Социальная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность социальной экономики и политики
2. Проблемы среднего класса и социальная поляризация белорусского общества
2.1. Влияние неравенства и бедности на динамику экономического развития
2.2. Уровень дохода
2.3. Укрепление демографического потенциала как фактор снижения социальной поляризации
2.4. Безопасность труда – как одно из важнейших направлений социально ориентированной экономики Беларусь
2.5. Реализация государственных программ социальной помощи
3. Основные задачи борьбы с социальной поляризацией в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

социальная политика.doc

— 1.42 Мб (Скачать)

     «Быстрый  рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании  с высочайшей инфляцией привели  к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности.

     Так же, во многих странах с переходной экономикой опыт последних десяти лет  не был воодушевляющим. Программой развития ООН в Братиславе были выполнены  оценки с использованием черты бедности по доходам на уровне 4-х долларов в день (по покупательной способности доллара в 1990г.).

     В странах Восточной Европы и СНГ  в 1988-1994гг. доля населения находящегося за чертой бедности возросла с 4 до 32 % или  с 14 до 119 млн. человек. Даже относительно благополучной Польше более 20 % населения живёт в бедности.

     При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии гарантированной работы, будущее  многих семей стало неопределённым. Отсутствие экономической защищённости сопровождается ослаблением личности и физической защищённости. Многие, например, оказались во власти преступных группировок. Во всех странах региона наблюдается рост преступности: в Беларуси количество зарегистрированных преступлений с 1989 года выросло более чем на 60 %, в Эстонии оно более чем удвоилось. Но даже эти цифры неадекватны реальному положению, так как большая часть преступлений оказывается незарегистрированной. Во многих странах взяточничество считается нормой каждодневной жизни.

     Общий рывок перемен от социализма к  рыночной экономике, был, вероятно, неизбежен, но его скорость и характер не были предопределены. Большинство стран выбрали той или иной степени шоковую терапию «быстрый рывок». Но, возможно, это был неправильный выбор. Нельзя спонтанно дать жизнь рынку, лишь освободив экономику и проводя либеризацию цен – требуется гораздо больше, чем отсутствие административного контроля. Рыночной системе необходима сложная сеть поставщиков и потребителей, работающих в рамках развитой юридической системы. Конечно, нет смысла с откладыванием реформ, однако необходима их обоснованная последовательность, контролируемая правительством, которое способно управлять и минимизировать неизбежные разрушения.

     Одной из характерных черт переходного  периода в Беларуси стали существенные изменения в распределении доходов  населения, рост неравенства и бедности. Если в отношении экономического неравенства существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное его влияние на экономический рост, то бедность населения признается одним из негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные социальные и экономические последствия. Борьба с бедностью традиционно рассматривается как одно из важных направлений государственной политики [14, с.24].

     Страны  с переходной экономикой часто опровергали  устоявшие представления о закономерностях и принципах экономического развития. Не исключено, что и в отношении взаимосвязи экономического развития регионов и уровня бедности в них, а в Беларуси, отсутствуют тенденции, наблюдаемые в других странах. Самым предварительным аргументом в пользу этой связи является тот факт, что уровень бедности и его динамика значительно варьировали по регионам страны, которые так же демонстрировали разные темпы экономического развития.  

     С началом экономического роста экономическое  неравенство увеличивается, а затем происходит его снижение. Рост неравенства на первом этапе обусловлен перемещением труда из низкоэффективных секторов в более эффективные, в результате этого отдача в секторах выравнивается и экономическое неравенство снижается. Однако выводы этой теории оказались противоречивыми.  

     2.1  Влияние неравенства  и бедности на  динамику  экономического  развития 

     В отношении обратной зависимости  – влияние неравенства и бедности на экономический рост выдвигаются  три группы аргументов:

     - политэкономические факторы;

     - несовершенство рынка и капитала;

     - социальные конфликты.

     Политэкономические  исследования приводят к заключению об отрицательном влиянии неравенства  и бедности на экономический рост. Представление о механизме этой связи основывается на теореме о  медианном избирателе, который в случае высокого неравенства и бедности принадлежит к категории населения с низкими доходами и голосует за нераспределительную политику. Перераспределение осуществляется за счет налогов, которые вносят искажения и дестимулируют развитие. Предполагается, что экономика обладает определенным потенциалом роста, но если имеет место высокое перераспределение, то реальный рост будет меньше потенциального и, таким образом, неравенство и бедность приводят к замедлению темпов экономического роста [15, с.61].

     Развитие  идеи влияния перераспределение  на экономический рост позволило  сделать вывод, что зависимость  между изменением темпа экономического изменением неравенства имеет форму  перевернутой параболы. Однако, механизм связи здесь другой и период ее проявления – краткосрочный. Основная идея состоит в том, что перераспределение инициируется одной из групп населения, когда она уверена, что может увеличить свою долю общего дохода. Как правило, распределение благосостояния изменяется относительно медленно, крупные изменения в распределении доходов в течение короткого периода времени часто связано с давлением одной из групп населения и реализацией её целей. Непосредственным следствием таких изменений в распределении доходов является замедление темпов развития, хотя в досрочной перспективе это может привести к ускорению экономического роста.

     Издержки  перераспределения возникают как  из-за искажающего влияния высокого налогообложения, так и из-за потерь, связанных с достижением согласия. Прямым следствием приведенных аргументов является вывод о том, что в период быстрого изменения неравенства и бедности в любом из направлений (как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения) темпы экономического развития замедляются. Активные перераспределительные принципы представляют собой характерную черту переходного периода.

     Следствием  несовершенства рынка капиталов  является вогнутый характер зависимости  между текущим благосостоянием  человека и его будущим благосостоянием. Бедные люди имеют ограниченные возможности для получения, как образования, так и предметов и займов с целью организации бизнеса. В результате потенциал этой категории населения недоиспользуется, и бедные недоинвестируют, что отрицательно сказывается на продуктивности экономики и темпах ее роста.

     Третья  группа аргументов поддерживающих идею о негативном влиянии неравенства  и бедности на экономический рост связана с тем, что высокий  уровень неравенства влечет за собой  социальные конфликты в обществе. Результатом конфликтов могут быть политическая нестабильность, которая увеличивает риски и снижает инвестиционную привлекательность территории, и следствием этого является замедление экономического развития. Для улаживания социальных конфликтов и достижения равновесия в обществе, в распоряжение политической системы могут потребоваться дополнительные ресурсы, что будет снижать общую эффективность экономической системы.

     В качестве статистических индикаторов  бедности в регионах Беларуси используются следующие показатели:

  1. Доля населения, имеющего денежные доходы меньше прожиточного минимума (ПМ) (бедное население).
  2. Доля населения, имеющего денежные доходы меньше 2-х прожиточных минимумов (крайне бедное население).
 
 

      2.2. Уровень дохода 

     Ключевым   направлением реализации политики в  социально-трудовой сфере остается сохранение роста денежных доходов населения и их покупательной способности

     Предпринятые  в последние годы меры позволили  существенно снизить в нашей стране уровень малообеспеченности. Доля граждан с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократилась и по итогам 12 месяцев 2009 года составила 6,2 %. Немаловажно отметить, что при этом на фоне общего роста уровня жизни мы не допустили существенного имущественного расслоения нашего общества. На протяжении последних лет соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных групп населения остается в Беларуси неизменным и колеблется в пределах 5,6-5,9 раза. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ, который свидетельствует об экономической и социальной стабильности в государстве.

     

     Рисунок 1 – Динамика уровня малообеспеченного  населения, % [12, с.26].

     Повышению  уровня жизни населения способствовала целенаправленная реализация государственной политики в области оплаты труда. За три года этой пятилетки среднемесячная заработная плата увеличилась в 1,9 раза, а ее реальное содержание - в 1,4 раза. В 2008 году номинальная среднемесячная заработная плата в республике увеличилась по сравнению с 2007 годом на 26,2 % (по прогнозу -18,8 %) и составила 885,6 тыс. рублей, в том числе в декабре - 1000,2 тыс. рублей, или 454,9 доллара США в эквиваленте. В бюджетном секторе экономики среднемесячная заработная плата работников выросла на 16,8 % (по прогнозу - 14,8 %) и составила 719,1 тыс. рублей, в том числе в декабре - 834,7 тыс. рублей, или 379,6 доллара США в эквиваленте [12, с.25].

     В основе политики в области оплаты труда лежит сочетание государственных  и рыночных механизмов регулирования  заработной  платы,  направленных на усиление ее стимулирующей роли в росте и повышении конкурентоспособности экономики страны. Обеспечивается развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы в реальном секторе экономики, расширение прав субъектов хозяйствования в вопросах стимулирования труда работников. Принимаются меры по упрощению практики нормирования средств на оплату труда при отнесении их на затраты. Продолжается работа по улучшению состояния нормирования труда в отраслях экономики, а также поэтапному повышению уровня минимальных социальных гарантий в этой области.

     В условиях либерализации экономики приоритетными являются вопросы сохранения управляемой ситуации на рынке труда, повышения эффективности государственной политики в области занятости населения. Главная сложность в ее проведении на современном этапе состоит в нахождении разумного компромисса между обеспечением максимально высокой занятости и сокращением трудо-избыточности.

     Сегодня ситуация на рынке труда республики стабильная. Уровень безработицы  на протяжении 2008 года постоянно снижался, удерживаясь в социально допустимых пределах. На 1 января 2009 года он составил 0,8 % к численности экономически активного населения, что на 0,4-0,6 процентного пункта ниже уровня, предусмотренного прогнозом на 2008 год [12, с.25].

     В 2009 году будет продолжена работа по повышению качества, конкурентоспособности и эффективности использования трудовых ресурсов, снижению дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному и профессионально-квалификационному признаку, решению проблем занятости в некоторых регионах республики со сложной ситуацией на рынке труда, обеспечению занятости отдельных категорий граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

     

     труда, обеспечению занятости отдельных  категорий граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

     труда, обеспечению занятости отдельных  категорий граждан, не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда.

     Комплекс  мер по решению этих вопросов определен Государственной программой содействия занятости населения на 2009-2010 годы. Бе мероприятия направлены на выполнение заданий программы социально-экономического развития страны. К концу текущего года уровень безработицы не должен превысить 1,1-1,2 %, при этом необходимо увеличить численность занятых в экономике до 4580-4650 тыс. человек.

     Первоочередной  задачей на данном этапе является обеспечение действенного мониторинга ситуации на рынке труда с последующим принятием эффективных мер, позволяющих не допустить возникновения здесь социальной напряженности. 

     2.3. Укрепление демографического  потенциала как  фактор снижения социальной поляризации 

     По-прежнему достаточно остро стоят вопросы  улучшения демографической ситуации в республике, проведения эффективной семейной политики, то есть решения тех проблем, которые определяют воспроизводство трудовых ресурсов и непосредственно влияют на устойчивое развитие как экономики, так и общества.

     Повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, совершенствование миграционной политики - основные задачи, которые необходимо решать для улучшения количественных и качественных характеристик населения страны.

     Общая задача социальной политики в отношении  семьи - способствовать дальнейшему укреплению ее потенциала, создавать условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. Поэтому последовательно будут проводиться мероприятия по усилению государственной поддержке семей в связи с рождениям, содержанием и воспитанием детей.  

     

     Рисунок 2 – Динамика размеров государственных  пособий семьям, воспитывающим детей, тыс. руб. [12, с.26].

     Принимаемые меры по поддержке семьи позволили сохранить положительную динамику в сфере рождаемости. В 2008 году в стране родилось 107,9 тыс, детей, что на 4,3 % выше уровня 2007 года. Причем рост численности родившихся наблюдается во всех областях и г. Минске. Общий коэффициент рождаемости составил 11,1 на 1000 человек населения.

Информация о работе Социальная политика в Республике Беларусь