Социальная работа как вид общественной деятельность и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

Объект, и предмет — основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Содержание

1. Сущность социальной работы как общественной деятельности.
2. Объект и субъект социальной работы, их взаимосвязь.

Работа содержит 1 файл

Тема 1.docx

— 66.51 Кб (Скачать)

Тема 1. Социальная работа как вид общественной деятельность и учебная дисциплина (2 часа)

План

1. Сущность социальной работы как общественной деятельности.

2. Объект и субъект социальной работы, их взаимосвязь.

Объект, и  предмет — основополагающие категории  развития теории социальной работы. Для  данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс  связей, взаимодействий, способов и  средств регуляции поведения  социальных групп и личностей  в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки  являются закономерности, обусловливающие  характер и направленность развития социальных процессов в обществе».

 Границы  объекта и предмета теории  социальной работы связываются  с понятиями «социальное взаимодействие»,  «социальные и межличностные  отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная  структура». Предметная сущность  социальной работы, несмотря на  многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим  понятием, как «социальность», которое  выражает многообразные способы  и формы сосуществования и  взаимодействия в обществе как  системе целостных социальных  субъектов.

 Социальное  сосуществование и взаимодействие  должно строиться на началах  социального равенства и партнерства,  справедливого распределения материальных  благ, надежных гарантий для творческого  самоутверждения всех субъектов  общества. Такое понимание социальности  является важнейшим критерием  осуществления социальной работы.

 Объект  и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены  целями и задачами практической  социальной работы, а с другой  — определяют границы и содержание  теории и практики социальной  работы. Существует множество определений  объекта и предмета социальной  работы. Они во многом сходны  в том, что в современных  условиях социальная работа выходит  за границы практической социальной  помощи и все более становится  фундаментальным теоретическим  знанием о человеке в системе  социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального  бытия и социального самочувствия.

 Субъект  и объект социальной работы  — важнейшие компоненты системы  теории и практики социальной  работы. Объект социальной работы  — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

 Объект  социальной работы — клиент  — человек, нуждающийся в социальной  защите. Исторически сначала в  понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к  нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации  (мигранты). Со временем меняются  не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие  клиентов социальной работы. Впоследствии  категория клиентов была распространена  на людей, которые под воздействием  общества и ненормальных условий  жизни, которые это общество  создает, теряют возможность нормального  функционирования. В этой трактовке  к клиентам социальной работы  относили маргиналов, безработных  людей, имеющих те или иные  проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом  социальной работы определяется  побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи  социального работника и с  которым достигнуто соглашение  о совместной работе.

В таком широком  контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с  любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии  клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид;

 группа; сообщество; или по специфике  запроса: агрессоры, вежливые, немые  и т. п.

 Субъект  социальной работы — это тот,  кто осуществляет социальную  помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица — специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники — волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

3. Роль социальной работы в реализации разных направлений  социальной политики.

Социальная  работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных  регионах общества и обширной сетью  центров социальной помощи населению  оказывает обратное и активное воздействие  на социальную политику, поскольку  играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными  процессами. Вбирая в себя практически-организационный  аспект социальной политики государства, она обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и  социальной работы.

 

Социальная  работа представляет собой форму, способ социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в  социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию объемней социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.

 

Цель социальной политики - это регулирование и  согласование интересов для устойчивого  и сбалансированного развития общества, то есть достижение социального мира или общественного согласия. Поскольку  большинство исследователей сегодня  соглашаются, что социальная политика (уровень целеполагания) определяет новую область социальной теории и практики, социальную работу и  её характер (технологический уровень), то нельзя не отметить, что оба приведенных  определения социальной политики говорят  о неких интегративных нуждах общества, а не о помощи каким-либо социальным группам. Нельзя обойти вниманием  то, что такое понимание социальной политики и социальной работы имеется  как в научной литературе, так  и в общественном мнении.

 

Так, Австрийская  академия социальной работы отмечает, что «в каждом обществе могут встречаться  нужды и конфликты, которые люди не могут самостоятельно преодолеть. Социальные проблемы обуславливаются  как индивидуальными, так и общественными  причинами. В этой связи общество несет обязательство предоставить соответствующую помощь. Одной из специфических форм такого предложения  является социальная работа» 

Социальная  политика и социальная работа тесно  взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления.

 

Важным аспектом обновления социальной политики в современной  России является тот факт, что здесь  возникла и развивается социальная работа как профессиональная практика, требующая подготовки в рамках высшего образования, как научная и учебная дисциплина

 

Главным фактором, способствующим защите интересов человека, его прав и свобод, является социальная политика государства. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки  и реализации организационно-экономических, научно-технических и нравственно  правовых аспектов их регулирования.

4. Связь социальной работы с другими учебными дисциплинами.

Социология  изучает общество, поведение и  убеждения специфических групп  — семей, детей, мужчин, женщин, лиц  девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику  исследовать социальные проблемы, овладевать интерперсональными навыками и технологиями.

Кроме социологии социальные работники используют данные других дисциплин, например психологии. Эта дисциплина тесно связана  с социальной работой. Психологи  изучают индивидов и пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на психику и поведение  человека, а также психологию коллективов.

 

Социальная  работа также взаимосвязана с  социальной экологией. Двойная фокусировка  ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире — человеке и  природе, — обусловливает ее экологическую  сущность. Она позволяет определить модели отношений между человеком  и природой. Для этого необходимо знание не только уже упомянутых социологии и психологии, но и биологии. Последняя помогает понять, как функционирует человеческий организм, включая репродуктивные процессы и влияние генетики на поведение и восприятие.

 

Следующая область, связанная с социальной работой, — это вопросы урбанизации. Если специалист, знающий особенности  функционирования города и роль городского окружения, включается в процесс  разрешения проблем клиента, средоточием  изменений является не индивид, а  широкая система.

 

 

Среди смежных  дисциплин, знание которых необходимо для социального работника, следует  назвать и правоведение. Без знания законодательных актов, основания  теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного  обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему  в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

 

Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область  управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в  подготовке специалистов.

Мы назвали  главные блоки смежных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированного социального работника. Следует  иметь в виду и принципиальную важность для социальной работы единства теории и практики.

Таким образом, социальная работа как наука состоит  из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и  прикладного (области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научное  обеспечение решения практических социальных задач в обществе, которые  призван решать социальный работник).

5. Характерные особенности развития социальной работы в Украине в современных условиях.

Соціальна робота в Україні має свої особливості, обумовлені як історичним розвитком, так і впливом сучасних світових тенденцій. Необхідно відзначити, що соціальна робота у нашій державі здійснюється в умовах гострої економічної кризи. Як свідчить історичний досвід, потреба у комплексній соціальній роботі особливо зростає в кризові періоди, коли погіршується доля мільйонів людей. Власне таке становище склалося у нашій країні в 90-х роках і, на жаль, продовжує залишатися понині. Нині у нас більше 80 % населення проживає за межею бідності.     

      Сьогодні в умовах складної економічної ситуації, коли кількість нужденних збільшується, а економічні можливості держави зменшуються, актуальною проблемою є формування грамотної соціальної політики державою.

      Серед важливих проблем соціальної політики України – відсутність чітких уявлень про модель соціального захисту (у світовій практиці існують ліберальна та соціально-демократична або патерналістська), пріоритет цінностей у суспільній свідомості. Поки що зберігається старий соціалістичний принцип рівності кінцевих результатів. Багаторічний досвід забезпечення пільг владою спонукає населення займати споживацьку позицію, коли в усьому громадяни покладаються на державу. Створені для їх підтримки соціальні програми часто не мають фінансового забезпечення й ефективних механізмів реалізації. Щоб ліквідувати ці недоліки, обговорюються можливості запровадження державних замовлень (контрактів), договорів про спільну діяльність, пайове субсидування, пільгове кредитування, проведення тендерів, залучення неурядових і комерційних організацій тощо. Таким чином, актуальним завданням на сучасному етапі є переведення державної системи соціального захисту на ринкові засади, залучення громадян, роботодавців до витрат на соціальний захист, обмеження кола державної підтримки лише тими категоріями людей, які через відсутність роботи, похилий вік, багатодітність чи вади здоров’я не в змозі забезпечити себе самостійно.

      Організаційна  структура сучасної соціальної політики включає наступні складові компоненти:

      1) сферу  праці та заробітної плати; 

      2) соціальний захист населення;

      3) соціальне забезпечення;

      4) соціальну роботу.

      Практичним  механізмом реалізації соціальної політики є соціальна робота, яка на початку 90-х рр. ХХ ст.. у незалежній Українській державі набула статусу фахової діяльності. Першочерговими заходами щодо формування стратегії соціальної роботи є реформування системи соціальної допомоги, розвиток адресної допомоги; соціальна підтримка сім’ї, ветеранів війни та праці, жінок, дітей і молоді; соціальний захист громадян, які потерпіли від наслідків Чорнобильської катастрофи; забезпечення інвалідам рівних з іншими громадянами можливостей для участі в економічній, політичній і соціальних сферах життя суспільства, умов для реалізації потенційних можливостей інвалідів; соціальна підтримка громадян, звільнених у запас або відставку з військової служби, служби в органах внутрішніх справ та членів їх сімей. Соціальна робота має місце і при забезпеченні розвитку ринку праці і зайнятості, попередженні і скасуванні причин соціального ризику тощо.

Информация о работе Социальная работа как вид общественной деятельность и учебная дисциплина