Социальная поддержка молодых семей как направление семейной политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственной семейной политики в отношении молодых семей и выработка рекомендаций по способам увеличения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать сущность семейной политики, основные ее направления и принципы;
- рассмотреть социальную поддержку как механизм реализации семейной политики;
- изучить концепцию государственной поддержки молодых семей;
- рассмотреть реализацию государственной поддержки молодых семей;
- провести социологическое исследование эффективности государственной социальной поддержки молодых семей;
- разработать рекомендации по результатам социологического исследования.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения семейной политики государства 6
1.1Государственная семейная политика: сущность, принципы, основные направления 6
1.2 Механизм реализации семейной политики 12
2 Социальная поддержка молодых семей как элемент семейной политики 17
2.1 Концепция государственной поддержки молодых семей 17
2.2 Реализация государственной социальной поддержки и ее эффективность 27
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая теория.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

    В 2008 году на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» из федерального бюджета запланировано выделить 4,621 млрд. руб. [12]

    В рамках утвержденной в 2002 году ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» её участником стала «семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, один из супругов или супруги являются гражданами Российской Федерации, работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении, либо неполная семья, которая состоит из одного молодого родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного и более детей, при условии, что родитель работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении».

    В 2008 году включены дополнительные мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №994 в «Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления заключает с членом молодой семьи или молодым специалистом (получателем средств государственной поддержки) и работодателем трехсторонний договор об обеспечении жильем с учетом выделенных на эти цели средств государственной поддержки. Существенными условиями указанного договора являются: обязательство получателя средств работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности; право органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке предоставленные средства в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока.

    Финансирование  мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на селе осуществляется на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, в том числе средств ипотечного кредитования. Средства федерального бюджета предоставляются на безвозвратной основе бюджетам субъектов РФ при условии софинансирования этих мероприятий в объеме не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. В федеральном бюджете на 2008 год на эти цели запланированы 2,153 млрд. руб. (Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»).

    Все представленный выше программы и  нормативно-правовые акты успешно реализуются  на практике.

     Также молодым семьям на практике оказывается  социально-психологическая помощь. Такой вид поддержки оказывается в различных центрах психолого-педагогической помощи. Одним из направлений деятельности в этих организациях является психологическая поддержка молодых семей. Но в некоторых учреждениях данный вид деятельности в отдельное направление не выделяется. Основными услугами, которые оказывают центры психолого-педагогической помощи, являются:

     - психологическая поддержка молодых  семей в кризисных ситуациях;

     - психологическая подготовка членов  молодых семей к отцовству  и материнству.

     Также молодая семья может получить психологическую поддержку по телефону доверия.

     Все структуры, оказывающие социально-психологическую  поддержку молодым семьям, поддерживаются государством.

     Необходимо  отметить, что количество центров  психолого-педагогической помощи, которые выделяют психологическую поддержку молодых семей как одно из направлений деятельности очень мало. [15]

     На  территории России создаются различные  общественные организации и клубы  молодых семей. Целью деятельности этих структур являются: просветительская и консультативная деятельность, способствование объединению молодых семей для взаимной поддержки, решение насущных проблем, мобилизация сил для защиты социальных прав, реализация и защита гражданских, экономических и социальных прав молодых семей, благотворительная деятельность, оказание моральной помощи молодым семьям, проведение досуга, организация выставок, семинаров, конференций, проведение фестивалей, конкурсов, раскрытие творческого потенциала семьи. Также общественные организации и клубы молодых семей могут оказывать психологическую и юридическую помощь. Помимо данных структур юридическая помощь может оказываться различными частными организациями. Основной вид юридической поддержки – это консультирование по жилищному вопросу. На территории России действует мало организаций, которые оказывают юридическую помощь молодым семьям.[16]

     Существуют  различные категории молодых  семей, поэтому молодые семьи  могут получать и другие виды социальной поддержки.

     Для изучения эффективности социальной поддержки молодых семей в городе Новокузнецке было проведено социологическое исследование. В результате этого социологического исследования были получены следующие данные. Большинство (96,67%) респондентов считают необходимым оказание помощи молодым семьям, причем никто из опрошенных не считает, что оказание такой помощи не нужно. Но при этом количество респондентов, которые считают, что такая помощь оказывается в России гораздо меньше (70,33%), следует отметить, что количество молодых семей, которые считают, что такая помощь вообще не оказывается незначительное (1,34%). Все молодые семьи, участвующие в социологическом исследовании знает о существование специальных комитетов (отделов) по работе с молодыми семьями (100%). Большинство молодых семей (40,2%), считают, что социальная поддержка является не равнодоступной. Сбор большого количества бумаг для получения мер социальной поддержки затрудняет этот процесс (52,3%), также не мало важную роль играют жесткие требования (32,1%).

     Большинство респондентов (67,23%) считают, что в  СМИ представлено недостаточно информации о социальной поддержки молодых семей и наибольшее количество информации представлено о льготных жилищных займах и жилищных субсидиях (96,3%).

     66% молодых семей пользовались мерами  социальной поддержки молодым  семьям и 17,33% не знают пользовались ли они социальной поддержкой, из них 79,2% пользовались льготным жилищным займом и жилищными субсидиями. Также в результате исследования было определено, что мерами социальной поддержки пользуются в основном  семьи в возрасте 23-26 лет (63%).

     Оценка  качества оказываемых услуг распределилась следующим образом: 1 – 8%, 2 – 8,8%, 3 – 28,4%, 4 – 29,2%, 5 -  25,6%. Молодые семьи считают, что необходимо оказание дополнительных видов социальной поддержки (88%), так как она оказывается не во всех направлениях (71,3%). По мнению молодых семей, социальная поддержка не оказывается в следующих направлениях: досуговая (53%), профессиональная (17%), юридическая (9%), психологическая (10%), в получении образования (7%), культурная (4%). Следовательно, для повышения эффективности социальной поддержки, по мнению молодых семей, необходимо ввести следующие дополнительные виды социальной поддержки: льготы при получении образованию (студенческим семьям) (8%), помощь в устройстве детей в детский сад (5%), помощь при устройстве на работу (16%), приобретение льготных путевок в места семейного отдыха (71%).

       Для определения уровня информированности  о социальной поддержки молодых семей был проведен контент-анализ сообщений в газете «Кузнецкий рабочий», касающихся проблем молодых семей.

     В период с 01.01.08 – 01.04.09 проблемы молодых семей и их государственная социальная поддержка освещались в газете «Кузнецкий рабочий» 7 раз, необходимо заметить, что все статьи были посвящены льготным жилищным займами и жилищным субсидиям.

     Результаты  контент-анализа позволяют сделать  вывод, что в настоящее время в г. Новокузнецке очень низкий уровень информированности о государственной социальной поддержки молодых семей, особенно о ее различных направлениях (социально-педагогическая, юридическая, психологическая).

     Для более детального изучения проблем  молодых семей  и их государственная социальная поддержка в городе Новокузнецке, был проведен экспертный опрос

     С точки зрения экспертов, государство разработало хорошую нормативно-правовую базу, защищающую права молодых семей, но мало внимания уделяет ее реализации (создается очень мало центров, оказывающих бесплатную психологическую, социально-педагогическую, юридическую поддержку молодым семьям).  По мнению экспертов, данная проблема очень плохо освещается в СМИ. Также эксперты считают, что разные виды социальной поддержки, доступны различным категория молодых семей. То есть социальная поддержка не равнодоступна, но, если молодая семья не имеет возможности получить один вид социальной поддержки, то, скорее всего она имеет возможность получить другой. Эксперты считают, что для получения социальной поддержки существуют трудности. Они выражаются в сборе большого количества справок и документов, жесткие требования.   Оказываемые услуги, имеют среднее качество, но, по мнению экспертов, со временем их качество будет повышаться. Существующая социальная поддержка защищает семью не со всех сторон, что говорит о необходимости нововведений в данной области. Самым главным на сегодняшний момент является формирование социальной поддержки в культурной и досуговой сферах жизни молодой семьи.

     Основываясь на вышеизложенном, можно утверждать, что существующая система социальной поддержки молодых семей имеет среднюю эффективность. Это обуславливается низкой информированностью, средним качеством, не равнодоступностью, но при этом высокой востребованостью. Для повышения эффективности социальной поддержки молодых семей необходимо на государственном уровне обеспечивать полную реализацию существующих нормативно-правовых актов, относящихся к данной проблеме. Также необходимо повышать уровень информированности молодых семей о социальной поддержке через СМИ. Социологическое исследование показало, что нововведения в данной области необходимы.

       В заключение, основываясь на результате исследования можно дать следующие рекомендации:

     - необходимо повышать уровень информированности, доступности и качество социальной поддержки молодых семей;

     - необходимо осуществлять постоянный контроль за реализацией существующих нормативно-правовых актов в данной области;

     - в данной области необходимы нововведения. Самым главным на сегодняшний момент является формирование социальной поддержки в культурной и досуговой сферах жизни молодой семьи.

     В результате, можно сказать о том, что государством разработана хорошая нормативно-правовая база в области социальной поддержки молодых семей и ведется работа по ее увеличению. Но на практике она реализуется не полностью. Что является одной из причин средней эффективности социальной поддержки молодых семей. 

       

 

    Заключение

 
 

     Семейная политика является составной частью социальной политики, которая направлена на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. В России сформирована государственная семейная политика, которая основывается на следующих принципах: самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; равенство семей и всех членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности; партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; преемственность и стабильность мер государственной семейной политики; осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе. Семейная политика является очень важным направлением социальной политики государства. Именно от ее успешной реализации зависят демографические процессы, происходящие в стране, обеспеченность трудовыми ресурсами в будущем, уровень социальной напряженности в обществе. Одним из важных направлений семейной политики государства является социальная поддержка молодых семей. Это объясняется сложившейся в стране демографической ситуацией, а также кризисом института семьи. На теоретическом уровне молодая семья защищена со всех сторон. Это подтверждается наличием большого количества нормативно-правовых актов, защищающих права молодых семей. Но на практике концепция социальной поддержки молодых семей реализовывается не полностью. Это подтверждается следующими фактами: небольшое количество организаций, которые оказывают юридическую помощь молодым семьям, количество центров психолого-педагогической помощи, которые выделяют психологическую поддержку молодых семей как одно из направлений деятельности очень мало, на практике социальная поддержка оказывается не во всех направлениях, низкий уровень информированности молодых семей о различных видах социальной поддержки.

Информация о работе Социальная поддержка молодых семей как направление семейной политики РФ