Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа
Цель - выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;
Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В ходе интервью со специалистами центра занятости нам удалось узнать и о других программах, которыми руководствуется данная организация при работе с молодежью. В своей деятельности ЦЗН уделяет большое внимание профориентационной работе с молодежью. Поскольку в настоящее время предприятия города испытывают потребность в рабочих руках, то одним из приоритетных направлений профориентационной работы среди учащихся и незанятой молодежи является направление на приобретение таких специальностей, как станочник (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, резчик и др.), строительные профессии (маляр, штукатур, плотник, столяр, газоэлектросварщик и др.). В связи с такой тенденцией, к участию в профориентационных мероприятиях центром занятости привлекаются начальные профессиональные учебные заведения, ведущие подготовку по этим специальностям.
Следующей программой центра для молодежи является проводимая в прошлом году акция для учащихся и студенческой молодежи «Фестиваль профессий - 2007». В рамках этой акции ЦЗН проводил ряд мероприятий, имеющих профориентационную направленность, со школьниками нескольких школ района.
Таким образом, мы обозначили
основные молодежные программы, которые
реализуются центром занятости.
Это далеко на полный их перечень, но
те, о которых мы рассказали, на наш
взгляд, отражаю общую картину
деятельности центра в отношении
молодежи. Исходя из документов, отчетов,
аналитических докладов центра занятости,
в которых зафиксированы
Как уже отмечалось ранее, интервью было проведено с 10 специалистами центра занятости. Ответы специалистов по поводу организации деятельности центра, технологий работы, о программах совпадали, из чего можно сделать вывод о довольно слаженной и организованной работе Ленинского ЦЗН.
На вопрос: «Какая информация о клиенте для вас является наиболее значимой?» большинство «8 специалистов» специалистов ответили, что наиболее важными для них являются цели, с которыми обращаются клиенты. На самом раннем этапе они стараются узнать, зачем обращается клиент: чтобы просто трудоустроиться или профобучиться, переобучиться, получить смежную профессию для повышения своей конкурентоспособности. На этот же вопрос профконсультант ответил следующим образом: «Важно узнать, какую работу клиент рассчитывает получить, выяснить по каким причинам. Если желания клиента не совпадают с реальной картиной на рынке труда, то клиенту предлагаются другие варианты, оцениваются плюсы и минусы». Исходя из утверждений всех опрошенных работников центра занятости, касающихся наиболее значимой для них информации о клиенте, мы можем сделать вывод о том, что значительное место при работе с клиентом уделяется его пожеланиям.
Чтобы отследить реальную картину работы специалиста с безработным, клиентам и специалистам задавались схожие вопросы. Например, клиентам задавался вопрос «Учитывают ли специалисты центра занятости ваши пожелания при подборе для вас вакансий?», на который все опрашиваемые клиенты ответили, что «да, учитывают», однако, в каждом ответе после этих слов было слово «но». К примеру, один из респондентов ответил: «Да, они стараются подобрать наиболее выгодный вариант, но пока в тех местах, куда меня направляли, мне работодатели отказывали, то у них уже кто-то должность занял, то мне не хватало опыта и квалификации». Другой респондент на этот вопрос сказал, что «В самом начале, когда меня ставили на учет, спрашивали, на какую работу я рассчитываю, что хочу получить. Но у меня очень конкретная специальность - бухгалтерия предприятия, так что тут особых пожеланий нет». Заметим, что ответы клиентов и специалистов, касающиеся учета пожеланий безработных при подборе вакансий в большинстве своем совпадают, то есть мы можем сделать вывод о том, что мнение клиента, его представления о будущей работе учитывается работниками цента занятости при подборе вакансии. Однако в некоторых ответах клиентов присутствует неуверенность в том, что они получат именно такую работу, на которую претендуют. Приведем пример ответа состоящей на учете девушки: «Меня спрашивали, какие критерии, требования я предъявляю к будущей работе, но объяснили, что банк вакансий, то есть какие на данный момент предлагаются вакансии, не зависит от центра, они конечно, если будет альтернатива, подберут более выгодный для меня вариант». Таким образом, в данном случае видно, что специалист настроен учитывать интересы клиента, но вакансии, которые есть в наличии на данный момент, возможно, не смогут отвечать его представлениям о подходящей работе. Итак, подводя промежуточный итог эмпирической части данной работы, мы можем выявить одну из проблем молодежи в сфере занятости и на рынке труда: предлагаемые вакансии зачастую не отвечают требованиям молодых безработных.
В интервью с работниками центра занятости нам удалось затронуть вопросы, касающиеся непосредственно реализации задач социальной работы в центре. На вопрос как поступает специалист, если клиент игнорирует назначенную регистрацию, нам ответили, что ведется работа по выяснению причин неявки клиента, среди которых может быть болезнь, отказ от дальнейшего сотрудничества с центром или трудоустройство. Если клиент трудоустроился или отказывается посещать регистрацию, то специалист начинает процедуру снятия с учета. При ответе на вопрос отслеживается ли специалистами центра занятости, как долго работает клиент на новом рабочем месте, предоставленном ЦЗ, специалисты единодушно ответили, что нет, не отслеживается. На наш взгляд, это в какой-то мере является упущением в технологии работы центр. Нельзя до конца оценить эффективность работы такой организации, если не знать долго ли проработал клиент на своем рабочем месте, или он разочаровался в услугах центра занятости и решил продолжить поиск более подходящей работы самостоятельно.
В качестве одной из основных
задач интервью выступает задача
по выявлению значимости в ЦЗ задач
социальной работы в осуществлении
помощи в реализации жизненного сценария.
Безусловно, оценить этот фактор в
работе центр занятости мы сможем
только после завершения анализа
всей эмпирической части, однако, в
интервью со специалистами, мы решили
узнать, как сами работники центра
занятости оценивают реализацию
данных задач в своем центре. Подавляющее
большинство специалистов ответили,
что основные задачи социальной работы
в ЦЗН реализуются и помощь
в реализации жизненного сценария клиента
оказывается. В качестве подтверждающего
примера мы можем привести высказывание
одного из специалистов: «Поскольку мы
ищем работу, значит, и, в какой-то степени,
участвуем в судьбе клиента. Работа
- это одна из главных составляющих
жизни, ее важная часть». Все опрошенные
специалисты ответили подобным образом,
следовательно, мы можем сделать
вывод о том, что под помощью
в реализации жизненного сценария клиента
в центре, прежде всего, понимается
помощь в поиске работы, как одной
из жизненных составляющих. Другие
аспекты жизни ни специалистами,
ни самими клиентами не отмечаются
как необходимые. Иначе говоря, общение
с клиентом регламентировано рамками
услуги по трудоустройству и
Проведенное интервью с клиентами
центра занятости было направлено на
выявления причин, по которым им
необходима работа, и жизненных планов
в ближайшей перспективе. Обобщая
ответы респондентов на вопрос «Для чего
вам необходима работа?» можно
выявить следующие причины. Молодым
безработным работа нужна, чтобы
зарабатывать деньги, быть самостоятельным,
независимым и обрести
Специалистам ЦЗН и их клиентам мы задавали схожие вопросы, касающиеся определения подходящей работы, а также определения успеха и возраста, в котором он наступает. Работники центра занятости охарактеризовали подходящую для клиента работу, как соответствующую его образованию, квалификации и личным особенностям, а также удовлетворяющую материальные потребности. Двое из 10 специалистов ответили, что подходящая для клиента работа помимо вышеперечисленного должна отвечать требованиям работодателя. Все опрошенные клиенты ответили, что подходящая для них работа должна быть высокооплачиваемой, плюс к этому 3 человека ответили, что должна быть перспектива карьерного роста, и 5 человек, что это работа по специальности. Важно отметить, что при ответе на вопрос о подходящей работе специалисты называли заработок или удовлетворение материальных потребностей в последнюю очередь, а клиенты (7 из 10) - в первую. Что же касается понятия успеха, то специалисты определили его как способность обеспечивать себя, свою семью, наличие работы и собственного жилья. Такие же критерии к успеху предъявили и клиенты центра занятости. Определяя возраст достижения успеха, специалисты давали различные формулировки ответов, но все они сводились к тому, что «успех достигается со временем, не сразу». Среди клиентов этот вопрос вызвал больше затруднений, чем среди работников центра. Одна девушка (21 год) для которой успех - это наличие денег, работы и семьи, ответила, что сможет достигнуть успеха к 30 годам. Девушка 25 лет, одна воспитывающая 3-х летнюю дочку, определила возраст достижения успеха к 40 годам. Самый оптимистичный ответ на вопрос, «В каком возрасте, на ваш взгляд, вы сможете достичь успеха?» мы получили от 24-х летней девушки, которая ответили следующим образом: «Я думаю, что уже очень скоро, как только найду подходящую работу». В целом, можно сделать вывод, что, говоря о возрасте наступления успеха, респонденты описывают достаточно далекие перспективы.
Одной из целей проведения интервью является анализ эффективности работы центра занятости при трудоустройстве молодежи. У специалистов нам удалось выяснить, каким образом и кем отслеживаются успехи работы центра. Внутри самой организации ее деятельность оценивается с помощью отчетов о проделанной за определенное время работе, в которых отмечается также процент реализации плана. Руководящей организацией является Управление федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области.
На оценку эффективности
работы центра занятости были направлены
следующие вопросы для
Ответы специалистов центра
занятости отчасти
Для того, чтобы проанализировать эффективность работы центра занятости и посмотреть, влияет ли нахождение работы на жизненный путь клиента и каким образом, мы провели мини-интервью по телефону с бывшими клиентами центра занятости. На наш взгляд оценка эффективности работы данной организации определяется не только количеством трудоустроенных клиентов. Критерием эффективности в этом случае может являться также, и продолжительность времени в течение которого работает человек после трудоустройства центром занятости, и положительные или отрицательные перемены, которые возникают в жизни клиента после получения места работы.
Нами были опрошены шесть молодых людей и девушек в возрасте от 18 до 27 лет, которые состояли на учете в центре занятости от полугода до года назад. Всем респондентам задавался один вопрос: продолжают ли они работать на том же рабочем месте, на которое были устроены и довольны ли они услугами, которые им оказали в центре занятости. В ходе опроса нам удалось также выявить, какие перемены в жизни бывших клиентов центра занятости принесла работа. Как показал мини-опрос, 5 из 6 опрошенных респондентов довольны услугами, которые им оказал центр занятости. Недовольной осталась только одна девушка, которая хотела переобучиться, но так как по ее специальности вакансий много, то она была устроена на работу, после чего вскоре уволилась из-за низкой заработной платы. Проанализируем, как изменились жизненные планы респондентов, после того, как они состояли на учете в центре занятости. Что касается молодых людей, то те, у кого не было семьи с появлением работы, ответили, что в скором будущем собираются ее создать, а один молодой человек, который после семинаров, проводимых центром занятости открыл свою фирму, и у которого семья была, ответил так: «Открытие фирмы позволило мне наконец-то встать на ноги и более или менее обеспечивать свою семью всем необходимым». Таким образом, полученная работа у молодых людей, прежде всего, связана с улучшением материального положения, что в свою очередь отражается на желании создать семью и на возникновении «уверенности в завтрашнем дне». В отличие от молодых людей, которые преимущественно были устроены на работу без переобучения, ожидания девушек в первую очередь были связаны с получением дополнительной профессии. Одна девушка из троих опрошенных не была переучена, так как по ее специальности были вакансии. Девушка, которая не имела специальности, профобучалась на курсах офис-менеджера, после чего самостоятельно нашла работу и на момент опроса продолжала работать там же. Молодая женщина, одна воспитывающая ребенка, получала дополнительную профессию с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда. Место работы она поменяла, однако, благодаря полученному опыту и специальности устроилась в другую организацию. Свой уход с первоначального места работы, полученного с помощью центра занятости, она аргументирует следующим образом: «Была маленькая зарплата, и не хватало средств, чтобы прокормить ребенка». Подводя итог вышесказанному, мы можем отметить, что нахождение работы, безусловно, вносит в жизнь бывших безработных перемены. Согласно данному опросу в большинстве случаев услуги, предоставленные центром занятости (по профобучению, переобучению, поиску работу) в той или иной мере способствовали положительным изменениям в жизни молодых людей и девушек. Возможно, что на сегодняшний день система занятости не настолько эффективна, как хотелось бы, так как не всегда оплата предложенного труда соответствует требованиям молодежи, но имеющийся положительный эффект говорит о функционировании системы содействия занятости на достойном уровне. Таким образом, принимая во
внимание результаты эмпирической части
данной работы, мы подошли к следующим
выводам. В деятельности ЦЗН Ленинского
района нами были обнаружены как плюсы,
так и минусы. В отношении помощи
клиентам в реализации жизненного сценария,
учета специалистами Центр занятости помимо трудоустройства занимается профессиональной ориентацией молодежи, профобучением, переобучением. Как показало проведенное нами исследование, этот вид услуг ЦЗ оказывает на жизненный путь клиента положительный отпечаток. Тем или иным образом получение специальности, повышение квалификации или переобучение раскрывает перед клиентом новые горизонты в плане трудоустройства. В результате, даже если клиент не устраивается на работу с помощью службы занятости, он в скором времени самостоятельно находит себе работу. В целом, анализируя все вышесказанное, мы можем отметить, что, несмотря на материальные трудности, с которыми сталкивается молодежь в процессе выбора профессиональной деятельности, услуги, оказанные центром занятости, имеют положительное влияние на жизненный путь клиента. Таким образом, услуги центра
занятости предполагают более широкий
контекст жизненных событий, нежели
чем работа и переобучение. Но это
только подразумевается как Исследование «Планирование
жизни» переобучаемых в ПРУПЦ
Ленинского района выявило список наиболее
важных жизненных проблем и событий.
Они сведены в следующие 1. Какие жизненные проблемы сейчас стоят перед вами …? - финансовые -социальные - квартирный вопрос - безработица (поиск работы, временно без работы) - окончание учебы - смена жительства - карьера - получение второго высшего образования - хорошая высокооплачиваемая работа - устроить ребенка в детский сад - найти работу по специальности - доучить детей - выйти замуж - организация столярной мастерской - материальная помощь для открытия своего бизнеса - оплата обучения - нет проблем Здесь мы видим разномасштабные проблемы по времени реализации, связанные с основными фазами жизненного цикла: учеба, работа, семья. 3. Что составляет для вас успех в жизни? - успешный карьерный рост (успехи в работе, карьера) - открытие своего дела - успех в бизнесе - востребованность - планомерность - когда работа нравится - хороший заработок - финансовая обеспеченность - материальное благополучие - иметь деньги - быть обеспеченным - приобретение жилья - стабильность - счастливая семья - вырастить и поставить на ноги ребенка - семейное благополучие - иметь любимого человека - семейное спокойствие - воспитание детей хорошими людьми - родить ребенка - уверенность в завтрашнем дне - здоровье - самореализация - самодостаточность - рост и усвоение новых знаний - достижение целей - дожить до пенсии - поступить в институт - переезд в другой город - гармония с внешним и внутренним миром - сдать успешно сессию - получение прав Успех в жизни понимается:
от карьерного плана, до жизненной планомерности,
от самореализации, до ситуативной
мотивации ресурсного обеспечения.
И здесь мы видим события основных
фаз жизненного цикла, и даже в
более широком спектре. Следует
отметить, что масштаб событий, их
временная перспектива в Это означает, что в социальной работе с клиентом в службе занятости, если использовать биографический подход, анализ конструкта «успех» ещё более проективен и эвристичен, нежели чем анализ жизненных проблем. 4. Какие цели в жизни вы ставите перед собой? - профессиональный рост - успешная работа -успех в бизнесе - достичь уважения на работе - хорошая высокооплачиваемая работа - карьерный рост - чтобы работа доставляла радость - заниматься любимым делом - начать свой бизнес - создание семьи - семейное благополучие - красивая жена, добрая - завести ребенка - дать ребенку образование и хорошо его воспитать - обучение - выйти удачно замуж - вырастить внуков - погулять на свадьбе внуков - финансовая обеспеченность - достичь успеха - приобрести жилье (дом, квартира) - переехать в другой город - получить хорошее положение в обществе - купить машину - хорошее здоровье детей и родителей - поехать за границу - стать независимым Жизненные цели ещё более разнообразны, так как включают в себя не только параметры успеха, но и нормальной жизненной траектории. Это говорит о том, что анализ жизненных целей может быть использован при профориентации клиента в ситуации выбора направления переобучения. 15. Как переобучение повлияет на желание иметь 2-го ребенка? - увы не уверен, что положительно - никак - иметь ребенка безответственно - если смогу обеспечить первого Как мы видим, расширенное воспроизводство не входит в планы ряда респондентов и переобучение, как и последующая работа, не рассматриваются как возможное средство для реализации планов рождения 2-го ребенка. Это говорит о слабой мотивационной стимуляции жизненных планов клиентов со стороны службы занятости, так как обучение и предлагаемая работа (прежде всего зарплата) имеют низкую адаптационную способность по отношению реализации жизненного сценария. Таким образом, если рассматривать эффективности службы занятости с широких позиций понятия жизненного пути (каковой выступает объектом социальной работы), то она оказывается достаточно низка, особенно в свете национального демографического проекта. 17. Стать профессионалом и связь с переобучением… - не знаю - хорошо - не знаю, чего хочу - получу высокую должность - улучшит профессиональные качества, поможет стать счастливым - со знанием компьютера
мой профессионализм будет - события все впереди Здесь мы видим, что не все
респонденты чётко осознают связь
переобучения и достижения профессионализма.
Это говорит или о низкой эффективности
переобучения в целом, или случайном
характере мотивации части ЖИЛЬЁ 28. Живу с родителями, свое жилье, общежитие Здесь разные типы экономического капитала стартовых позиций, которые надо учитывать. На чью помощь можно рассчитывать? 29. Да, нет, на друзей и бога Но не на службу занятости! 30. Состояние здоровья: - отличное - стабильное - хорошее - здоров - нормальное - доброе - среднее статистическое - удовлетворительное В основном переобучаемые обладают хорошим капиталом здоровья, но где молодёжь со слабым здоровьём? Ей, возможно, ещё больше нужно переобучение! (первичное распределение): Для опрошенных респондентов на данный момент наиболее важными являются следующие проблемы: - финансовые- 35 % (Приложение Таб. 1) - квартирный вопрос- 25% (Таб. 2) - безработица(поиск работы, временно без работы)- 25% (Таб. 3) Менее важными являются: - окончание учебы-1,1 - смена жительства- 2,1 - карьера-1 - получение второго высшего образования- 4,3 - хорошая высокооплачиваемая работа- 1 - устроить ребенка в детский сад- 5,3 - найти работу по специальности- - доучить детей-1 - выйти замуж-1 - организация столярной мастерской-1 - материальная помощь
для открытия своего бизнеса-2, - оплата обучения-7,4 - нет проблем - 7% -социальные- 6, 4% Вопрос 1. Указать примерное время решения проблем (Табл. 4) Только 54% респондента указывают время реализации планов решения проблем, причем у 21% короткая временная перспектива (1-2 года), а 46% не ответили, что, возможно, говорит о неопределённости планирования. Вопрос 2. в какой степени переобучение способствует решению проблем (Табл. 5) Из табличных данных видно, что 24,7 % респондентов уверены, что эффективность переобучения будет лишь 50%. Оно лишь на половину сможет решить проблемы респондентов. Вопрос 3. Что составляет для вас успех в жизни? - успешный карьерный рост (успехи в работе, карьера)- 18,4% - открытие своего дела-2,6% - успех в бизнесе - 2,6% - востребованность-2,65 - планомерность -3,9% - хороший заработок - 9,2% - финансовая обеспеченность - 9,5% - материальное благополучие - 6,6% - иметь деньги- 9,2% - счастливая семья - 9,2% - вырастить и поставить на ноги ребенка - 9,2% - семейное благополучие-10,5% - иметь любимого человека - 6,6% - воспитание детей хорошими людьми - 6,6% - родить ребенка - 6,6% - уверенность в завтрашнем дне -3,9% - здоровье-1,3% - самореализация-15,8% - рост и усвоение новых знаний -1,3% - достижение целей -2,6% - гармония с внешним и внутренним миром -2,6% Основные ожидания, естественно, связаны с перспективой карьеры - 14% считают, что переобучение связано с ней, а к примеру с открытием своего бизнеса - только 2%. (табл. 6 и табл. 7). Вопрос 4. Какие цели в жизни вы ставите перед собой?
Основные жизненные цели также сосредоточенны вокруг основных этапов жизненного пути: хорошая работа - 20%; создание семьи - 10%; приобрести жильё - 16%. Хотя в целом спектр целей намного шире, что говорит о необходимости их детализации в ходе консультации. Вопрос 5. Достижению этих целей переобучение поможет на 50 %. - 14% респондентов, 11% считают, что переобучение поможет на 70 процентов, на 80% - 9%, на 100% - 17%. Таким образом, 51% респондентов больше, чем на 50% связывают свои жизненных цели в переобучением. (таблица 8). Вопрос 6. Большинство ответивших на этот вопрос рассчитывают иметь квартиру в 25 лет - 10%; в 30 лет - 11%; всего с 25 до 30 лет - 32%, что довольно оптимистично для нашего времени, но, учитывая, что 34% респондентов живут с родителями, эти планы становятся понятными. (Табл. 9). Вопрос 7. Большинство ответивших считают, что переобучение повлияет на это на 50 % - 19%, от 50% до 100% - всего 36%, то есть немалая часть опрошенных связывает решение квартирного вопроса с переобучением.(Табл.10). Вопрос 8. Свою машину надеются иметь только 36%, большинство из которых - с 18-25 лет - 19%. Таким образом, несмотря на определенные надежды, связанные с переобучением, большинство респондентов не планируют столь дорогое и престижное приобретение как машина. (Табл.11). Вопрос 9. По мнению 14% переобучение повлияет это событие на 50%, по мнению 12% на 100;% - всего 34% связывают это событие с переобучением больше, чем на 50%. Вопрос 10. Вступить в брак из 57% ответивших на этот вопрос 15% отметили 25 лет. (Табл. 13). Вопрос 11. Из 30% ответивших на этот вопрос 8% указали, что на 10%, а ещё 8% - 50%. Таким образом, брак меньше связывается в переобучением, чем такие экономические события, как квартира или машина, но связь всё же отмечается. Вопрос 12. Большинство респондентов собираются завести ребенка после 25 лет, в 25 лет - 10%, 26 - 3%, 27 - 6%, 28 - 6%, 29 - 1%, 30 - 9%. Всего с 25 до 30 лет - 35% респондентов, ответивших на этот вопрос, планируют завести ребенка. (Табл. 15) Вопрос 13. На это событие переобучение повлияет на 10% - мнению 6%, на 20% - 3%, на 40% - 3%, на 50% - 5%, на 80% - 3%, на 100% - 5%. Таким образом, связь переобучения и появлением 1-го ребенка слабая, но 37% респондентов всё же отмечают её той или иной степени. (Табл. 16). Вопрос 14. Намерены иметь 2-го ребенка в том или ином возрасте 35%. Больше всего к 30 годам - 15%. Всего 29% намерены иметь 2-го ребенка после 30 лет. (Табл. 17). Вопрос 15 19, 4 % считают, что появление второго ребенка никак не связано с переобучением, незначительно на 10% - 6% , на 50% - 6%, на 90% - 2%. Очень незначительная связь второго ребенка и переобучения. (Табл. 18). Вопрос 16. Стать профессионалом в 20 лет намерены 3%, в 22 года - 4%, к 25 годам - 11%, к 30 годам - 8%, к 35 - 4% . Только 43 % имеют планы профессионального роста, с 25 до 30 лет 22% намерены стать профессионалами, а 53% не смогли ответить на это вопрос. (Табл. 19). Вопрос 17. 41% считают, что переобучение той или иной степени связано с профессиональным ростом, на 100% - 9%. Таким образом, респонденты отмечают существенную связь переобучения и профессионализма. (Табл. 20). Вопрос 18. Только 38% намерены сделать карьеру том или ином возрасте. К 25 годам - 6%, 30 лет - 9%.Наблюдаем 2 пика - 25 и 30 лет, всего с 30 до 45 лет - 21% намерены сделать карьеру. Это большая часть. (Табл. 21). Вопрос 19. Из 42% считающих, что карьера в той или иной степени связана с переобучением 8% думают, что на 50%, 7% - на 70%, 5% - на 80%, 10% - 100%. Таким образом, отмечена сильная связь переобучения и карьеры, но 58% не смогли ответить на этот вопрос. (Табл. 22). Вопрос 20. Материально обеспеченным рассчитывают стать 36%, из них 6% в 23 года, 9% к 25 годам, 5% в 30 лет, 8% - 40 лет. Таким образом, это событие ожидается с 25 до 40 лет, причем отмечены 2 стратегии - ранняя к 25 годам, и более поздняя - к 40 годам. (Табл. 23). Вопрос 21. Переобучение повлияет на материальную обеспеченность той или иной степени - так считают 42% респондента. На 50% - 9%, на 80% - 6%, на 100% - 15%. Таким образом, 36% считают, что переобучение повлияет на обеспеченность человека на 50% и больше. Связь этих событий достаточно выражена. (Табл. 24). Вопрос 22. Приемлемым уровнем зарплаты считают для себя 10 тыс. руб. - 12%, 15 тыс. руб. - 12%, 20 тыс.руб. - 21%, 25 тыс.руб. - 10%. Таким образом, 43% претендуют на зарплату больше средней по области (12 тыс.руб.) Это мало реалистично. (Табл. 25). Вопрос 23. Желательным для себя уровнем зарплаты считают 10 тыс. руб. - 13%, 20 тыс. руб. - 13%, 35 тыс. руб. - 13%, 40 тыс. руб. - 9%. (Табл. 26). Таким образом, ожидания и по реалистическому, и по желательному уровню зарплаты у половины респондентов завышены, по они склонны планировать свою жизнь, связывать переобучение (средство) в различными целям и событиями своей жизни. Это наиболее мотивированная и рациональная часть опрошенных. Другая часть респондентов - не хотят или не могут планировать свою жизнь, имеют низкий уровень притязаний и не связывают переобучение с достижением целей и успеха. Вопрос 24. Пол - 45% мужчины, 53% - женщины. (См. Табл. 27-33). Вопрос 25. Возраст - 75% респондентов до 30 лет. Вопрос 26. Образование - 52% среднее и средне-техническое; 44% - высшее и незаконченное высшее. Вопрос 27. 44% имеют опыт работы. Вопрос 28. С родителями живут - 34%, своё жильё имеют - 18%; коммунальная квартира - 1%; съёмное жильё - 2%; общежитие - 4%. Из-за низкой обеспеченности жильём для 25% остро стоит квартирный вопрос. Вопрос 29. На помощь родственников рассчитывают - 70% . Вопрос 30. У всех здоровье порядке: отличное - 38%, хорошее - 22%, нормальное - 14%, удовлетворительное - 16%. Вторичная корелляция показала: - проблема безработицы заботит больше женщин, чем мужчин (20 жен/3 муж) - остальные проблемы волнуют мужчин и женщин в равной степени - финансовые проблемы
более остро стоят перед - квартирный вопрос беспокоит молодых людей в возрасте 25-и лет - в поиске работы находятся молодые люди в возрасте 30 лет, остальные в этом нуждаются менее - меньше всего проблем
или они отсутствуют у - финансовых проблем больше у людей с средним специальным и общим образованием, но квартирный вопрос и поиск работы стоит перед людьми с высшим образованием стоят более остро. - финансовые проблемы и квартирный вопрос стоят более остро перед людьми, которые живут вместе с родителями -финансовых проблем меньше у тех, кто может рассчитывать на помощь родственников - в поиске работы респонденты предпочитают не полагаться на помощь родственников - респонденты с высшим образованием планируют решить проблемы в более короткий срок (1-2года), со средним (4-5лет) -для молодых людей
в возрасте 17-19 лет показателями
успеха являются достижения - жизненно важные события
(создание семьи, приобретение
отдельного жилья, получение - важность переобучения
респонденты отмечают только
в отношении получении хорошей
работы и повышении Таким образом, для активной части респондентов (от 40 до 50%) характерно осознанное планирование жизни с привязкой к возрасту и процессу переобучения. Переобучение для них - значимое событие, которое они интегрируют в свой жизненный сценарий. Главные проблемы и события жизни связаны с основными фазами и задачами жизненного цикла - учеба, работа, семья, дети, финансы и жильё. Активная часть респондентов отмечает в той или иной степени связь переобучения в важными целями и событиями жизни. Вот как выглядит жизненное расписание респондентов: машина в 18-25 лет (связь с переобучением сильная); брак в 25 лет (связь слабая); квартира в 25-30 лет (связь сильная); 1-й ребенок в 25-30 (связь
слабая); стать профессионалом в
25-30 лет (связь сильная); 2-й ребенок
после 30 лет (связь слабая); стать
материально обеспеченным в 25- Таким образом, респонденты при переобучении имеют широкий контекст жизненных целей и проблем, который обычно не рассматривается при профконсультации, но который определяет жизненные планы и мотивацию к переобучению. Это требует расширения рамок работы с клиентом в сторону социальной работы, а не только предоставление услуг по информированию о рабочих вакансия и переобучении. Такой центрированный на жизненном сценарии подход может повысить эффективность трудоустройства и переобучения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Молодежь - это возрастная группа, находящаяся на определенном этапе жизненного цикла, отличающего ее от других групп населения. Молодые люди прибывают в состоянии, когда формируется система принципов, установок и ценностных ориентаций. В данной работе нами были рассмотрены основные проблемы современной молодежи, ее ценностные ориентации, имеющие огромное значение в контексте жизненного пути. Одной из проблем и в то же время важной жизненной перспективой является выбор профессионального пути, поскольку профессиональная деятельность на сегодняшний день продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей для молодежи. Как мы выяснили, при выборе профессии современная молодежь старается ориентироваться на такие виды деятельности, которые «престижны» в обществе на данный момент времени и, что самое важное, которые могут удовлетворить ее материальные потребности в должной степени. Как показало проведенное
нами исследование, основные требования
молодежи к будущему месту работы
сводятся к высокой оплате труда,
способствующей обеспечению самостоятельности
и независимости. Мы также выяснили,
что вакансии, предлагаемые центром
занятости не всегда способны удовлетворить
всем требованиям безработной В сфере занятости молодежи
помимо приведенных выше проблем
существует проблема ее низкой конкурентоспособности,
которая связана с рядом Как правило, примерно с 18-22 лет молодежь уже имеет среднее образование и профессию. В этом возрасте она вступает в начало трудовой деятельности. Однако, в условиях современного рынка труда, многие профессии, даже не смотря на их «престижность», оказываются невостребованными, и центрами занятости начинается процесс по переобучению. Современная служба занятости уже в школах начинает проводить профориентационную работу, направленную на то, чтобы выпускники выбрали не только профессию, которая им по душе и отвечает их личным особенностям и склонностям, но и руководствовались потребностями рынка труда в рабочей силе, о которых их специально информируют. Неправильно выбранная профессия может привести как к общей неудовлетворенности жизнью, нереализованности жизненных планов, так и к безработице, которая вызывает тяжелые последствия для общества в целом и для конкретного человека. В качестве эмоциональных проблем, вызываемых безработицей, можно выделить депрессию, пониженную самооценку. В свою очередь, последствия эмоционального характера влекут за собой ряд медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами. Кроме того, не следует забывать о том, что безработица воздействует на маргинализацию в обществе. Государственная служба занятости населения осуществляет активную политику занятости населения на рынке труда. Одним из важнейших направлений этой политики является профориентационная работа с молодежью. Система профориентационных мероприятий включает в себя превентивную деятельность среди молодежи и учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, важное место в перечне услуг, оказываемых центром занятости, занимает профессиональное обучение, позволяющее клиентам приобрести знания и навыки по различным профессиям (специальностям) для успешной конкуренции на рынке труда. Обращаясь к результатам исследования, проведенного с бывшими клиентами ЦЗН Ленинского района, мы можем отметить, что мероприятия, осуществляемые центром занятости по содействию трудоустройству молодежи: профессиональное обучение, профориентация и переобучение вносят положительные изменения в жизнь клиентов, что является важным с точки зрения социальной работы. Однако, результаты интервью со специалистами ЦЗ и их клиентами показали, что большинство предлагаемых вакансий молодым людям не подходят, так как не позволяют им решить основные проблемы. Работодатели неохотно берут к себе на работу молодых специалистов без опыта, а если центром занятости они все-таки устраиваются на работу, то, как правило, на маленькую зарплату. В итоге процесс профессионального самоопределения, выбора молодым человеком своего профессионального пути приобретает несколько иной характер. Молодежь все чаще старается сразу после окончания учебы получить другую специальность в надежде с помощью этого найти работу, отвечающую ее собственным представлениям о подходящей. Сейчас службой занятости реализуются различные программы, направленные на помощь молодежи в трудоустройстве. На наш взгляд, не все из этих программ достаточно эффективны, так как оплата труда молодых специалистов преимущественно остается на низком уровне. Решить эту проблему поможет государство, с помощью совершенствования социальной политики в сфере молодежной занятости. Следует отметить, что служба занятости в немалой степени реализует главную задачу социальной работы - помощь клиенту в реализации жизненного сценария. Но эта деятельность осуществляется как услуга в соответствии с регламентом по времени и перечню операций. В результате общение с клиентом сводится к информированию о вакансиях и обсуждению его пожеланий в контексте требований работодателя. Кстати сказать, и сами клиенты не готовы обсуждать свою жизнь в более широком ключе. Это ведёт к снижению эффективности службы занятости, хотя на первый взгляд плановые показатели выполняются, регламенты соблюдаются, а финансовые средства осваиваются. Наш анализ показал, что консультирование клиента с позиций жизненного пути, используя конструкты «жизненные проблемы», «жизненные цели», «жизненный успех», может быть полезно в работе в молодежью. Резюмируя все вышесказанное
и подводя общий итог дипломной
работы, мы можем отметить, что поставленные
нами задачи по анализу проблем молодежи
на рынке труда, раскрытию механизмов
работы центра занятости с молодежью
и эффективности этой работы, определению
понятия профессионального В качестве рекомендации службе
занятости можно выдвинуть СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Беленький В.Я., Северчук С.В., Шевченко С.М. Молодежь: кем быть - рабочим или валютным менялой? // Профсоюзы и экономика. №5, 1993. С. 75-79. 2. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.Б. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление, №2(13), 2000. С. 74-77. 3. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993. 4. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования, №10, 1998. С. 15-18. 5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 6. Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. 7. Жидкова Е.М. Ориентация
на незанятость среди 8. Золотова И.К., Зуев А.Э. Молодёжь на рынке труда // Демография и социология. Социально-экономические проблемы рынка труда в России. М.: ИСЭПН РАН, 2002. С. 23-27. 9. Зубок Ю. А. Исключение
в исследовании проблем 10. Калинина О. В. Положение молодежи на рынке труда по материалам контент-анализа опубликованных материалов социологических исследований // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2004 г.). Воронеж: ОАО Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2004. 11. Козырева П.М. Некоторые
тенденции адаптационных 12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 13. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 14. Максименко А.А. Как российская молодежь намерена «делать» деньги? // Социологические исследования, №9, 2005. С. 49-57. 15. Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов // Социологические исследования, №2, 2005. С. 134-138. 16. Мкртчян Г.М. Стратификация
молодежи в сферах образования, 17. Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе / Сборник: Психолого-педагогические исследования. Барнаул, 1997. 18. Педагогический 19. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред. А.Д.Сазонова. М.: Просвещение, 1988. 20. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. 21. Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России // Социологические исследования, №7, 2005. С. 22-30. 22. Социология молодежи: Учебное пособие для Вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П.Савченко и др. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 48-49. 23. Социология молодёжи в контексте социальной работы. Саратов, СГТУ, 2004. С. 98-120. 24. Социальная работа: Методология, теория, технологии: Учебное пособие: в 2ч. Ч.2. / И.Н.Иванова, В.Т.Кривошеев, Д.В.Петров и др. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1998. С. 87. 25. Темницкий А.Л. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации // Социологические исследования, №5, 2005. С. 81-88. 26. Технологии оказания
услуг по профессиональной 27. http://www.narkotiki.ru/expert 1329, 1.01.06. 28. http://www.advocat.irk.ru/aun/ 29. http://www.rantal.ru/?rantal_ 30. http://www.pmuc.ru/jornal/ 31. http://www.bspu.ab.ru/Journal/ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Первичная корелляция Таблица № 1 Таблица № 2 Таблица № 3 Таблица № 4 Таблица № 5 Таблица № 6 Таблица № 7 Таблица № 8 Таблица № 9 Таблица № 10 Таблица № 11 Таблица № 12 Таблица № 13 Таблица № 14 Таблица № 15 Таблица № 16 Таблица № 17 Таблица № 18 Таблица № 19 Таблица № 20 Таблица № 21 Таблица № 22 Таблица № 23 Таблица № 24 Таблица № 25 Таблица № 26 Таблицы №27-33
|
Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости