Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственной семейной политики в отношении молодых семей и выработка рекомендаций по способам увеличения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать сущность семейной политики, основные ее направления и принципы;
- рассмотреть социальную поддержку как механизм реализации семейной политики;
- изучить концепцию государственной поддержки молодых семей;
- рассмотреть реализацию государственной поддержки молодых семей;
- провести социологическое исследование эффективности государственной социальной поддержки молодых семей;
- разработать рекомендации по результатам социологического исследования.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения семейной политики государства 6
1.1Государственная семейная политика: сущность, принципы, основные направления 6
1.2 Механизм реализации семейной политики 12
2 Социальная поддержка молодых семей как элемент семейной политики 17
2.1 Концепция государственной поддержки молодых семей 17
2.2 Реализация государственной социальной поддержки и ее эффективность 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
- создание условий для превращения ее в самостоятельный субъект реализации государственной семейной политики (социальная адресность государственной политики в отношении молодых семей)
- оказание помощи молодым семьям в решении социальных (материальных, финансовых, жилищных, демографических, психологических, социально-педагогических и т.п.) проблем с опорой на внутренний потенциал самих семей с учетом действующего законодательства Российской Федерации (социальная ориентация государственной политики в отношении молодых семей);
- введение института социальной общественной экспертизы государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность молодой семьи (независимость оценки и измеряемость результатов реализации государственной политики в отношении молодых семье).
В основу процесса реализации концепции социальной поддержки молодых семей положена трехуровневая система взаимодействия государственных и общественных структур, осуществляющих работу с молодой семьей на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, на каждом из которых определяются, конкретизируются и реализуются цели, решаются соответствующие специфические задачи и имеется достаточное ресурсное обеспечение.
На федеральном уровне Концепция ориентируется на общероссийские социокультурные ценности; на региональном уровне учитываются традиции семейного образа жизни данного региона (что особенно важно по отношению к молодым семьям из числа малых народов); на местном уровне происходит поддержка молодых семей с учетом специфических особенностей конкретной семьи и местных условий.
Основными направлениями реализации социальной поддержки молодых семей являются:
- пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование основ педагогической культуры у молодых родителей; обеспечение преемственности поколений в семье;
- формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления благополучной молодой семьи;
- развитие форм общественного объединения молодых семей и повышение их социальной активности, развитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи;
- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;
- содействие в обеспечении жильем молодых семей, в повышении уровня их материального и социального благополучия.
Путями реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи по данным направлениям определяются:
- установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования (квотирования) процесса создания для них рабочих мест; осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки; обучения их профессиям, востребованным на современном рынке труда; формирование системы стимулирования работодателей в создании и предоставлении рабочих мест для членов молодых семей;
- государственная поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства и других видов предпринимательства для молодых семей; кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья;
- оптимизация налоговой политики в отношении членов молодых семей, занятых трудовой деятельностью, путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства;
- льготное предоставление жилья для молодых многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;
- государственный контроль соблюдения законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов молодой семьи в различных сферах труда, независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;
- кардинальная модернизация охраны здоровья членов молодой семьи путем обеспечения доступности для всех молодых семей медицинской помощи на основе сочетания ее бесплатных и платных форм медицинского обслуживания;
- санитарного просвещения по вопросам защиты здоровья матери и ребенка, профилактики детских инфекционных заболеваний.
- дополнительная поддержка членов молодых семей, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также развитие сети психолого-педагогического и правового просвещения членов молодых семей и поддержка учреждений, организаций и общественных объединений, оказывающих бесплатную психологическую, социально-педагогическую и юридическую помощь молодой семье в защите прав и законных интересов ее членов, в решении ее повседневных проблем;
- развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности с целью обеспечения доступности дошкольного образования и образовательных учреждений дополнительного образования детей для их гармоничного духовно-нравственного, физического и художественного развития; организация родительского всеобуча, сопровождающегося изданием и распространением литературы по воспитанию детей, по вопросам культуры семьи;
- значительное расширение сети учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;
- информационно-пропагандистская поддержка ценностей благополучной молодой семьи средствами массовой информации и современных информационных и коммуникационных технологий.[2]
Молодая семья в процессе становления должна иметь возможность выбора и самостоятельного принятия решений относительно своего развития в стратегическом направлении достижения благополучия, а экономические, правовые и идеологические меры государственной молодежной семейной политики должны способствовать утверждению ценностей и приоритетов ее саморазвития, предоставлять возможность выбора и сочетания форм, видов экономической и внеэкономической помощи и поддержки.
В
настоящее время ведется работа
по наращиванию нормативно-
Особое
значение будет уделено нормативно-
Так, в плане мероприятий значатся: подготовка предложений «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации № 712 от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики», разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки молодой семьи», разработка проекта Концепции государственной поддержки молодой семьи.
В состав федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» были включены дополнительные мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Также вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях получения молодыми учеными единовременной субсидии на приобретение жилья», разработанного в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В
проекте Стратегии
В рамках данного проекта будет поддержана сеть центров и клубов молодых семей. Эти центры оказывают молодым семьям и будущим родителям, психологическую, юридическую, медицинскую помощь.
Будут проведены и широко освещены в средствах массовой информации мероприятия, демонстрирующие и пропагандирующие ценности семейной жизни для молодых людей.
Планируется создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей. [11]
В
результате можно сказать, что разработана,
достаточно хорошая нормативно-правовая
база в области социальной поддержки молодых
семей и ведется работа по ее увеличению.
Разрабатываются различные нормативно-правовые
акт, которые наиболее полно защищают
права молодых семей. Существующие нормативно-правовые
акты затрагивают почти все стороны жизни
молодой семьи, то есть на теоретическом
уровне молодая семья защищена со всех
сторон. Нормативно-правовые акты, которые
еще находятся в разработке, обеспечат
еще более полную защищенность молодой
семьи. То есть на теоретическом уровне
обеспечена социальная защищенность молодой
семьи со всех сторон.
Государственная социальная поддержка реализуется в нескольких направлениях. Одним из самых важных и наиболее востребованным направлением является содействие в обеспечении жильем молодых семей. Обеспечение жильем молодых семей осуществляется в соответствии подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей», вошедшей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Основная задача - обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет (до 2008 года – до 30 лет), либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. С 2005 года начато её внедрение в субъектах Российской Федерации. Но достаточно сложные условия софинансирования не позволяли многим регионам участвовать в реализации подпрограммы.
Согласно внесенным в 2007 году изменениям в подпрограмму, начиная с 2008 года, доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, составит: 15 процентов - в отношении субъектов РФ, получающих дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности которых при этом не превышает 0,7; 10 процентов - если уровень расчетной бюджетной обеспеченности получающего дотации субъекта РФ после распределения средств из фонда финансовой поддержки составляет от 0,7 до 1; 5 процентов - в отношении субъектов РФ, не получающих дотации. При этом доля средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, должна составлять соответственно: не менее 20, не менее 25 или не менее 30 процентов - для молодых семей, не имеющих детей; не менее 25, не менее 30 или не менее 35 процентов - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных семей. Кроме того, внесен ряд изменений в объемы и источники финансирования Программы, в частности, общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета увеличен с 298,8 до 302,2 млрд. рублей (Постановление Правительства РФ №510 от 11.08.2007).
В соответствии с Приказом Министерства образования РФ №2975 от 10 июля 2003г. «О правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка»: размер субсидии, предоставляемой участнику подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из социальной нормы общей площади жилья в расчете на одного члена семьи, принятой в субъекте РФ, но не более 18 кв. метров общей площади строящегося или приобретенного жилья, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой органами исполнительной власти субъектов РФ (для населенных пунктов на подведомственной территории), которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте РФ, определяемую в установленном порядке Госстроем России. Субсидия предоставляется молодой семье при рождении каждого ребенка единоразово.
В связи с тем, что субсидии молодым семьям на часть стоимости приобретенного или построенного жилья до 2008 года не входили в перечень выплат, освобождаемых от налогообложения, денежные средства в виде субсидии, полученные членами таких семей, подлежали обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном статьей 226 Налогового кодекса РФ. Федеральным законом №216-ФЗ от 24.07.2007 внесены изменения в главу 23 Налогового кодекса РФ, в частности: статья 217 НК РФ дополнена пунктом 36, согласно которому, освобождаются от налогообложения суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2008 года.
Информация о работе Социальная поддержка молодых семей как направление семейной политики РФ