Социальная работа с молодёжью в службе занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;

Содержание

Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

социальная робота с молодежью.docx

— 119.49 Кб (Скачать)

Одним из факторов снижения остроты проблемы молодежной занятости  является реализация задач опережающей  программы профориентации: обеспечение  единства профессиональной и социальной мобильности; смены профессиональных ролей в течение жизни как

Система образования в  настоящее время оказалась, на наш  взгляд, оторванной от работодателя в  отличие от старой системы, когда  государство оплачивало учебу и  давало образование, после чего человек  работал по специальности на благо  государству. Теперь оно ушло от заботы и опеки каждого: учебное заведение (как государственное, так и негосударственное) выпускает большое количество молодых  специалистов, которые, как показывает практика, не всегда востребованы. Поэтому  получается, что молодые специалисты  не находят применения своим знаниям  и со временем теряют профессиональные навыки.

Учебные заведения скорее ориентируются на обучение молодежи престижным специальностям, чем, на требования местного рынка труда. Отсюда вытекает противоречие между производством  и системой образования, что выражается в изменении социальных приоритетов  молодежи.5

Данное противоречие можно  решить совместными усилиями трех сторон: работодателя, учебного заведения и  службы занятости при учете их интересов, а также четкого выполнения взаимных обязательств.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь молодежь в реальный сектор экономики, необходимо расширить информационное поле.6 Публикации о предприятиях, преодолевших кризис, о профессиях, востребованных на них, и учебных заведениях, где можно получить нужную специальность, можно размещать в местных еженедельных газетах.

Поскольку молодежь является одной из самых уязвимых и восприимчивых  к различным социальным изменениям возрастных групп, ее проблемы на рынке  труда следует классифицировать отдельно. Выделяют следующие группы проблем молодежи на рынке труда.

· Проблемы, касающиеся причин молодежной безработицы, объясняющие  незащищенность молодых людей как  следствие нестабильной экономики  и проблем системы высшего  и профессионального образования.

· Проблемы, связанные с  перспективами молодежи на рынке  труда - описывают прогнозы, касающиеся будущего молодых людей, причём акцент смещён на более негативные перспективы.

· Проблемы кадрового воспроизводства  молодежи, описывающие комплекс основных мер и способов снижения и регуляции  молодёжной безработицы Калинина О. В. Положение молодежи на рынке труда  по материалам контент-анализа опубликованных материалов социологических исследований // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2004 г.). Воронеж: ОАО Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2004. С. 17-18..

В качестве одной из основных причин молодежной безработицы, «по  данным факторного анализа, можно выделить недостаточный уровень мирового экономического роста, который неспособен сравняться с уровнем роста рабочей  силы» Там же. С. 17-18.. Однако, эта  причина, безусловно, не является единственной и причины безработицы могут  быть связаны с множеством факторов. Некоторые авторы, к примеру, считают, что невозможно использование прежних  способов включения молодежи в рыночно-трудовую систему Золотова И.К., Зуев А.Э. Молодёжь на рынке труда // Демография и социология. Социально-экономические проблемы рынка труда в России. М.: ИСЭПН РАН, 2002. С. 23-25. . Можно также предположить, что в настоящее время молодежь находится без работы, так как в ее умах преобладает стремление к высокооплачиваемой работе, а такой работы недостает.

Одним из главных индикаторов  настроений, источником удовлетворенности  или неудовлетворенности жизнью является материальное положение молодых  людей. В эпоху рыночных отношений  этот показатель выходит на одно из лидирующих мест. На тему выяснения  материального положения молодежи и удовлетворенности им, было проведено  большое количество исследований в  различных регионах нашей страны. Например, по данным опроса студентов 3 курсов 8 ВУЗов Екатеринбурга и Нижнего Тагила (N-994, выборка квотная, многоступенчатая), проведенного совместно кафедрами социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил), и опубликованного в журнале «Социологические исследования» (№12, 2000), материальное положение студентов далеко от приемлемого: 1% - благосостояние очень хорошее, 11%-хорошее, 62% - среднее, плохое - 23%, очень плохое - 3%. Согласно полученным результатам, можно отметить, что очень бедных студентов в 3 раза больше, чем очень богатых, а просто бедных студентов более чем в 2 раза больше, чем просто богатых. На лицо факт расслоения молодежи по материальному признаку.

В условиях сложившегося социально-экономического кризиса в современной России многие юноши и девушки оказались  в сложной ситуации. Как известно, процесс ускоренного социального  расслоения охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках  экономическую и политическую власть Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования, №10, 1998. С. 15.. Примерно по такому же принципу происходит усиление жизненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус. Социальное положение, статус родителей, круг друзей и знакомых диктует определенное поведение, порождая различные мнения молодых людей разного социального положения на одни и те же вопросы. В результате возникают различия в ценностях, приоритетах и идеалах внутри молодежной группы.

К немаловажным особенностям современной молодежи можно также  отнести и состояние здоровья молодых. Согласно нейтральному прогнозу ООН к 2050 году население России составит всего 121,3 млн. чел, по пессимистическому  прогнозу - 102,5 млн. чел. Медков В.М. Бомба  депопуляции: демографическое будущее России // Социология и общество. С. 150.. Очевидно, что прогнозы неутешительные, однако, по и состоянию здоровья молодых людей можно говорить о том, что значительного увеличения численности населения ожидать не следует. Огромную роль в этом прогнозе играет распространение таких заболеваний, как наркомания, алкоголизм, СПИД, которые в свою очередь порабощают все больше и больше людей, относящихся к подростковой и молодежной возрастным группам. По данным сайта narkotiki. ru «ВИЧ-инфецирование и СПИД зарегистрированы в 86 субъектах РФ. Максимальная болезненность ВИЧ-инфекцией на территории РФ среди больных наркоманией (данные на 31.12.2000 г. на 100 тысяч населения) выявлена в Калининградской области (317), Иркутской (302), Московской (209), Тюменской (179), Ульяновской (177). Средняя пораженность населения РФ ВИЧ-инфицированием и СПИДом - 57 человек на 100 тыс. населения. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. число ВИЧ-инфицированных лиц увеличилось в 4 раза» http://www.narkotiki.ru/expert 1329, 1.01.06.. Алкоголизм и наркомания также присущи молодёжной среде. Вследствие прогрессирующей деградации личности люди, подверженные данным болезням выпадают из нормальной жизни в обществе. Они не могут функционировать должным образом в семейной, трудовой и общественно-политической сферах жизнедеятельности. Кстати, более 80 % среди этой статистики занимает доля молодежи Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования, №8, 1998. С. 9..

Еще одну группу проблем  молодежи можно отнести к нравственно-этическому аспекту жизни. У современной  молодежи, по сравнению с более старшим поколением, изменилось отношение к добрачным и внебрачным половым контактам. Существуют совершенно разнообразные мнения по этому вопросу, однако неоспоримым остается факт снижения рубежа начала интимной жизни и как следствие - увеличение числа ранних браков, ранних родов. Эта проблема довольно актуальна для социальной работы, поскольку ранние браки могут привести к тяжелым последствиям и проблемам, которые требуют профессиональной помощи.

Непосредственно социальной работы касаются также существующие проблемы молодежной преступности. Так, среди лиц в возрасте от 25 до 29 лет преступность за последние годы увеличилась на 13%, от 18 до 24 лет - на 65%, а от 16 до 18 лет - почти на 80%. Иными  словами, в младших возрастных группах  преступность растет опережающими темпами  и, следовательно, речь идет о все более очевидном процессе активного омоложения преступности http://www.advocat.irk.ru/aun/lastjournal/default.aspx, 1.01.07.. Об активном процессе омоложения преступности в определенной мере могут свидетельствовать и данные о структуре преступности, хотя показатели здесь носят статичный характер. Так, доля виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений среди возрастной группы 18-24 года составляет 31,3%, а среди возрастной группы 25-29 лет - 14,2%; виновных, например, в изнасиловании - соответственно 37,6 и 19,5%; в грабежах и разбоях - 40,3 и 16,9%; в хулиганстве - 31,4 и 17,6%; виновных в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, соответственно 44,1 и 22,4% Там же.. Как видно из приведенных цифр, в совершении различных видов преступлений преобладает доля более молодой возрастной группы. На наш взгляд, данная проблема во многом связана с выше перечисленными. Безусловно, молодежная преступность не всегда вытекает из других проблем молодежи, но все же порождение одного - другим не исключено.

Таким образом, мы рассмотрели  основные проблемы, касающиеся современной  российской молодежи. Конечно, это далеко не полный перечень существующих проблем, поскольку весь их спектр слишком  широк. Сюда относятся проблемы алкоголизма  и наркомании, трудоустройства, материально-бытовые  проблемы, не достаточная организованность досуга, трудности с получением образования, проблемы здоровья, проблемы с родителями и непонимание в семье, преступность и криминал, нравственные и духовные проблемы молодого поколения, неуверенность  молодежи в завтрашнем дне, трудности  самореализации и многие другие. Все  эти проблемы находятся в поле деятельности социальной работы. Подводя  итог данного раздела можно выделить следующие группы проблем: проблемы на рынке труда, вытекающие из них  материально-экономические трудности, проблемы здоровья и здорового образа жизни, нравственно-этические проблемы, преступность и криминал в молодежной среде.

На основании анализа  статистических данных, различных исследований и мнений различных авторов мы пришли к выводу о том, что в  настоящий момент молодежь в России испытывает ряд трудностей в разнообразных  сферах жизнедеятельности. У этой сложившейся  ситуации есть множество причин, часть  из которых сводятся к невниманию к проблемам молодежи со стороны  государства и общества. Однако следует  отметить, что, несмотря на неутешительные данные, нельзя говорить о том, что  нынешнее молодое поколение потеряно для общества и что оно не сможет приносить ему должную пользу. Эта ситуация поправима, а проблемы решаемы и заинтересованность в  их решении в первую очередь должна проявляться со стороны государства, а реализация поставленных государством задач должна производиться через  социальную работу с молодежью. Поскольку  данная работа посвящена социальной работе с молодежью в сфере  занятости, то для более полного  раскрытия темы в последующих  разделах будут рассмотрены основные принципы жизни и ценности молодежи, проблемы выбора профессии, трудоустройства, способы их решения, а также роль социальной работы с молодыми в органах  содействия занятости.

1.2 ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ  МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННОГО  ПУТИ

Для начала нам необходимо определить понятие «жизненный путь», рассмотреть некоторые теоретические  аспекты этого понятия. Концепция  жизненного пути сменила биографический подход и в течение последних 30 лет утверждается в роли исследовательской  парадигмы, которая связывает изменения  в жизни человека и изменения  в обществе. «Отказавшись от устаревших концепций социализации, парадигма  жизненного пути приобрела междисциплинарный характер, границы своей проблематики и соответствующие методы» Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. С. 419.. Ее значение достаточно велико, так как «парадигма жизненного пути предполагает понимание времени как социальной категории» Там же..

Такие известные психологи  как С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев сформулировали основные принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности. Это прежде всего принцип историзма, где включение личности в историческое время позволяет рассматривать биографию как ее личностную историю. Кроме того, это генетический подход, дающий возможность выделить разные основания для определения этапов, ступеней ее развития в жизни. И, наконец, это принцип связи развития и жизненного движения личности с ее трудовой деятельностью, общением и познанием. Б.Г.Ананьев дал глубокий анализ проблемы жизненного пути, а также на основе собственных исследований предпринял попытку интегрирования природных, возрастных и социально-психологических изменений личности. Б.Г.Ананьев, как и Ш.Блюхер, стремился интегрировать биографический и онтогенетический аспекты жизненного пути. Однако если в теории Ш.Блюхера в центре внимания оказались особенности жизни индивидуальной истории личности, как истории ее самовыражения, то в центре концентрации Б.Г.Ананьева - особенности типичной для всех людей биографии. Выделенные Б.Г.Ананьевым этапы в жизни человека, использованные для характеристики каждого возраста (выбор профессии, создание семьи и т.д.), представляют собой скорее социально-психологические и социологические характеристики личности. Индивидуальный аспект жизненного пути отодвинулся на задний план, хотя Б.Г.Ананьева очень интересовала проблема индивидуальности. Таким образом, центральной единицей анализа жизненного пути в концепции Б.Г.Ананьева оказался возраст. Разработанная концепция личности как субъекта жизненного пути С.Л.Рубинштейном рассматривает не только зависимость личности от жизни, но и зависимость жизни от личности: жизненная периодизация, события, структуры рассматриваются как зависимые от личности. Концепция субъекта жизненного пути решает проблему о том, как соединить индивидуально-биографический и социально-типические подходы к изучению личности.

Обобщая выше сказанное, отметим, что в концепции жизненного пути особую роль играет возраст. С течением времени, с изменением возраста человека у него меняются жизненные ценности, ориентиры, приоритеты. Молодежь - это  возрастная группа, находящаяся на этапе формирования наиболее важных жизненных ориентиров, планов на будущее, и этот этап является одним из основополагающих на протяжении всего жизненного пути. А вместе с тем, это «одна из наиболее дискриминируемых социальных групп, нерешенность жизненных проблем которой сегодня, с неизбежностью обернется катастрофическими последствиями для всего общества завтра» Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993. С. 5.. В связи с этим, весьма актуальными являются исследования ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи, нового поколения, от которого зависит будущее нашей страны.

Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости