Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 13:14, курсовая работа
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Введение
1. Понятие и сущность социальной экономики и политики
2. Проблемы среднего класса и социальная поляризация белорусского общества
2.1. Влияние неравенства и бедности на динамику экономического развития
2.2. Уровень дохода
2.3. Укрепление демографического потенциала как фактор снижения социальной поляризации
2.4. Безопасность труда – как одно из важнейших направлений социально ориентированной экономики Беларусь
2.5. Реализация государственных программ социальной помощи
3. Основные задачи борьбы с социальной поляризацией в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В 2009 году для сохранения этой позитивной тенденции предполагается размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет приблизить к бюджету прожиточного минимума. В последующем целесообразно установить его на уровне, позволяющем компенсировать семье недополученный доход в связи с занятостью одного из родителей уходом за малолетними детьми. Продолжится работа по совершенствованию нормативно-правовых механизмов, направленных на создание условий для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей. Особая поддержка государства будет оказана семьям с детьми-инвалидами, многодетным и неполным семьям.
Одним из путей сокращения депопуляции в Беларуси являются меры, направленные на снижение уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте. В 2008 году число умерших увеличилось по сравнению с 2007 годом на 1,2 % и составило 134,4 тыс. человек. Наибольший рост отмечается в г. Минске, Брестской и Могилевской областях. Общий коэффициент смертности составил 13,9 на 1000 человек населения [12, с.26].
Отмеченные обстоятельства требуют дальнейшего повышения эффективности принимаемых мер по совершенствованию профилактической и лечебно-диагностической помощи населению; профилактике травматизма, раннему выявлению и лечению болезней системы кровообращения, новообразований. Повышенное внимание следует уделять вопросам популяризации здорового образа жизни, предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, профилактике вредных привычек.
Одним из недостаточно задействованных в настоящее время ресурсов улучшения демографической ситуации в стране является миграция населения. Сегодня необходимы более результативные, целенаправленные меры по предотвращению оттока специалистов из сельской местности привлечению и закреплению здесь молодежи, получившей образование и профессиональную подготовку.
Совершенствования
требуют и механизмы регулирования внешней
миграции как фактора, компенсирующего
естественную убыль населения. Целью данной
работы должно стать сохранение положительного
сальдо за счет увеличения объемов иммиграции
из стран ближнего зарубежья, в первую
очередь соотечественников, и сокращения
оттока населения из страны.
2.4. Безопасность труда – как одно из важнейших направлений социально ориентированной экономики Беларуси
Учитывая
высокую социально-
Сформирована и развивается национальная нормативная правовая база, регулирующая данную сферу общественных отношений. Реализуются республиканская, отраслевые и территориальные программы по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 годы. Осуществляются государственный надзор и контроль, а также общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.
В результате принимаемых мер уровень производственного травматизма сократился за последние 10 лет в 3 раза, а со смертельным исходом - на 25 %.
Рисунок 3 – Уровень производственного травматизма[12, с.27].
Вступивший в силу со 2 января 2009 года Закон Республики Беларусь «Об охране труда» закрепил систему государственного управления охраной труда в стране, определил полномочия субъектов управления в этой области. Реализация закона будет способствовать повышению ответственности государственных институтов за положение дел с охраной труда в организациях отраслей и регионов.
В рамках обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионного страхования получают развитие элементы экономического стимулирования нанимателей к улучшению условий и повышению безопасности труда работников. При этом на всех уровнях управления необходимо существенно усилить профилактическую направленность решений в области охраны труда, прежде всего, в плане разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве.
В
условиях дальнейшей интеграции Республики
Беларусь в мировое сообщество, продвижения
отечественной продукции на зарубежные
рынки с целью повышения ее конкурентоспособности
следует более активно проводить гармонизацию
систем управления охраной труда с международными
нормами.
2.5.
Эффективная программа
пенсионного обеспечения
как положительный фактор
экономики Беларуси
Программа пенсионного обеспечения является самой масштабной и значимой для значительного числа населения нашей страны и поэтому требует к себе особого внимания. Пенсионная система Республики Беларусь охватывает в настоящее время более 2,5 млн. человек (практически каждого четвертого жителя страны), а на финансирование пенсионных выплат направляется до 10 % ВВП. Средства, необходимые для выплаты пенсий, формируются в основном за счет страховых взносов с заработной платы более 4,5 млн. занятых в экономике. В последнее время пенсионная система в значительной степени благодаря увеличению численности работников и доли населения трудоспособного возраста успешно справляется со своими задачами. Пенсии выплачиваются своевременно и в полном объеме, их размеры повышаются сопоставимо с ростом доходов занятых в экономике.
В 2008 году по сравнению с 2007-м превышены прогнозные показатели по уровню среднемесячного размера пенсии по возрасту и среднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту соответственно на 6,9 и 6,7 процентных пункта.
Соотношение
среднемесячного размера
Рисунок 4 – Среднемесячная пенсия по возрасту, тыс. руб. [12, с.28].
Сегодня пенсионная система располагает необходимыми резервами средств для обеспечения выплаты пенсий и их повышения в соответствии с ростом заработной платы работников. В то же время в дальнейшем важно не допустить как роста нагрузки по пенсионному обеспечению на экономику, так и снижения уровня социальной защиты нетрудоспособных, тех, кто в силу объективных обстоятельств (старости, инвалидности) не может обеспечить себя сам.
Первые
шаги в этом направлении предприняты
с введением в Беларуси с 2009 года обязательного
профессионального пенсионного страхования
работников, занятых на рабочих местах
с неблагоприятными условиями труда. Основная
его цель - вывести досрочные пенсии по
условиям труда из общей пенсионной системы,
сформировав отдельный источник для их
финансирования за счет предварительного
накопления целевых взносов работодателей,
уплачиваемых за работников, занятых в
неблагоприятных условиях труда. Существующий
институт досрочного (льготного) пенсионного
обеспечения по условиям труда будет постепенно
трансформирован в систему профессиональных
пенсий, что, несомненно, позитивно скажется
в будущем на общей пенсионной системе.
2.5.
Реализация государственных
программ социальной
помощи
В
числе важнейших для
С 2001 года в республике действует система государственной адресной социальной помощи. За 8 лет ее получателями стали свыше 825 тыс. человек. Реализация норм Указа Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 года №638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» позволила получить каждому третьему малообеспеченному гражданину необходимую поддержку. Общая сумма назначенной помощи составила 49 млрд. рублей.
В настоящее время намечено дальнейшее расширение программы государственной адресной социальной помощи. В этих целях правительством разрабатывается соответствующий проект указа главы государства, предусматривающий меры, направленные на усиление адресного, дифференцированного подхода к предоставлению государственной поддержки малообеспеченным слоям населения, увеличение охвата указанного круга лиц адресными социальными выплатами, повышение среднего размера ежемесячного социального пособия. Предлагаемые подходы позволят обеспечить рациональное расходование бюджетных средств, сделать механизм предоставления адресной помощи более четким, прозрачным и дебюрократизированным.
В рамках реализации мероприятий Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года и Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн на 2006-2010 годы будет продолжена работа по обследованию условий жизни пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и оказанию им необходимой социальной поддержки.
В Республике Беларусь на 1 января 2010 года проживает более 509 тыс. инвалидов, в том числе 26,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Решению многих проблем этой категории граждан способствует реализация Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы, а также Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы.
Выполнение
программных мероприятий
Вместе
с тем уже сегодня назрела
необходимость пересмотреть содержание
ряда программ в отношении малоэффективных,
дублирующих мероприятий, сосредоточив
основные силы и средства в предстоящем
периоде на приоритетных направлениях,
что, в свою очередь, позволит достичь
конкретных результатов в улучшении качества
жизни инвалидов.
Рисунок 5 – Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту и его соотношение с бюджетом прожиточного минимума пенсионера[12, с.28].
С
внедрением в республике государственного
социального стандарта в
Численность граждан, состоящих на учете в центрах, составляет свыше 1,6 млн. человек, что свидетельствует о высокой востребованности данной формы обслуживания населения. При этом немаловажно отметить, что такая форма работы является экономически более оправданной. Так, затраты на обслуживание одного человека в отделении круглосуточного пребывания в 2 раза меньше, а при обслуживании на дому - почти в 10 раз меньше по сравнению с затратами в доме-интернате. Деятельность центров позволяет одиноким и одиноко проживающим пожилым людям и инвалидам максимально долго оставаться в привычной обстановке и переселяться в стационарные учреждения только тогда, когда возможности всех других форм обслуживания будут исчерпаны.
В силу объективных обстоятельств на сегодняшний день остается достаточно высокой потребность в социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов в стационарных условиях. В ближайшие годы перед нами стоит главная задача - полностью ликвидировать очередность на поселение в дома-интернаты и привести условия проживания в них в соответствие с установленными нормами.
На решение данных проблем направлена реализуемая в стране Программа развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2010 года, для целей которой предусмотрено выделение 213,5 млрд. рублей. Соответствующие программы осуществляются также в областях и г. Минске. В результате в 2007-2008 годах дополнительно введено628 мест для проживания пожилых людей и инвалидов. В текущем году на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы, развитию сети и улучшению условий функционирования стационарных учреждений социального обслуживания планируется направить около 39,8 млрд. рублей из республиканского и местных бюджетов [12, с.29].
Кроме того, в рамках государственной инвестиционной программы в 2009 году предстоит продолжить работу по развитию сети и совершенствованию лечебной базы, улучшению условий для оздоровления ветеранов и реабилитации инвалидов в республиканских санаториях системы Министерства труда и социальной защиты.
Информация о работе Социальная политика в Республике Беларусь