Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа
Цель - выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;
Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Специальность 350500 «Социальная работа»
Кафедра Социальной антропологии и социальной работы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Социальная работа с молодёжью в службе занятости
Работа выполнена
студентом
гр. СЦР-6 Мироновой Еленой
Михайловной
Руководитель работы
к.ф.н., доцент кафедры САР Ежов Олег Николаевич
Допущен к защите
Протокол № _______ от _____________2008 г.
Зав. кафедрой Ловцова Н.И._______________
Саратов - 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Жизненные факторы
профессионального
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы
в сфере занятости в решении
проблем трудоустройства
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь - это одна из наиболее
уязвимых возрастных категорий населения.
Она относится к социально-
Молодежь - это возрастная
группа, имеющая широкие возрастные
рамки. Однако, поскольку в данной
работе мы будем рассматривать молодежь
через призму занятости и трудоустройства,
мы определяем ее возрастные границы
периодом от 16 до 30 лет, так как преимущественно
в это время основная ее часть
приобретает профессионально-
Тема нашей работы посвящена не только общим вопросам социальной работы с молодёжью в службе занятости, но, специального, профессиональному самоопределению в контексте жизненного пути. Данная тема на сегодняшний день довольно актуальна, так как изучение молодежи как группы и ее проблем во многом помогает определить проблемы общества в целом, а также перспективы его развития. Выбор профессионального пути в значительной степени определяет судьбу человека, его жизненный путь. Под выбором профессионального пути мы будем понимать не только выбор самой профессии, специальности по которой получают образование, но и поиск места работы, трудовой деятельности, которое может отличаться от полученного вначале образования.
Представления молодежи о профессиях и о состоянии рынка труда, в большинстве своем, оторваны от действительности, процесс принятия решения о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные» и «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.
Профессиональное
В данной работе сделана
попытка рассмотреть роль социальной
работы в сфере занятости молодежи
с позиции реализации жизненного
сценария личности на этапе, когда осуществляется
выбор профессионально-
Цель - выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать причины
возникновения проблем
2. раскрыть механизмы
работы центра занятости с
молодежью и эффективность
3. рассмотреть понятие
профессионального
4. выяснить, учитывают ли
на практике специалисты
Объектом является процесс выбора современной молодежью своего профессионального пути.
Предметом выступают установки молодых клиентов цента занятости по поводу профессионального самоопределения.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЕ
ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
1.1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
На наш взгляд приступить к рассмотрению проблем молодежи следует с периода 90-х годов. Главной проблемой молодежи в начале 90-ых годов стала неподготовленность к изменяющимся условиям жизни. Раньше такими ее проблемами как социализацией, образованием, профессиональным самоопределением занималось государство, различные молодежные организации. Позже, с изменением государственной системы, переходом к рынку, многие молодежные организации были упразднены, привычная идеология исчезла, а молодое поколение осталось один на один со своими проблемами.
Проблемы молодежи на рынке
труда, существовавшие в начале 90-х
годов, коснулись также и современных
молодых людей. Было проведено много
исследований, которые сравнивали положение
молодежи конца 20 века и начала 21 в
области трудовых отношений. Например,
это исследования, проведенные Центром
социологии молодежи ИСПИ РАН под
руководством В.И. Чупрова. Мы можем
привести комментарии, данные выше названным
исследованиям: «51,5% работающих молодых
людей трудятся не в соответствии
с их первоначальной специальностью
(в 1990 их было 38%), а каждый третий вообще
не имеет профессии. Все это сказывается
на профессиональной социализации молодежи.
Подавляющее большинство (более 80%)
молодых людей достигают
По данным Департамента ФГСЗН по Саратовской области, доля молодежи среди граждан, обращающихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, в 2006 году составила 27,2%. В 3 квартале 2006 года в городских и районных центрах занятости населения области состояли на учете нарастающим итогом 33144 безработных (количество безработных на начало 3 квартала 2006 года + количество признанных безработными в течение 3 квартала 2006 года), из них 9032 человек (27,2 %) - молодежь в возрасте до 29 лет. В их числе 20,9 % (1884 чел.) составили выпускники профессиональных учебных заведений.
Рассматривая динамику обращения в службу занятости выпускников профессиональных учебных заведений в течение 3 квартала 2006 года, можно отметить, что в среднем по области их доля в общем числе обращений граждан по вопросам содействия трудоустройству по отношению к соответствующему периоду прошлого года снизилась на 1.4 п.п., а общее число обращений - на 17 %. Из общего числа безработных выпускников, состоявших на учете в службе занятости в 3 квартале 2006 года, 513 человек (27,2 %) являлись выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования, 817 (43,3 %) - среднего профессионального образования и 554 (29,4 %) - начального профессионального образования. Наименее востребованными на рынке труда были безработные выпускники учреждений высшего профессионального образования, уровень их трудоустройства по-прежнему был самым низким - 17,9%, по специальности - 11,1 %. У выпускников учреждений среднего профессионального образования уровень трудоустройства составил 25,7 %, по специальности - 16,8 %, у выпускников начального профессионального образования 27,4 % и 16,8 %, соответственно.
Анализ состава безработных выпускников 3 кв. 2006 года //Мониторинг ФГСЗН. Саратов 2006
Основная часть выпускников вузов, состоявших на учете в службе занятости в 3 квартале 2006 года, обучалась:
Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (94 чел.),
Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова (91 чел.),
*Саратовском государственном техническом университете (54 чел.),
институте техники, технологии и управления в филиале г. Балаково (42 чел.),
Саратовской государственной академии права (37 чел.),
Саратовском государственном университете в филиале г. Балашова (35 чел.)
Наиболее высокие показатели
трудоустройства по полученной специальности
в отчетном периоде наблюдались
у безработных выпускников
Поволжской академии государственной службы г. Балаково (27,3 %),
Поволжского кооперативного
института Центросоюза РФ г. Энгельса
(19,2%). Низкие показатели по трудоустройству
- у выпускников аграрного
Основная часть безработных выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, состоявших на учете в службе занятости в 3 квартале 2006 года, обучалась:
политехническом техникуме г. Балаково (55 чел.),
гидромелиоративном техникуме в г. Пугачева (51 чел),
Поволжском межрегиональном строительном техникуме в г. Энгельса (41 чел.),
колледж строительства мостов и гидросооружений г. Вольска (39 чел.),
промышленно-экономическом техникуме в г. Энгельса (34 чел.),
кооперативном техникуме в г. Балашова (33 чел.),
техникум отраслевых технологий и финансов г. Саратова (31 чел.) и др.
Наиболее высокие показатели
трудоустройства по специальности
наблюдались у безработных
Анализ позволяет заключить, что трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.
Важная ступень социальной адаптации в условиях безработицы -осознание факта, что надеяться надо больше на себя. Легче всего это дается молодежи. Хотя считается, что ей пока нет места на рынке труда, шансов адаптироваться у нее больше, в том числе и потому, что она в меньшей степени испытывает на себе давление патерналистских ценностей. Именно в этой возрастной группе в первую очередь начинают формироваться индивидуалистические ориентации относительно трудоустройства.3
Выпускники профессиональных
учебных заведений на рынке труда
демонстрируют низкий уровень информированности
о рынке труда профессий, образовательных
услуг, отсутствие опыта работы, специального
образования, правовую безграмотность,
психологическую неготовность к
самостоятельным действиям, низкий
уровень инициативности, мотивации
собственного трудоустройства. Расширение
возможностей выбора жизненного пути,
повышение собственной
Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости