Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственной семейной политики в отношении молодых семей и выработка рекомендаций по способам увеличения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать сущность семейной политики, основные ее направления и принципы;
- рассмотреть социальную поддержку как механизм реализации семейной политики;
- изучить концепцию государственной поддержки молодых семей;
- рассмотреть реализацию государственной поддержки молодых семей;
- провести социологическое исследование эффективности государственной социальной поддержки молодых семей;
- разработать рекомендации по результатам социологического исследования.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения семейной политики государства 6
1.1Государственная семейная политика: сущность, принципы, основные направления 6
1.2 Механизм реализации семейной политики 12
2 Социальная поддержка молодых семей как элемент семейной политики 17
2.1 Концепция государственной поддержки молодых семей 17
2.2 Реализация государственной социальной поддержки и ее эффективность 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
экономики и менеджмента
Кафедра
рекламы, социальной работы, психологии
и педагогики
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Р.Ф.
курсовая
работа по дисциплине «Теория социальной
работы»
Выполнил:
студент группы ЭСР-07
Яшина
Е.Е.
Проверил:
к.ф.н.,
проф. Соколова В.Ф.
Новокузнецк
2010
Актуальность. Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. В 2008 году их насчитывалось более 6 миллионов [1, с. 30] следовательно, формулирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватывать значительную часть населения страны, развитие которой обусловлено состоянием именно молодых семей. Стремительное старение населения и не благоприятные демографические тенденции заставляют общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых граждан. Молодые семьи находятся в более сложном материальном положение, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним об хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. В отличие от молодежи более развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. В этой ситуации необходимо обеспечивать молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности должно стать основой общества будущего. Эта поддержка предусматривает, прежде всего, формирование и реализацию государственной политики в отношении молодой семьи. Такая политика уже сформирована в России. Но на сколько качественно и в каком объеме она реализуется и эффективна ли она остается вопросом.
Разработанность. В настоящее время, вследствие актуальности вопроса эффективности социальной поддержки молодых семей, в литературе данной проблеме уделяется очень большое внимание. Проблемам молодых семей посвещены труды таких авторов как Е.Б. Бреева, М.А. Гуревич, В. М. Жеребин, П.Д. Павленок, Т.Ю. Радиловская, Т.К. Ростовская, и многие другие.
Государственная семейная политика в отношении молодой семьи на теоретическом уровне освещается в работах Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой, А.А. Долбик-Воробей, В.Г. Горячевой, А.А. Романова, О.Е. Безаевой, Е.П. Малышева и других.
В работах И.М. Гуляевой, А.А. Суняевой, И.Н. Рудовой, О.А. Белоусова, А.А. Титовой, С.С. Ткаченко, О. Буровой, В. Семеновой, Д.Е. Потяркина, Г.М. Муратовой, Е. Волковой, М.В. Кузнецовой описаны конкретные меры социальной поддержки молодых семей.
Однако существует большое количество нормативно-правовых актов, защищающих права молодых семей, но мало сведений о их реализации и эффективности.
Объектом курсовой работы является семейная политика государства.
Предметом является социальная поддержка молодых семей как элемент семейной политики государства.
Целью курсовой работы является изучение государственной семейной политики в отношении молодых семей и выработка рекомендаций по способам увеличения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать сущность семейной политики, основные ее направления и принципы;
-
рассмотреть социальную
- изучить концепцию государственной поддержки молодых семей;
- рассмотреть реализацию государственной поддержки молодых семей;
- провести социологическое исследование эффективности государственной социальной поддержки молодых семей;
- разработать рекомендации по результатам социологического исследования.
Новизна курсовой работы заключается в том, что в ней систематизирована и логически представлена разрозненная информация по проблеме социальной поддержки молодых семей.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты могут быть использованы специалистами социальных служб в работе с молодыми семьями.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав (двух параграфов), заключения .В первой главе исследована государственная семейная политика, ее принципы, основные направления, механизмы реализации, а также исследуется социальная поддержка как механизм реализации семейной политики.
Во второй главе дано понятие и содержание социальной поддержки молодых семей как элемента семейной политики государства, ее реализация, а также определена эффективность социальной поддержки молодых семей.
Положения, выносимые на защиту:
- при наличии хорошей нормативно-правовой базы, концепция государственной поддержки молодых семей реализуется не полностью;
-
государственная социальная
Семейная политика является составной частью социальной политики. Она обеспечивает функционирование семьи как одного из общественных институтов и человека (отца, матери, ребенка и т. п.) как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями.
Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи. [3, с. 233]
В настоящее время семейная политика включает следующие направления:
1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, воспитанием, содержанием детей (пособия, пенсии);
2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
3) бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременных женщин);
4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги). [4, c. 7-8]
В 1996 г. Президентом РФ был издан Указ "Основные направления государственной семейной политики", в которых разработаны принципы и направления государственной семейной политики.
Основными принципами государственной семейной политики являются:
Основные
направления государственной
Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:
а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;
б) усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;
в) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;
г)
обеспечение государственных
д)
обеспечение условий для
е)
учет при совершенствовании
ж) дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента. Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне;
Информация о работе Социальная поддержка молодых семей как направление семейной политики РФ