Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственной семейной политики в отношении молодых семей и выработка рекомендаций по способам увеличения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать сущность семейной политики, основные ее направления и принципы;
- рассмотреть социальную поддержку как механизм реализации семейной политики;
- изучить концепцию государственной поддержки молодых семей;
- рассмотреть реализацию государственной поддержки молодых семей;
- провести социологическое исследование эффективности государственной социальной поддержки молодых семей;
- разработать рекомендации по результатам социологического исследования.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения семейной политики государства 6
1.1Государственная семейная политика: сущность, принципы, основные направления 6
1.2 Механизм реализации семейной политики 12
2 Социальная поддержка молодых семей как элемент семейной политики 17
2.1 Концепция государственной поддержки молодых семей 17
2.2 Реализация государственной социальной поддержки и ее эффективность 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
з) повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов; заключение с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, государствами ближнего зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих выполнение гражданами этих государств и гражданами Российской Федерации обязанностей по содержанию детей;
и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов;
к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:
а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;
б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора (контракта), по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;
в) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;
е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.
Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:
а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;
в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
д) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;
е) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
Усиление помощи семье в воспитании детей путем:
а) государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отнощений;
б)
распространения специальной
в) запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
г) государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних; е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психологического насилия);
ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних". [5]
В
результате, можно говорить о том,
семейная политика является составной
частью социальной политики, которая направлена
на улучшение условий и повышение качества
жизни семьи. В России сформирована государственная
семейная полшитика, она имеет свои четкие
направления и принципы. Также необходимо
отметить, что существуют механизмы реализации
семейной политики.
Семейная политика имеет специальные механизмы реализации, к которым относятся: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная поддержка и самопомощь.
Социальная поддержка — одна из форм социальной защиты, направленная на поддержание достойных условий жизнеобеспечения и существования малообеспеченных социальных групп, семей, отдельных личностей, которые испытывают нужду в процессе удовлетворения жизненно важных потребностей и деятельного существования. [6, с. 104] При уточнении категории социальной поддержки большое внимание следует уделять интерактивной стороне взаимоотношений между субъектом и объектом помощи. Проблема объекта становится стержнем, на котором удерживается социальная поддержка как деятельность конкретного социального работника с конкретным клиентом. Одно из направлений социальной поддержки заключается в том, что бы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая познается клиентом как значимая и необходимая для него.
Социальная поддержка определяется социальной политикой как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Социальная поддержка может оказываться в различных формах:
- денежные выплаты;
- в натуральном виде;
- услуги;
- льготы. [7, с.13]
Принятый летом 1999 г. Федеральный закон “О государственной социальной помощи”, выступил как закон о перестройке всей системы социальной защиты на основе адресного принципа. В основу реформы в сфере социальной поддержки населения был положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем категориям граждан, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могли варьировать в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной помощи были переданы на региональный и муниципальный уровень.
В настоящее время при оказании социальной поддержки ведущую роль играют принципы адресности и приоритетности. Социальная поддержка предоставляется нуждающимся дополнительно к гарантированным государством формам социальной защиты за счет средств муниципальных и местных органов власти, предприятий, организаций, благотворительных фондов, взносов частных лиц и др..
Социальная поддержка предполагает обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная поддержка осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.
Одним из видов социальной поддержки является оказание социальных услуг. В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению и образованию, приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и привлечение негосударственного сектора, для их осуществления. Это предполагает, в частности:
- расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление;
- переход к финансированию социальных услуг в зависимости от их объема и качества на основе программно-целевых и конкурсных механизмов государственного финансирования;
- обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
- объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами, в том числе путем развития волонтерства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями;
- обеспечение прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств;
- развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки;
- привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета, в том числе через создание при местных и федеральных органах власти различных общественно-государственных советов экспертного, консультационного и координационного назначения;
- разработка системы оценки качества выполнения социальных программ независимо от того, какой организацией (государственной, негосударственной некоммерческой, коммерческой) они исполняются;
- развитие институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета;
Информация о работе Социальная поддержка молодых семей как направление семейной политики РФ