Социальная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность социальной экономики и политики
2. Проблемы среднего класса и социальная поляризация белорусского общества
2.1. Влияние неравенства и бедности на динамику экономического развития
2.2. Уровень дохода
2.3. Укрепление демографического потенциала как фактор снижения социальной поляризации
2.4. Безопасность труда – как одно из важнейших направлений социально ориентированной экономики Беларусь
2.5. Реализация государственных программ социальной помощи
3. Основные задачи борьбы с социальной поляризацией в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

социальная политика.doc

— 1.42 Мб (Скачать)

     Государственный минимальный  социальный стандарт — минимальный  уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

     Согласно  Закону Республики Беларусь «О государственных  минимальных социальных стандартах» (№ 322-3 от 11.11.1999), в систему государственных  минимальных социальных стандартов включаются [4 с.50]:

  1. в области оплаты труда: минимальная заработная плата (МЗП) — ее размер определяется исходя из минимального потребительского бюджета; республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по единым коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставки первого разряда;
  2. в области пенсионного обеспечения: минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;
  3. в области образования: перечень бесплатных и общедоступных образовательных услуг;
  4. в области здравоохранения: нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в пересчете на одного жителя страны;
  5. в области культуры: перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, которые устанавливаются государственными учреждениями культуры;
  6. в области жилищно-коммунального обслуживания: нормы общей площади жилого помещения, перечень и объем коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам, а также максимально допущенная доля оплаты платежей за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление бесплатного жилья или жилья по доступным ценам;
  7. в области социальной поддержки и социального обслуживания: государственная помощь в связи с рождением ребенка и воспитанием детей. Для оказания материальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации предусмотрены пособия, единовременные выплаты и иная материальная помощь, а также установлены нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания.
  8. Нормы государственных минимальных социальных стандартов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь совместно с республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.

     Важнейшим социальным нормативом, предназначенным  для анализа и прогнозирования  уровня жизни населения, обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг индивидуального и общесемейного пользования. При формировании набора продуктов используются нормы потребления, разработанные учеными и специалистами соответствующих республиканских органов государственного управления. Прожиточный минимум утверждается правительством и пересматривается не реже одного раза в пять лет [3, с.22].

     Бюджет  прожиточного минимума — стоимостная  величина прожиточного минимума, а  также обязательные платежи и  взносы. Бюджет прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим  группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в среднем на душу населения, ежеквартально рассчитывается и утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

     Назначение  бюджета прожиточного минимума как  социального норматива проявляется  и в том, что он является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными. Последними признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Признание граждан (семей) малообеспеченными служит основанием оказания им государственной социальной помощи.

     Бюджет  прожиточного минимума является основой  для установления минимальных государственных  социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Минимальные государственные социальные гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем — до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет — это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской корзины). Его величина больше бюджета прожиточного минимума в среднем на 30%. Минимальный потребительский бюджет используется для получения одноразовых безвозмездных пособий и льготных кредитов на строительство жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для аналитических расчетов соотношения заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, прогнозирования уровня оплаты труда.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Выбор перспективной концепции социального развития Беларуси в XXI веке относится к новому классу научных проблем, требующих новых подходов и методов исследования. Разразившийся мировой кризис- наглядное тому подтверждение. Традиционные кризисы ранее имели предсказуемую цикличность, в них были заложены понятные механизмы экономического оздоровления. Нынешний радикально отличается от всех предыдущих. Он финансовый только по форме проявления. Главное же в том, что под финансовой оболочкой скрыты более глубокие процессы, которые кратко можно охарактеризовать как конкурентное соперничество двух цивилизаций - индустриальной и постиндустриальной, поэтому кризис носит системным характер.

     Потребительское изобилие порождает атмосферу вседозволенности, утрату нравственных ориентиров и способности людей контролировать свои социальные поступки. Появляются финансово-спекулятивные отношения, которые и приводят к кризису.

     Нынешний кризис является свидетельством того, что назрела необходимость перехода к иной, человекоориентированной. основанной на сочетании рыночных и нерыночных механизмов парадигме социального развития, которая отвратит людей от потребительства, сориентирует их культурные и духовные изыскания, способы производства и образ жизни, совместимые с сохранением окружающей среды и развитием человека.

     Это подтверждается также теорией больших циклов развития мировой экономики Н. Кондратьева, которую сегодня связывают со сменой технологических укладов. Каждый из технологических укладов создает свои «моторы» роста и качественного развития индустриальной цивилизации, а национальная конкурентоспособность отдельных стран и их место в мировой экономической пирамиде зависят от способности если не возглавить, то хотя бы овладеть «волной» нового уклада

     Если  в 1930-ые годы прошлого столетия СССР смог в течение периода слома третьего Кондратьевского цикла и перехода к четвертому осуществить необходимую модернизацию, что принесло стране известные успехи, то в 1970-ые годы переход был пропущен, и это сыграло решающую роль в развале Советского Союза и сделало сложной ситуацию сегодня. Беларусь в настоящее время находится на третьем, четвертом и начальном этапе пятого технологического уклада. Таким образом, перед республикой стоит сложнейшая задача - осуществить переход к шестому технологическому укладу, не до конца освоив предшествующий, пятый. Это надо учитывать при разработке перспективной концепции социального развития страны. Ориентация социального сектора на потребности нынешней структуры экономики опасна - можно не только остаться без специалистов в перспективных отраслях, но и загубить накапливавшийся десятилетиями человеческий капитал.

     Развитие  шестого технологического уклада должно окончательно сформировать постиндустриальное общество - общество динамичных социально-экономических отношений, основанных на приоритетности знаний и информации, сверхвысоких наукоемких технологиях, сверхразвитой сфере услуг, комплексе личных характеристик социального субъекта, включающих высокий образовательный, культурный, нравственный уровень и персональную ответственность.

     Таким образом, поиск выхода нашей страны из финансово-экономического кризиса является частью более сложной проблемы - поиска выхода из общего глобального кризиса, путей развития в направлении формирования постиндустриального общества.

     В создаваемом постиндустриальном обществе резко возрастает спрос на специалистов, обладающих ярко выраженными творческими способностями, что требует изменения самой парадигмы образования. Суть проблемы заключается в следующем: индустриальному производству, которое уходит в прошлое, в экономически развитых странах в массе своей нужны были не столько талантливые искатели нового, сколько дисциплинированные исполнители, наемные работники конвейерного типа. Именно этот реальный массовый продукт и дает нам сегодня школа и учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования. Принципиальная новизна современного социально-экономического развития заключается в получении не любых знаний, а знаний и информации, овладение которыми требует высшего профессионального образования, прежде всего университетской подготовки. Изменяется сам подход к сущности, смыслу, способам приобретения таких знаний и отбору информации. Иными словами, новая парадигма образования состоит в том, чтобы не просто передавать обучающимся конкретные знания и служить им информационной подпиткой, а научить их мыслить, адаптироваться к качественно новым условиям хозяйствования и жизнедеятельности в целом, встраиваться в постоянно меняющуюся экономическую и социальную среду. В новых условиях резко возрастает спрос на специалистов, обладающих ярко выраженными творческими способностями. Одаренные специалисты требуются во всех областях жизнедеятельности нарождающегося нового общества. Следовательно, возникает настоятельная необходимость в ориентировании учебной деятельности на выявление и развитие творческих способностей обучаемых.

     В постиндустриальном обществе сфера культуры должна превратиться в главную движущую силу общества. Новую экономику могут строить люди, обладающие не только высоким профессионализмом, но и высокой общей культурой. Приоритетными направлениями развития последней должны явиться: формирование качественно новых личностных характеристик, направленных на развитие человека; сохранение национально-культурной автономии белорусского народа при полном отказе от тенденций культурной автаркии, духов-нон самоизоляции; сбережение историко-культурного наследия и развитие национальных культурных традиций, которые обеспечивают формирование неискаженного исторического самосознания народа. На смену лозунгу «Культура для всех» должен прийти лозунг «Культура для каждого». Предстоит разработать и принять закон «Об образовании в культуре».

     На  решение проблем улучшения качества человеческого потенциала должна быть направлена также жилищная политика страны. Образно говоря, жилье и услуги ЖКХ цементируют человеческий потенциал. Успехи в работе, учебе, досуге, благополучие в семье - все это теснейшим образом связано с жилищной обустроенностью. В Беларуси, как известно, сделано и делается немало для удовлетворения этой потребности. Однако очевидно, что по мере формирования постиндустриального общества, роста благосостояния люден требования к жилью будут повышаться. Учитывая, что срок функционирования жилья рассчитан не на один десяток лет, уже сейчас необходимо ориентировать жилищное строительство на перспективные формы расселения, возможность модернизации жилых помещений и переоснащение их новыми приборами и оборудованием, призванными не только обеспечить жизнь и быт граждан, но и способствовать развитию человеческого потенциала.

     Важнейшим условием достижения высокого эффекта  от воздействия отраслей социальной сферы на человеческий потенциал является осознание руководством этих отраслей того, что общий для них объект - это человеческий потенциал. Усилия соответствующих органов управления должны быть солидарны и устремлены к одной общей цели. Высказывались мнения, что в перспективе, по-видимому, предстоит отказаться от отраслевого подхода к социальной сфере, преодолев укоренившееся представление о ее воспроизводстве в индустриальной экономике как о некой «яме», поглощающей средства, необходимые для экономического роста.

     Реформирование  системы оплаты труда должно быть направлено на совершенствование устаревшей Единой тарифной сетки и переход к многофакторной модели. Это позволит устранить уравнительный характер зарплат, усовершенствовать схемы расчета заработка с учетом особенностей каждой личности: ее знаний, навыков, мотиваций, опыта, здоровья и других факторов, что повысит эффективность использования человеческого потенциала и, в конечном счете, экономики в целом.

     В перспективе предстоит переориентировать политику в области занятости и рынка труда на создание новых форм стимулирования экономической активности и формирование новых рабочих мест в V и VI технологических укладах, а также на решение проблем легализации неформальной деятельности и ее интеграции в экономику Беларуси.

     После 1999 года с началом экономического роста в стране произошло существенное снижение среднего уровня бедности, но с 2001 года, несмотря на продолжавшийся экономический рост, наблюдалось небольшое увеличение средних показателей бедности. При этом, рост данных показывает сопровождается уменьшением относительной межрегиональной неоднородности, а снижение – увеличением вариации по регионам. Противоположная динамика средних показателей бедности и неоднородности по регионам, объясняется разными адаптационными возможностями регионов, которые более ярко проявились в начале экономического подъема, происходящего в стране.

Информация о работе Социальная политика в Республике Беларусь