Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 13:14, курсовая работа
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Введение
1. Понятие и сущность социальной экономики и политики
2. Проблемы среднего класса и социальная поляризация белорусского общества
2.1. Влияние неравенства и бедности на динамику экономического развития
2.2. Уровень дохода
2.3. Укрепление демографического потенциала как фактор снижения социальной поляризации
2.4. Безопасность труда – как одно из важнейших направлений социально ориентированной экономики Беларусь
2.5. Реализация государственных программ социальной помощи
3. Основные задачи борьбы с социальной поляризацией в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Государственный минимальный
социальный стандарт — минимальный
уровень государственных
Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» (№ 322-3 от 11.11.1999), в систему государственных минимальных социальных стандартов включаются [4 с.50]:
Важнейшим социальным нормативом, предназначенным для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг индивидуального и общесемейного пользования. При формировании набора продуктов используются нормы потребления, разработанные учеными и специалистами соответствующих республиканских органов государственного управления. Прожиточный минимум утверждается правительством и пересматривается не реже одного раза в пять лет [3, с.22].
Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в среднем на душу населения, ежеквартально рассчитывается и утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.
Назначение
бюджета прожиточного минимума как
социального норматива
Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Минимальные государственные социальные гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем — до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет — это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской корзины). Его величина больше бюджета прожиточного минимума в среднем на 30%. Минимальный потребительский бюджет используется для получения одноразовых безвозмездных пособий и льготных кредитов на строительство жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для аналитических расчетов соотношения заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, прогнозирования уровня оплаты труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор перспективной концепции социального развития Беларуси в XXI веке относится к новому классу научных проблем, требующих новых подходов и методов исследования. Разразившийся мировой кризис- наглядное тому подтверждение. Традиционные кризисы ранее имели предсказуемую цикличность, в них были заложены понятные механизмы экономического оздоровления. Нынешний радикально отличается от всех предыдущих. Он финансовый только по форме проявления. Главное же в том, что под финансовой оболочкой скрыты более глубокие процессы, которые кратко можно охарактеризовать как конкурентное соперничество двух цивилизаций - индустриальной и постиндустриальной, поэтому кризис носит системным характер.
Потребительское
изобилие порождает атмосферу
Нынешний кризис является свидетельством того, что назрела необходимость перехода к иной, человекоориентированной. основанной на сочетании рыночных и нерыночных механизмов парадигме социального развития, которая отвратит людей от потребительства, сориентирует их культурные и духовные изыскания, способы производства и образ жизни, совместимые с сохранением окружающей среды и развитием человека.
Это подтверждается также теорией больших циклов развития мировой экономики Н. Кондратьева, которую сегодня связывают со сменой технологических укладов. Каждый из технологических укладов создает свои «моторы» роста и качественного развития индустриальной цивилизации, а национальная конкурентоспособность отдельных стран и их место в мировой экономической пирамиде зависят от способности если не возглавить, то хотя бы овладеть «волной» нового уклада
Если в 1930-ые годы прошлого столетия СССР смог в течение периода слома третьего Кондратьевского цикла и перехода к четвертому осуществить необходимую модернизацию, что принесло стране известные успехи, то в 1970-ые годы переход был пропущен, и это сыграло решающую роль в развале Советского Союза и сделало сложной ситуацию сегодня. Беларусь в настоящее время находится на третьем, четвертом и начальном этапе пятого технологического уклада. Таким образом, перед республикой стоит сложнейшая задача - осуществить переход к шестому технологическому укладу, не до конца освоив предшествующий, пятый. Это надо учитывать при разработке перспективной концепции социального развития страны. Ориентация социального сектора на потребности нынешней структуры экономики опасна - можно не только остаться без специалистов в перспективных отраслях, но и загубить накапливавшийся десятилетиями человеческий капитал.
Развитие шестого технологического уклада должно окончательно сформировать постиндустриальное общество - общество динамичных социально-экономических отношений, основанных на приоритетности знаний и информации, сверхвысоких наукоемких технологиях, сверхразвитой сфере услуг, комплексе личных характеристик социального субъекта, включающих высокий образовательный, культурный, нравственный уровень и персональную ответственность.
Таким образом, поиск выхода нашей страны из финансово-экономического кризиса является частью более сложной проблемы - поиска выхода из общего глобального кризиса, путей развития в направлении формирования постиндустриального общества.
В создаваемом постиндустриальном обществе резко возрастает спрос на специалистов, обладающих ярко выраженными творческими способностями, что требует изменения самой парадигмы образования. Суть проблемы заключается в следующем: индустриальному производству, которое уходит в прошлое, в экономически развитых странах в массе своей нужны были не столько талантливые искатели нового, сколько дисциплинированные исполнители, наемные работники конвейерного типа. Именно этот реальный массовый продукт и дает нам сегодня школа и учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования. Принципиальная новизна современного социально-экономического развития заключается в получении не любых знаний, а знаний и информации, овладение которыми требует высшего профессионального образования, прежде всего университетской подготовки. Изменяется сам подход к сущности, смыслу, способам приобретения таких знаний и отбору информации. Иными словами, новая парадигма образования состоит в том, чтобы не просто передавать обучающимся конкретные знания и служить им информационной подпиткой, а научить их мыслить, адаптироваться к качественно новым условиям хозяйствования и жизнедеятельности в целом, встраиваться в постоянно меняющуюся экономическую и социальную среду. В новых условиях резко возрастает спрос на специалистов, обладающих ярко выраженными творческими способностями. Одаренные специалисты требуются во всех областях жизнедеятельности нарождающегося нового общества. Следовательно, возникает настоятельная необходимость в ориентировании учебной деятельности на выявление и развитие творческих способностей обучаемых.
В постиндустриальном обществе сфера культуры должна превратиться в главную движущую силу общества. Новую экономику могут строить люди, обладающие не только высоким профессионализмом, но и высокой общей культурой. Приоритетными направлениями развития последней должны явиться: формирование качественно новых личностных характеристик, направленных на развитие человека; сохранение национально-культурной автономии белорусского народа при полном отказе от тенденций культурной автаркии, духов-нон самоизоляции; сбережение историко-культурного наследия и развитие национальных культурных традиций, которые обеспечивают формирование неискаженного исторического самосознания народа. На смену лозунгу «Культура для всех» должен прийти лозунг «Культура для каждого». Предстоит разработать и принять закон «Об образовании в культуре».
На
решение проблем улучшения
Важнейшим условием достижения высокого эффекта от воздействия отраслей социальной сферы на человеческий потенциал является осознание руководством этих отраслей того, что общий для них объект - это человеческий потенциал. Усилия соответствующих органов управления должны быть солидарны и устремлены к одной общей цели. Высказывались мнения, что в перспективе, по-видимому, предстоит отказаться от отраслевого подхода к социальной сфере, преодолев укоренившееся представление о ее воспроизводстве в индустриальной экономике как о некой «яме», поглощающей средства, необходимые для экономического роста.
Реформирование системы оплаты труда должно быть направлено на совершенствование устаревшей Единой тарифной сетки и переход к многофакторной модели. Это позволит устранить уравнительный характер зарплат, усовершенствовать схемы расчета заработка с учетом особенностей каждой личности: ее знаний, навыков, мотиваций, опыта, здоровья и других факторов, что повысит эффективность использования человеческого потенциала и, в конечном счете, экономики в целом.
В перспективе предстоит переориентировать политику в области занятости и рынка труда на создание новых форм стимулирования экономической активности и формирование новых рабочих мест в V и VI технологических укладах, а также на решение проблем легализации неформальной деятельности и ее интеграции в экономику Беларуси.
После 1999 года с началом экономического роста в стране произошло существенное снижение среднего уровня бедности, но с 2001 года, несмотря на продолжавшийся экономический рост, наблюдалось небольшое увеличение средних показателей бедности. При этом, рост данных показывает сопровождается уменьшением относительной межрегиональной неоднородности, а снижение – увеличением вариации по регионам. Противоположная динамика средних показателей бедности и неоднородности по регионам, объясняется разными адаптационными возможностями регионов, которые более ярко проявились в начале экономического подъема, происходящего в стране.
Информация о работе Социальная политика в Республике Беларусь