольно  часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.

     Также можно пригласить к детям в  гости известных им литературных героев. Это могут быть, например, Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел  мыть руки. В этом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать  послушным.

     Как известно, эмпатия -- это нерациональное познание человеком внутреннего  мира других людей. Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию  у детей можно во время совместного  чтения. Нужно обсуждать с ребенком прочитанное, поощрять его в выражении своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки и истории. Можно порекомендовать для формирования эмпатии следующие игры: «Эмоциональный словарь», «Мой хороший попугай», «Сороконожка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. 3.Анализ социальной работы с агрессивными детьми на примере Комплексного Центра Социального Обслуживания молодежи города Мурманска

     Агрессивные дети  нуждаются в понимании  и поддержке взрослых, поэтому  главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

     Направления психопрофилактической работы в  КЦСОМ  с агрессивными детми:

     · обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть  собой;

     · обучение детей  приемлемым способам выражения гнева;

     · отработка навыков общения в  конфликтных ситуациях;

     · формирование таких качеств как  эмпатия и доверие;

     · работа с родителями агрессивных  детей.

     Работа  с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и  обучения эффективным способам общения  со своим ребёнком (например, тренинг  детско-родительских отношений); групповую  в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности  в детском возрасте.

     Работу  с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

     Необходимую для себя информацию родители могут  получить на лекциях, консультациях  и в «Уголке психолога». Когда  мать или отец осознают необходимость  коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

     Представляется  необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции  поведения, чтобы уже к 5-6 годам  у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность  к адаптации и саморегуляции.

     Основными способами снижения агрессивности  детей: игры, хоровое пение, участие в самодеяельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.

     Остановимся подробнее на двух последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 3,5 лет. Аутогенная тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление. Эффективней проводить AT перед сном.

     Представляемые  образы ( лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно  показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад  и т.п.

     Установка на расслабление может даваться детям  в стихотворной образной форме:

     Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без  движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.

     И шея вялая совсем и мягкая как  вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…

     И руки брошены лежат, тряпичны без  движения, и пальцы ватные, сквозь них  уходит напряжение.

     Всё тело, грудь, живот, спина - беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.

     Спокойна  каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость  вытекает.

     Мы  словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас  блаженно отдыхает.

     Мы  отдохнули, силы к нам, энергия - вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.

     Упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу применяем на занятиях с детьми данной группы. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждать детей , что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения .

     Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень  эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно  и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.

     Исследователем  Г. Холтом полученные данные свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических заболеваний таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное - уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева».

     Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы.

     Песочная  терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он -- Творец. Для снятия физического напряжения ребёнка использовать игры с песком, водой и глиной.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     1. Анализ социальной работы КЦСОН г. Мурманска позволяет рассмотреть практическую деятельность с агрессивными детьми в различных направлениях. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников.

     2. Важнейшим условием эффективной  профилактики становления агрессивных  форм поведения детей и подростков является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей подростков к опасным выпадам против других людей.

     3. Профилактическая работа с семьёй  агрессивного ребёнка предполагает  восстановления доверительных отношений  с родителями агрессивного ребёнка,  формирование родительских просоциальных  норм, установок, а также привлечение  к активному взаимодействию семьи  в предупреждении агрессии со  стороны их ребёнка. Необходимо  отметить, что недостаток ласки,  внимания, доброты в раннем детстве  ведёт к снижению эмпатии и  усилению агрессивности, дефицит  родительского тепла ребёнок  испытывает на всех последующих  этапах своего развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Проблема  агрессивности несовершеннолетних является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.

     Исследования  в этой области показали, что все  агрессивные дети подростки проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны.

     Агрессивный ребёнок становится источником огорчений  родителей и педагогов, он ощущает  себя отверженным, неуверенным и  ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности  полноценной коммуникации, деформируется  личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.

     На  современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в  дошкольном возрасте, когда эта черта  находится в стадии своего становления  и когда ещё можно предпринять  своевременные превентивные и корригирующие  меры. Но не менее важным является и профилактика и коррекция агрессии в младшем школьном и подростковом возрасте.

     В ходе написания курсовой работы была достигнута цель - проанализировать социальную работу по профилактике агрессии и насилия на примере КЦСОМ в городе Мурманске.

       Для достижения поставленной  цели были решены все основные  задачи, в связи с этим можно  сделать следующие выводы:

     1.В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской и подростковой агрессивности существенно возрос.

     Выделяют  различия в агрессивном поведении у детей и подростков. .

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями