Социальная работа с молодёжью в службе занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;

Содержание

Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

социальная робота с молодежью.docx

— 119.49 Кб (Скачать)

В 2006 и 2007 годах в Саратове и Саратовской области проводилась  областная межведомственная профориентационная акция «Фестиваль профессий». Она была посвящена учащейся молодежи, вступающей во взрослую жизнь, и нацелена на оказание практической помощи выпускникам в планировании профессиональной карьеры. Более 70 тыс. старшеклассников стали участниками Фестиваля. Только службой занятости за три месяца его проведения (в 2006 году) организовано около 600 мероприятий. Фестиваль предоставил молодежи свободный доступ к самой широкой и подробной информации о рынке труда области, о богатом мире профессий, путях получения такого профессионального образования, которое гарантировало бы востребованность и получение достойного рабочего места. Только в Ленинском центре занятости населения в рамках Фестиваля были проведены следующие мероприятия: «День профессии», «Ярмарка профессий», «День карьеры», профориентационная страничка «Я и моя будущая профессия», «День профконсультанта» в школе-интернате №3. Для школьных психологов был проведен семинар по обучению основам профессиональной работы с учащейся молодежью. С целью формирования у школьников положительной мотивации к выбору рабочих профессий и инженерно-технических специальностей было проведено 4 экскурсии на предприятия Ленинского района. Проводился конкурс в СОШ Ленинского района «Лучший уголок профориентации». На предприятии ООО «Торекс» была проведена профориентационная игра «День дублера». В процессе игры учащиеся в течение рабочего дня исполняли обязанности руководителей предприятия и его структурных подразделений.

В рамках областной межведомственной акции «Дорогами занятости» проводилось  профориентационное мероприятие «Профессия-компас судьбы», в рамках которого был проведен «Мастер-класс» по профессиям: парикмахер, повар, оператор ЭВМ, портной, газоэлектросварщик, отделочник. В рамках акции также были проведены мероприятия: профориентационная викторина «Все профессии важны, выбирай на вкус», профориентационная страничка «Выбери свою профессию» для детей, состоящих на учете органах внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних, «День профессии», в которых приняли участие 178 выпускников училищ и 874 учащихся выпускных классов школ района.

Однако в нормативных  документах службы занятости говорится, что помощь молодежи рассматривается  как «дополнительная услуга». В  результате межведомственная разобщенность  привела к тому, что руководители российской системы образования  сняли с себя ответственность  за профессиональное самоопределение  выпускников и подготовку их к  выбору профессии, профессиональному  обучению и реальному трудоустройству. Новые экономические условия  и динамика сферы трудовой деятельности диктуют рассмотрение правильной организации  профориентационных мероприятий как средства социального ориентирования и управления для всех возрастных групп молодежи. Мало изменить внешние и материальные и социальные условия жизни молодого человека, нужно изменить внутренний ресурс личности. Для успешного включения молодых людей в экономическую жизнь необходимо создать условия для самоопределения, самоутверждения, саморазвития и самореализации, в частности, в сфере трудовой деятельности. В настоящее время все большее значение приобретает развитие не традиционной диагностической, сопровождающей модели профориентации, а адаптационной - опережающей. Главное теперь - подготовка молодежи к социально-экономическому вживанию в трудовую деятельность в целом, а не только в пределах конкретной профессии.

При построении профориентационной работы важен следующий вывод: смена профессиональных ролей в течение жизни - естественный процесс; человек готовится к выбору не одной профессии на всю жизнь, а к возможной смене профессиональных ролей в будущем.

Профориентационная работа с молодежью должна отражать как общие потребности всей молодежи, так и потребности ее различных социальных и возрастных групп с учетом специфических условий различных регионов. Она должна отвечать следующим требованиям: быть комплексной, то есть охватывать весь спектр поставленных проблем, и индивидуальной - с четкой ориентацией на конкретную личность, а не абстрактного «молодого человека». Осуществляемая профориентационная работа также должна строиться на решении проблем конкретного человека, она должна быть направлена на помощь в реализации его жизненных планов, задач, достижение целей на определенном этапе жизненного пути. Одна из основных задач профессиональной ориентации - помощь в создании благоприятной жизненной перспективы, реализуемая за счет учета личностных особенностей молодого человека.

Подводя итог выше сказанному, мы можем сделать вывод о том, что, безусловно, в системе профориентационной работы еще существуют проблемы, решение которых повлечет за собой решение проблем молодежной занятости. Также на сегодняшний день система защиты от безработицы для молодежи в виде содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости должна оставаться одним из важнейших направлений российской молодежной политики.

2.2 СОЦИАЛЬНАЯ  РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕНТРЕ  ЗАНЯТОСТИ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

В предыдущем разделе мы рассмотрели профориентационную работу в центре занятости как часть социальной работы с молодежью, которая ведется центрах. В текущем разделе нами будет подробнее раскрыт вопрос о том, какие существуют направления работы с молодыми людьми, специальные программы в центе занятости, ориентированные на работу с молодежью, также мы затронем проблему эффективности работы центра занятости.

Одной из основных задач  социальной работы является помощь в  реализации жизненного сценария, то есть социальная работа должна помочь решить проблемы клиента, в контексте его  жизненной ситуации. Поиск работы занимает одно из ведущих мест в  жизненных планах молодежи. Для каждого  представителя молодого поколения  является очень важным вопрос о том, где он будет работать, сможет ли зарабатывать столько, сколько ему  необходимо, возможен ли будет карьерный  рост и сможет ли он содержать собственную  семью и помогать своим близким. Нередко происходит так, что работа, предлагаемая современной молодежи в центрах занятости, не отвечает основным требованиям молодых, определение  «подходящей работы», существующее в законодательстве, зачастую отличается от реально необходимого. Это связано, прежде всего, с тем, что в законодательстве реализация планов клиентов прописана в достаточно узком ключе, а социальная работа подразумевает решение проблем занятости в широком ключе, обеспечивая реализацию жизненного сценария.

В законе о занятости населения  отмечается, что подходящей не может  считаться работа, если: она связана  с переменой места жительства без согласия гражданина; условия  труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; а если среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума, то подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условий последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

В документах, регламентирующих работу центра занятости, достаточно редко  встречаются аспекты, которые затрагивают  жизненные планы клиента, его  предпочтения и желания относительно будущей работы. В ходе анализа технологий работы центра занятости нам удалось зафиксировать те моменты, в которых специалист центра занятости обязан интересоваться личными особенностями клиента.

В «Технологии оказания услуг  по профессиональной ориентации и психологической  поддержке гражданам, ищущим работу»  указано, что когда регистратор  проверяет вместе с клиентом все  имеющиеся в наличии в центре занятости вакансии на предмет подходящих для клиента, ему необходимо в  процессе собеседования ознакомиться с опытом работы клиента, его образованием, предпочтениями и сравнить с имеющимися вакансиями (С. 14). Профконсультант на собеседовании с клиентом выясняет его квалификацию, опыт работы и спрашивает, какую работу хотел бы получить клиент. Если у клиента есть четкое представление о том, какую профессию он хотел бы получить, то профконсультант обязан проверить, сможет ли клиент выполнять такую работу. Для этого он выясняет у клиента, почему он хочет получить именно такую работу, а если причины кажутся профконсультанту несерьезными и нереалистичными, то он рассказывает клиенту о реальных обстоятельствах данной работы (С. 38). Если клиент не знает, какая работа ему нужна, то профконсультант анализирует его квалификацию и опыт работы применительно к состоянию местного рынка труда. Он также выясняет индивидуальные наклонности, психофизиологические возможности клиента и те требования к работе, которые наиболее важны для него: зарплату, уровень ответственности работы, разнообразие занятий, рабочее время, использование конкретных навыков и пр. (С. 38-39).

В «Технологии оказания услуг  по профессиональной ориентации и психологической  поддержке гражданам, ищущим работу»  дается следующая схема консультации по профессиональному самоопределению (для молодежи) Технологии оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке  гражданам, ищущим работу. Методические рекомендации. Саратов: Департамент  ФГСЗН по Саратовской области, 2004. С. 19. .

1. Выяснение наличия или  отсутствия профессиональных планов.

2. Знакомство с классификатором  профессий, описанием профессий.

3. Знакомство со стратегией  выбора «хочу - могу - надо» и  определение основных ошибок  при выборе профессии. 

4. Определение интересов,  склонностей и личных характеристик  клиента (в некоторых случаях  - общих и специальных способностей).

5. Знакомство с основными  особенностями современного рынка  труда.

6. Разработка вариантов  личного профессионального плана.

7. Определение путей получения  профессии.

8. Принятие решения или  определение дополнительных шагов  по сбору информации для принятия  решения.

Как видно из приведенных  выше примеров в технологиях работы центра занятости отчасти прописана  необходимость информации о личности клиента. Однако, в законах и документах, регламентирующих работу центра занятости, не уделяется большого внимания таким  понятиям как жизненные обстоятельства клиента, состояние его здоровья, не встречается понятий «жизненного  пути», «жизненных планов», «жизненных проблем». С точки зрения социальной работы это довольно значимые определения, которыми должны руководствоваться  социальные организации. Центр занятости - это социальная организация, в которой  должны реализовываться все задачи социальной работы, однако, исходя из анализа  документов, мы можем отметить, что  в технологиях работы центра недостаточно прописана помощь клиенту в контексте  его жизненной ситуации, его жизненного пути. На наш взгляд, на практике, то есть при непосредственной работе специалиста  с клиентом, специалист должен гораздо  большее внимание уделять особенностям клиента и его предпочтениям  в выборе работы, его личной жизненной  ситуации. Посмотреть, каким образом  на самом деле осуществляется работа специалиста центра занятости с  молодым клиентом, мы сможем в эмпирической части нашей работы, с помощью  анализа интервью, проведенного со специалистами центра занятости  и их клиентами.

Мы провели полуформализованное  интервью со специалистами центра занятости (экспертный опрос) и с их клиентами. Проведенное исследование носит  качественный характер. С помощью  интервью со специалистами центра занятости, мы предполагали получить информацию о работе с молодежью, которая  ведется в центре, технологии этой работы, программах. Вопросы для  специалистов и клиентов отчасти  перекликаются, и направлены на выявление  сходств и различий в представлениях клиента и работника центра занятости  на такие понятия, как подходящая работа, успех и возраст его  достижения, и некоторые другие.

Было опрошено 10 специалистов Центра занятости Ленинского района, среди которых два профконсультанта; и 10 клиентов, представителей молодежи. Клиенты - безработные юноши и девушки (5 юношей и 5 девушек) в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на момент проведения интервью на учете в Ленинском ЦЗН.

Одной из задач, которою планировалось  решить с помощью проведения интервью со специалистом центра занятости, была задача по определению технологии работы с молодыми. Исходя из информации, полученной с помощью проведения интервью и  основываясь на отчетах и аналитических  докладах центра занятости, мы можем  определить программы, которые используются центром для работы с молодежью.

В 2007 году доля молодежи от общего числа граждан, состоящих на учете, составила 28,3%. За 2007 года ЦЗН Ленинского района обратились с целью трудоустройства 4584 человек в возрасте от 16-29 лет, трудоустроено - 4074 человек, направлены на переобучение 225 человек, получили профориентационные услуги 3771 человек, трудоустроено в рамках программы «Первое рабочее место» - 30 человек.

Программа «Первое рабочее  место» реализуется в соответствии с программой «Молодежь Саратовской  области 2003-2008». Заинтересованность работодателей  в реализации этой программы обусловлена  возможностью пополнения молодыми кадрами  свой трудовой коллектив из числа  выпускников с начальным и  средним профессиональным образованием. За время работы выпускника работодатель имеет возможность оценить профессиональные качества молодого специалиста и  принять решение о приеме его  на постоянную работу. Выпускник же имеет очень важную возможность  проявить себя, приобрести опыт работы и перспективу для дальнейшего  трудоустройства. За прошедший год  к участию в программе было привлечено 43 выпускника, а трудоустроено  из них - 30.

Важно отметить, что, решая  проблемы молодежи, центр занятости  взаимодействует со следующими социальными  партнерами: администрация района, отдел образования, комиссия по делам  несовершеннолетних, молодежное общественное собрание при мэре г. Саратова, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, центр социального  обслуживания, военный комиссариат, женсовет, предприятия района, общественные организации, студенческими советами высших учебных заведений, профессиональные учебные заведения, ГУСО «Социальный  приют для детей и подростков «Доверие», учреждения исполнения наказаний, бюро медико-санитарной экспертизы, средства массовой информации. Посмотрев на этот перечень, можно определить, какие проблемы молодежи решаются центром занятости совместно с вышеперечисленными организациями. Например, сотрудничество со студенческими советами ВУЗов обеспечивает решение вопросов трудоустройства студентов в свободное от учебы время и т.д.

Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости