Социальная работа с молодёжью в службе занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;

Содержание

Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

социальная робота с молодежью.docx

— 119.49 Кб (Скачать)

Система ценностных ориентации не является чем-то абсолютно упорядоченным  и неподвижным, она противоречива  и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения  взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных  ситуаций Кириллова Н.А. // Вопросы  психологии. №4, 2000. С.15.. При их существенной переориентации говорят об изменении системы ценностей, о переоценке ценностей. Каждое новое поколение молодежи осуществляет личностное и профессиональное самоопределение по отношению к иной системе (иерархии) ценностей, существующих в обществе. Задача школы - помочь учащимся расставить акценты в ценностных ориентациях, определить их приоритеты и тем самым помочь им в профессиональном самоопределении.

3.Профессиональное обучение  как освоение выбранной профессии  осуществляется после получения  школьного образования. Этап профессионального  обучения играет большую роль  в формировании профессионального  самоопределения, так как именно  на этом этапе молодежь получает  специальные знания, вырабатываются  умения и навыки по избранной  специальности, что способствует  формированию профессионального  самосознания личности. Этап профессионального  обучения нередко не завершает  процесса профессионального самоопределения.  В настоящее время, в условиях  научно-технического прогресса постоянно  появляются новые профессии, изменяется  содержание труда, в связи с  этим к человеку, получившему  ту или иную профессию, предъявляется  требование профессиональной мобильности,  способности быстро обновлять  или даже менять профессию.

4.Профессиональная адаптация  характеризуется формированием  индивидуального стиля деятельности  и включением в систему производственных  и социальных отношений. В период  адаптации молодого специалиста  на рабочем месте, даже если  профессиональное самоопределение  его в целом сформировано, могут  возникнуть проблемы различной  остроты, обусловленные несоответствием  отдельных характеристик личности  и выполняемой работы. В противоречия  могут вступать профессионально-должностные  ожидания молодого специалиста  и характер, содержание труда;  уровень его работоспособности  и напряженность труда и т.п.  Эти обстоятельства могут вызвать  чувство неудовлетворенности, что  легко преодолевается с помощью  мероприятий по социально-профессиональной  адаптации. Несколько иная ситуация  может возникнуть на данном  этапе у молодых специалистов, профессиональное самоопределение  которых не сформировано. Неудовлетворенность  работой, трудности в профессиональной, социально-психологической, психофизической адаптации могут с большой вероятностью привести к профессиональной дезидентификации. Процесс профессионального самоопределения в данном случае не завершается, а приобретает циклический характер, вновь возникает ситуация реального выбора профессии.

Итак, профессиональное самоопределение  рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии.

Согласно И.С.Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается  в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. С.215.

4 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. С.20-22.. Необходимо рассмотреть процесс формирования профессионального самоопределения средствами профориентационной работы на школьном этапе. На каждом периоде этого этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:

-начальная школа (1-4кл.) - формирование представлений о  мире профессий, о понимании  роли труда в жизни человека  через участие в различных  видах деятельности;

-первая ступень основной  школы (5-7кл.) - развитие интересов  и способностей, связанных с выбором  профессии;

-вторая ступень основной  школы (8-9кл.) - формирование профессиональной  мотивации, готовности к самоанализу  основных способностей и склонностей;

-старшие классы (10-11кл.) - формирование ценностно-смысловой  стороны самоопределения, определение  профессиональных планов и намерений  учащихся, развитие способностей  через углубленное изучение отдельных  предметов.

Н.С.Пряжников рассматривает формы реальной профориентационной помощи для разных возрастных групп. Они представлены в ниже следующей таблице.

Формы профориентационной работы

 

Образовательные возрастные группы

Формы реальной профориентационной работы

 

1.Учащиеся младших классов  и средней школы (1-7 кл.)

Увлекательные рассказы об интересующих профессиях. Помощь в  выборе увлечения, хобби, кружка, секции. Постепенное расширение представлений  о мире профессионального труда  вообще и установление взаимосвязи  учебных предметов с профессиями.

 

2.Учащиеся 8-х -9-х классов

Помощь в выборе профиля  учебного заведения. Помощь в самопознании. Большой акцент - на ценностно-смысловые  стороны профессионального труда. Знакомство с особенностями профессий  и учебных заведений.

 

3. Учащиеся 10-х -11-х классов

Основной акцент - на ценностно-смысловую  сторону самоопределения (дискуссии, обсуждения разных позиций). Больший  акцент на особенности поступления  в профессиональные учебные заведения  и на выбор конкретной специальности. Помощь в определении мотивов  и целей профессионального выбора. Индивидуальный подход.

 
     

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом будет зависеть от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями, поскольку истинные причины проблем профессионального самоопределения старшеклассников могут крыться в семье, в трудностях семейного воспитания, в гиперопеке или недостаточном внимании родителей к своему ребенку. Как отмечает И.С.Кон Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. С.25., попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще чего-либо выбирать.

Представления родителей  о «правильном» выборе часто отстают  от реальной жизни и больше соотносятся  с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина  этого - в появлении на рынке труда  большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности  детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков (а это поколение 35-45-летних) просто не имеют позитивного опыта жизни  в изменившихся условиях, находятся  в ситуации тотального неуспеха. Родителям  нынешних подростков сложно предположить, какие ценности будут адекватны  завтрашнему дню, передать своему ребенку  те ценностно-нормативные модели, которым  не следуешь сам и не всегда можешь полностью принять Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе / Сборник: Психолого-педегогические исследования. Барнаул, 1997. С. 147.. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.

Ранее было отмечено, что  большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Как справедливо считает Е.И.Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их ценностными ориентациями Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. С. 124.. Ведь ценности - один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.

Применительно к профессиональной деятельности человека А.Д.Сазонов  выделяет следующие ценности Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под  ред. А.Д.Сазонова. М.: Просвещение, 1988.С.84.:

1. Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

2. Авторитет в трудовом  коллективе;

3. Признание знакомых, друзей;

4. Самосовершенствование  и самовыражение - интересная  работа;

5. Применение своих знаний, умений, способностей;

6. Творческий характер  труда;

7. Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

8. Должность, удовлетворяющая  личность, перспектива продвижения  по

9. службе.

Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д.Сазонова Там же. С. 85., играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного  характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

1. Мотив, четко и аргументировано  обосновывающий целесообразность  выбора данного направления трудовой  деятельности;

2. Мотивация нечеткая, недостаточно  мотивированная;

3. Мотивация неуверенная,  неаргументированная;

4. Никак неаргументированная  мотивация.

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального  самоопределения большое значение имеют его профессиональные интересы. Под профессиональным интересом  понимают «непосредственное эмоциональное  практико-познавательное отношение  к профессии, при благоприятных  условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой  совпадают» Педагогический энциклопедический  словарь / Под ред. Бим-Бада В.М. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 223.. Профессиональный интерес способствует формированию профессиональной направленности личности. Существует набор довольно доступных и несложных профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения и интересы школьника (например, «Дифференциально-диагностичеслий опросник» (ДДО), «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности модифицированный», опросник «За и против», «Перекресток» и др.).

Для определения эффективности  профориентационной работы необходимо рассматривать профессиональное самоопределение учащихся в динамике (состояние на «входе» и «выходе»), видеть какие существенные изменения произошли в сознании подростка и юноши (девушки). Важно следить за тем, как идет процесс формирования ценностей, становление мотивов и целей, развитие интересов и способностей.

Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность  может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно молодой человек реализовал себя в избранной профессии.

На наш взгляд, школа  должна не только формировать у учащихся общую готовность к труду, но и  ориентировать их на работу в соответствии с потребностями рынка труда. Иначе невозможно преодолеть сложившуюся  негативную ситуацию с положением молодежи в начале их трудового пути.

Размышляя о проблемах  профориентации в современной России, Н.С. Пряжников отмечает Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. С. 12., что все больше ощущается необходимость не только в расширении ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Ученый замечает, что в нашей стране все еще нет должной системности, целенаправленности в профориентационной работе.

Структуру профориентации можно  представить в виде треугольника, одной из сторон которого является знание требований профессии к человеку, второй - учет требований рынка профессий. В основании треугольника - учет индивидуально-психологических и  других особенностей молодежи.

На наш взгляд, важно  отметить, что вокруг школы существует множество государственных учреждений, которые готовят специалистов и  принимают их на работу. И они  тоже в соответствии со своими интересами проводят профориентационную работу.

Также значительная и реальная профориентационная работа ведется в районных службах занятости, относящихся к Министерству здравоохранения и социальной поддержки населения.

Например, профориентационные услуги в Ленинском районе г. Саратова в 2005 году получили 3771 человек (в 2003 году - 7417 чел., в 2004 году - 6219 граждан). В последние годы стали уделять все больше внимания молодежи, причем не только незанятой, но и учащейся. Это обусловлено экономическими процессами и демографической обстановкой. Профориентационная работа с молодежью актуальна и перспективна. В районном центре занятости сложилась система профориентационной работы с молодежью, предусматривающая индивидуальные и групповые консультации, вовлечение молодых людей в различные целевые программы и массовые мероприятия. В профориентационной работе с молодежью можно выделить следующие направления: превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных и высших учебных заведений; оказание организационно-методической помощи психологам и преподавателям учебных заведений; психологическая поддержка и мониторинг молодежного рынка труда и прогноз его развития; совместная деятельность с управлением и отделами образования; консультирование родителей выпускников по вопросам выбора профессии; профориентационная помощь слабозащищенным категориям: детям-сиротам, детям-инвалидам, трудным подросткам; информирование молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства и обучения; ориентация молодежи, не имеющей профессии, на получение базового профессионального образования; обучение безработной и незанятой молодежи, имеющей профессию, навыкам поиска работы, самопрезентации (курс «Основы поиска работы»).

Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости