Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 13:14, курсовая работа
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Введение
1. Понятие и сущность социальной экономики и политики
2. Проблемы среднего класса и социальная поляризация белорусского общества
2.1. Влияние неравенства и бедности на динамику экономического развития
2.2. Уровень дохода
2.3. Укрепление демографического потенциала как фактор снижения социальной поляризации
2.4. Безопасность труда – как одно из важнейших направлений социально ориентированной экономики Беларусь
2.5. Реализация государственных программ социальной помощи
3. Основные задачи борьбы с социальной поляризацией в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Принятые и намеченные меры, максимальное задействование резервов как отрасли в целом, так и каждого работника и руководителя на конкретном участке работы позволят обеспечить дальнейшее развитие и повышение эффективности функционирования социально-трудовой сферы, выполнение социальных задач, установленных прогнозом социально-экономического развития страны.
3.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БОРЬБЫ
С СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения. Государственной защите подлежат бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
Прежняя система во главу угла ставила принцип социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных гарантий всему населению. Основой социальной политики при рыночной системе хозяйствования являются предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества вместо общественных фондов потребления — индивидуальное присвоение необходимого продукта. При этом государственные социальные технологии обеспечивают защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность [6, с.35].
В периоды кризиса социальное управление выполняет, прежде всего, функции защиты населения, более справедливое распределение его бремени без ущерба для стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности. Государство проводит политику, предусматривающую:
-
создание правовых предпосылок
повышения уровня жизни
- совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
- упорядочение трудовых отношений между наемными работниками и работодателями;
-
стабилизацию занятости и
-
социальную защиту наиболее
При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредотачиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся; развитие социальной инфраструктуры, социальная адресная поддержка. Инструментами социальной политики являются государственные социальные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.
Государственные
социальные гарантии обеспечиваются на
законодательной основе, фиксирующей
обязанности и ответственность
как государства перед
Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Нормативы используются для определения размера финансовой помощи.
В 60-е годы в ведущих индустриальных странах были разработаны эффективные механизмы реализации социальной политики, важное место среди которых занимало бюджетное и программно-целевое планирование. С помощью целевых программ решаются многие социальные вопросы в нашей республике [6, с.35].
Государство выполняет функции управления системой социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия по временной потери трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая – на работников и государство.
Так как механизм осуществления социальной политики требует реализации блока законодательных, организационных и экономических мер, государство выполняет свои социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными властями. Республиканские же органы определяют направление государственной политики, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы. Они определяют государственные стандарты в области оказания социальных услуг, создают объекты социальной индустрии, управляют объектами социальной защиты.
Для непосредственного оказания социальных услуг функционируют учреждения социального обслуживания. Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация, и государство покрывает необходимые расходы. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.
Работа предприятий, учреждений и организаций социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям и правилам, основанным на следующих принципах:
- обеспечение доступности услуг всем потребителям;
-
учет особенностей спроса
-
разумное сочетание платных и
бесплатных услуг,
-
обеспечение комплексного
-
эффективное использование
-
обеспечение комплексного
Социальные статьи занимают львиную долю бюджетных расходов и рассматриваются как источник снижения налогового бремени на предприятия в интересах экономического роста, который предоставляет реальные возможности для решения социальных задач. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.
Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [4, с.42].
Обязательства
социального государства
О динамике уровня жизни — важнейшего показателя развития общества можно судить в первую очередь по производству и потреблению материальных благ, средней продолжительности жизни и времени труда.
Тенденция снижения уровня жизни населения, проявившаяся в ходе экономических преобразований, становится одной из главных проблем обеспечения социальной и экономической стабильности в республике. Резкое снижение ВВП в 2009 г. повлияло на реальные доходы: по сравнению с 2008 г. количество бедных увеличилось, причем доходы на уровне или ниже черты бедности имеют не только одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, но и часть трудоспособного населения. Основная причина бедности обусловлена ограниченной возможностью трудоспособного населения в получении дохода, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей [2, с.77]. Это также связано с кризисными явлениями в мировой экономике, в результате которых доходы населения резко сократились.
Социальная политика на период выхода экономики из кризиса ставит своей целью стабилизацию уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа Республики Беларусь. На заседании Президиума Совета Министров была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В документе изложены модель социально-экономического развития нашей страны, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика (последнюю не следует путать с рыночным социализмом), и механизмы осуществления стратегии устойчивого развития [6, с.40]. Приоритетным направлением социальной политики в 2000–2010 гг. должен стать переход от социальной поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики. Программа содержит ряд мер:
- политику доходов населения, которая направлена на создание условий, позволяющих активной части населения зарабатывать необходимые средства. Она предусматривает повышение значения заработной платы в составе доходов населения; восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от средней заработной платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового национального продукта до 36-40% и др.;
- социальную политику граждан, которая предусматривает государственную поддержку социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негосударственных пенсионных фондов; разработку программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему гибких социальных программ, увязанных с доходами и продолжительностью работы;
- обеспечение занятости населения. Реформирование народного хозяйства, структурная перестройка экономики обуславливают необходимость перераспределения рабочей силы. Высвобождению работников будут предшествовать разработка и реализация мер, обеспечивающих жизнеспособность производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др. Дальнейшее развитие получит система здравоохранения и образования.
В условиях распространения бедности, ухудшения состояния здоровья населения необходимо оказывать поддержку семье — важнейшей ячейке общества, выполняющей воспроизводственные, экономические, воспитательные функциине допускать сокращения государственных расходов на пособия семьям ниже 2,5–3,5% от ВВП [6, с.42];
- поддерживать определенный уровень пособий семьям с детьми, чтобы сохранить их значимость (уровень пособия на ребенка не должен быть ниже 10–15% средней заработной платы, чтобы обеспечить минимальные расходы на питание ребенка и предметы первой необходимости);
- восстановить прежнюю посещаемость детских дошкольных учреждений и постепенное повышение качества обслуживания в них за умеренную плату;
-
сохранить доступность услуг
здравоохранения высокого
-
сохранить доступность к
Осуществляемый в этих целях мониторинг социально-экономического положения основан на изучении данных уровня жизни разных типов семей с учетом трудоспособности, образования, профессии и т.д., так как важно оказание именно адресной помощи.
Основой
социальной политики на период выхода
экономики из кризиса является система
государственных минимальных
Информация о работе Социальная политика в Республике Беларусь