Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа
Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому о
Внутри подросткового возраста,
как у мальчиков, так и у
девочек, существуют
Вывод: В первой главе мы проанализировали особенности проявления агрессии и насилия у детей и подростков. Можно сказать что эти проявления существенно разнятся. В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева. Младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что "кричать и драться нехорошо", но при случае не задумываясь делают и то, и другое.
В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение все более организованным. Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу.
Подростковая агрессия и насилие чаще всего связаны с подростковым возростным кризисом. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.
Невозможность
самореализации, ужесточение контроля
со стороны взрослых или же наоборот
их отчуждение приводит к проявления агрессивного.поведения.
2. ПРИЧИНЫ И ФАКТРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ
Значимое место в исследованиях детской агрессии занимают причины или факторы, вызывающие это явление, так как очень часто все многообразие проявлений агрессивности детей и подростков взрослые объясняют, ограничиваясь либо личностными качествами, либо взаимоотношением в семье, что, как следствие, затрудняет разработку путей своевременной профилактики или коррекции поведения ребенка.
В связи с этим, на наш взгляд, особенно важно рассмотреть возможные причины и факторы, влияющие на проявление агрессии в детском и подростковом возрасте, более подробно.
Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова8, Р. Бэрони др.) придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из четырех основных источников: семья, школа, СМИ, компьютерные игры.
2.1.Влияние семьи на формирование детской и подростковой агрессии
Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери. Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования показывают, что родителями агрессивных детей очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку. Неагрессивные дети в основном воспитываются строго, но все же демократично. Дети, которые были оценены как чрезмерно агрессивные, напротив, часто испытывают авторитарное давление со стороны родителей и почти не считаются со своими желаниями. Кроме того, как отмечают А. Бандура и Р. Уолтерс, отцами сверхагрессивных и оказавшихся в исправительных учреждениях подростков из относительно благополучных семей среднего класса являются те, кто не терпит проявлений агрессии дома, но за его пределами поощряет и даже подстрекает своих детей провоцировать других и нападать на них и позитивно подкрепляет такого рода поведение.
Та же тенденция обнаруживается, когда
дети наблюдают насилие и испытывают его
на себе. В литературе о насилии в семье
описывается целый «цикл насилия»; его
суть в том, что дети, которые видели, как
их родители «практиковали» физическое
насилие по отношению друг к другу, склонны
воспроизводить аналогичные ситуации
во взаимоотношениях с другими.9
Усваивая эти образцы поведения, они приобретают
убежденность в их эффективности, вначале
на чисто вербальном уровне. Затем
практическое освоение моделей агрессивного
поведения, закрепление его в привычках,
навыках и стереотипах происходят главным
образом в неформальном общении. Навыки
агрессивного реагирования осваиваются
и закрепляются в личном опыте ответного
насилия, так же отрабатываются и технические
приемы агрессивного взаимодействия.
В целом агрессивное поведение в семье формируется через три механизма: подражание и идентификация с агрессором; защитная реакция; протестная реакция.
Отдельной темой следует рассмотреть агрессию у детей и подростков из неблагополучных семей .
Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развития, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
По данным исследований, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации.10
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует проявлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувства детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами имеют возможности его проявлять.
По мнению Л.Я. Олиференко11 длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Поведение таких детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях. Всё это провоцирует агрессивное поведение, проявляющееся в различных формах.
При работе с детьми из неблагополучных семей специалист может столкнутся с рядом факторов затрудняющем деятельность.
К числу объективных основных факторов можно отнести, прежде всего, закрепленное Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также действующим Уголовным кодексом РФ (ст.137) право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной жизни. Таким образом, специалист по социальной работе может осуществлять защиту прав, здоровья, а порой и жизни детей от жестоких родителей только в рамках соблюдения вышеуказанных нормативных актов .
С
другой стороны, специалисты по социальной
работе в своей практической деятельности
руководствуются также
В работе с неблагополучной семьей специалист по социальной работе руководствуется следующими основными принципами:
1) Соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст.3);
2) Максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;
3) Защита прав ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст.54);
4)
Тесное взаимодействие с другими заинтересованными
органами и службами, осуществляющими
работу с семьями и детьми: медицинскими,
правоохранительными, опеки и попечения,
образования и. т. д.
2.2. Влияние школы как причина проявления агрессии и насилия в детском и подростковом возрасте
Не менее важным является влияние школы как второго по значимости после семьи социального института, участвующего в формировании личности ребенка.
Дети становятся агрессивными, когда их расстраивает что то в школе, когда их обижают, оскорбляют, когда школа становится местом, где они не чувствуют себя комфортно. В этих случаях дети часто проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.
Проблемы
балинга и агрессии, распространенные
в настоящее время в школах,
с нашей точки зрения, могут
быть значительно смягчены педагогами,
владеющими информацией о причинах
подобного поведения детей, должным
надзором, вмешательствами и
Следует отметить, что и сама школа, ее составляющие могут послужить причиной агрессии учеников.
Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их ребенок нарушает дисциплину, получает двойки, и они должны принять меры. Зачастую характер этих мер ограничивается либо моральным воздействием, либо, в худшем случае, физическим.
Кроме того, классическая система школьного образования способствует соревнованию среди детей: постоянно определяется, кто лучше, кто хуже, а кто находится среди отстающих. А насилие, по мнению психологов, никогда не исходит от лучших учеников в школе, потому что школа проявляет уважение к ним. Насилие всегда исходит от неудачников.
В последнее время современные исследователи, обсуждая вопросы школьных конфликтов, акцентируют свое внимание на взаимоотношениях учителя, ученика и родителей. Сравнительно меньше информации можно найти о конфликтах между учениками.
Учителя,
подобно родителям, также исходят
из объяснений, наиболее удобных для
себя. По их мнению, причины агрессивного
поведения детей, как правило, заключаются
не в погрешностях преподавания или
неустойчивости порядка в школе,
а во влиянии на детей улицы
или семьи, а также в неконтролируемом
просмотре телевизионных
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями