Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому о

Работа содержит 1 файл

переделанный курсач.docx

— 86.76 Кб (Скачать)

         Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у  девочек, существуют возрастные  периоды с более высоким и  более низким уровнем проявления  агрессивного поведения. Так установлено,  что у мальчиков имеются два  пика проявления агрессии: 12 лет  и 14-15 лет. У девочек также  обнаруживаются два пика: наибольший  уровень проявления агрессивного  поведения отмечается в 11 лет  и в 13 лет.  Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная – физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

              Вывод: В первой главе мы проанализировали особенности проявления агрессии и насилия у детей и подростков. Можно сказать что эти проявления существенно разнятся. В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева. Младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что "кричать и драться нехорошо", но при случае не задумываясь делают и то, и другое.

     В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные  личности, а группировки ребят, агрессивное  поведение все более организованным.   Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу.

     Подростковая  агрессия и насилие чаще всего  связаны с подростковым возростным кризисом. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

     Невозможность самореализации, ужесточение контроля со стороны взрослых или же наоборот их отчуждение приводит к проявления агрессивного.поведения.  
 
 
 
 
 
 

     2. ПРИЧИНЫ И ФАКТРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ

        Значимое место в исследованиях детской агрессии занимают причины или факторы, вызывающие это явление, так как очень часто все многообразие проявлений агрессивности детей и подростков взрослые объясняют, ограничиваясь либо личностными качествами, либо взаимоотношением в семье, что, как следствие, затрудняет разработку путей своевременной профилактики или коррекции поведения ребенка.

        В связи с этим, на наш взгляд, особенно важно рассмотреть возможные причины и факторы, влияющие на проявление агрессии в детском и подростковом  возрасте, более подробно.

     Исследуя  причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова8, Р. Бэрони др.) придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из четырех основных источников: семья, школа, СМИ, компьютерные игры.

          
 
 
 
 

2.1.Влияние  семьи на формирование детской  и подростковой агрессии

        Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери. Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования показывают, что родителями агрессивных детей очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку. Неагрессивные дети в основном воспитываются строго, но все же демократично. Дети, которые были оценены как чрезмерно агрессивные, напротив, часто испытывают авторитарное давление со стороны родителей и почти не считаются со своими желаниями. Кроме того, как отмечают А. Бандура и Р. Уолтерс, отцами сверхагрессивных и оказавшихся в исправительных учреждениях подростков из относительно благополучных семей среднего класса являются те, кто не терпит проявлений агрессии дома, но за его пределами поощряет и даже подстрекает своих детей провоцировать других и нападать на них и позитивно подкрепляет такого рода поведение.

           Та же тенденция обнаруживается, когда дети наблюдают насилие и испытывают его на себе. В литературе о насилии в семье описывается целый «цикл насилия»; его суть в том, что дети, которые видели, как их родители «практиковали» физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими.9 Усваивая эти образцы поведения, они приобретают убежденность в их эффективности, вначале на чисто вербальном уровне. Затем 
практическое освоение моделей агрессивного поведения, закрепление его в привычках, навыках и стереотипах происходят главным образом в неформальном общении. Навыки агрессивного реагирования осваиваются и закрепляются в личном опыте ответного насилия, так же отрабатываются и технические приемы агрессивного взаимодействия.

        В целом агрессивное поведение в семье формируется через три механизма: подражание и идентификация с агрессором; защитная реакция; протестная реакция.

       Отдельной темой следует рассмотреть агрессию у детей и подростков из неблагополучных семей .

        Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развития, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

        По данным исследований, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации.10     

     Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной  семье, где постоянные ссоры между  родителями, несогласие с другими  членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует проявлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувства детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами имеют возможности его проявлять.

         По мнению Л.Я. Олиференко11 длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

        Поведение таких детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

        Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях. Всё это провоцирует агрессивное поведение, проявляющееся в различных формах.

     При работе с детьми из неблагополучных  семей специалист может столкнутся с рядом факторов затрудняющем деятельность.

     К числу объективных основных факторов можно отнести, прежде всего, закрепленное Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также  действующим Уголовным кодексом РФ (ст.137) право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной  жизни. Таким образом, специалист по  социальной работе может осуществлять защиту прав, здоровья, а порой и  жизни детей от жестоких родителей  только в рамках соблюдения вышеуказанных  нормативных актов .

     С другой стороны, специалисты по социальной работе в своей практической деятельности руководствуются также соответствующими статьями Семейного кодекса РФ, где, в частности, закреплены обязанности  родителей по отношению к детям: «Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять  вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство  обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. (ст. 65) Невыполнение родителями указанных выше обязанностей по отношению  к детям дает социальному педагогу законное право вмешательства в  личную жизнь такой семьи.

     В работе с неблагополучной семьей специалист по социальной работе руководствуется следующими основными принципами:

     1)      Соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст.3);

     2)      Максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;

     3)      Защита прав ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст.54);

     4)      Тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и. т. д. 

2.2. Влияние школы как причина проявления агрессии и насилия в детском и подростковом возрасте

     Не менее важным является влияние школы как второго по значимости после семьи социального института, участвующего в формировании личности ребенка.

     Дети  становятся агрессивными, когда их расстраивает что то в школе, когда  их обижают, оскорбляют, когда школа  становится местом, где они не чувствуют  себя комфортно. В этих случаях дети часто проявляют агрессию по отношению  к одноклассникам.

     Проблемы  балинга и агрессии, распространенные в настоящее время в школах, с нашей точки зрения, могут  быть значительно смягчены педагогами, владеющими информацией о причинах подобного поведения детей, должным  надзором, вмешательствами и микроклиматом  в классах.

     Следует отметить, что и сама школа, ее составляющие могут послужить причиной агрессии учеников.

     Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей  по отношению к ребенку. Учитель  сообщает родителям о том, что  их ребенок нарушает дисциплину, получает двойки, и они должны принять меры. Зачастую характер этих мер ограничивается либо моральным воздействием, либо, в худшем случае, физическим.

     Кроме того, классическая система школьного  образования способствует соревнованию среди детей: постоянно определяется, кто лучше, кто хуже, а кто находится  среди отстающих. А насилие, по мнению психологов, никогда не исходит от лучших учеников в школе, потому что  школа проявляет уважение к ним. Насилие всегда исходит от неудачников.

     В последнее время современные  исследователи, обсуждая вопросы школьных конфликтов, акцентируют свое внимание на взаимоотношениях учителя, ученика и родителей. Сравнительно меньше информации можно найти о конфликтах между учениками.

     Учителя, подобно родителям, также исходят  из объяснений, наиболее удобных для  себя. По их мнению, причины агрессивного поведения детей, как правило, заключаются  не в погрешностях преподавания или  неустойчивости порядка в школе, а во влиянии на детей улицы  или семьи, а также в неконтролируемом просмотре телевизионных программ. Учителя отвергают родительские обвинения в собственной некомпетентности, требуя сначала изменить подход к  воспитанию.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями