Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа
Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41
Так в современном университет прослеживается тенденция, что студентам, поступившим в ВУЗ трудно адаптироваться в новой среде. Для этого Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, конкретно с помощью взаимодействия социально-психологической службы и кураторства нашли решение данной проблеме. А именно, обучение преподавателей дополнительным знаниям, повышающим уровень адаптации среди студентов; индивидуальные и групповые консультации и занятия, развивающие адаптивные умения студентов; развитие творческих способностей; создание благоприятных условий для саморазвития личности студента; приобщение к деятельности университета; ориентирование первокурсника; помощь в решении различных студенческих проблем и другое. Все это способствует быстрой и эффективной адаптации студентов. Так же стоит добавить, что ДНУ стремится, и достаточно успешно, повысить уровень подготовки первокурсников к студенческой жизни.
ВЫВОДЫ
Существенность и актуальность проблемы социальной адаптации первокурсников вызвана трансформационными, кризисными явлениями и процессами в современном украинском обществе, затронувшими все общественные сферы, в том числе и социальный институт образования. Так университет готовит студента как личность, будущего специалиста и гражданина. Первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Отсюда возникает необходимость изучения разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников, и разработки комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период.
Решение данной проблемы осложняется, с одной стороны, отсутствием единого подхода к определению самого понятия «адаптация студентов», с другой стороны, отсутствием четких механизмов регулирования и управления данным процессом.
Рассмотрев тему «Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе» мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, социальная адаптация личности к определенной социальной системе – вживание, вхождение в коллектив, приспособление к новым социальным условиям, в процессе которого происходит восприятие и достижение индивидом общепринятых требований, норм, ценностей и принципов поведения, т.е. происходит не только пассивное, но и активное взаимодействие личности с социальной средой. Личность может одновременно выполнять различные социальные роли и адаптироваться в различных социальных институтах, на определенных структурных уровнях. Так выделяют биологическую, физиологическую, психологическую и социальную виды адаптации.
Соответственно социальная адаптации первокурсника - это сложный многоуровневый процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения, когда достигают определенных параметров социальных и личностных характеристик, осваивают статус студента и его роли в соответствие с новыми условиями, нормами ВУЗа.
Во-вторых,
социальный статус студента требует
от него выполнение социальных ролей:
организации учебной и
– педагогический, связанный с организацией учебного процесса в вузе;
– бытовой, связанный с новыми условиями быта, новыми формами использования свободного времени;
– социально-психологический, связанный с установлением и поддержанием определенного социального статуса в новом коллективе, формированием новых установок и взаимодействием с новой средой;
– экономический, связанный с самостоятельностью в зарабатывании и распоряжении финансовых средств;
– профессиональный, связанный с включением студентов в социально-профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой деятельности.
В процессе социальной адаптации первокурсник проходит 4 этапа:
1 этап – подготовительный,
связанный с профессиональным
самоопределением подростка и
формирование начальной базы
для преодоления трудностей
2 этап – ориентировочный,
связанный с ориентацией и
приспособлением подростка к
общей специфике учебного
3 этап – происходит
приспособление учащихся к
4 этап – первокурсник
за счет расширения понятия
о профиле своей специальности
формирует первичную
В-третьих, в адаптационном процессе современных первокурсников существуют различные проблемы, которые ми можем распределить в зависимости от аспектов социальной адаптации:
Группы трудностей, с которыми сталкиваются студенты первого года обучения ДНУ:
Проанализировав проблемы адаптации студентов-первокурсников, можно сделать вывод, что не только специфика получаемой специальности студентов ДНУ им. О. Гончара (т.е. объективный фактор), но и личностные особенности первокурсников (субъективный фактор) влияют на их адаптацию к обучению в ВУЗе, а именно их мотивацию, ценностные ориентации, здоровый образ жизни, досуг.
Определенная часть первокурсников чувствует трудности в процессе адаптации в ВУЗе, т.е. проблема адаптации значительна и требует фундаментального анализа с целью разработки путей разрешения данной проблемы.
В-четвертых, проанализировав вышеупомянутые социологические исследования социальной адаптации первокурсников, мы выявили следующие особенности адаптационного процесса среди студентов первого курса:
Также можно выделить факторы,
которые влияют на эффективность
адаптационного процесса: различные
социальные и экономические явления,
психологические особенности
Подводя итог, мы можем предложить такие меры повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в современном вузе, как профильная подготовка школьников старших классов; установление тесных организационно-педагогических связей между общеобразовательными школами и высшими учебными заведениями; Дни открытых дверей в университетах; свободный и открытый доступ к педагогической информации; проведение «экскурсий» в университетах для школьников (абитуриентов); проведение «открытых» университетских занятий; внедрение в школьную систему форм занятий, подобных университетским и т.д.
Организация учебного процесса
в вузе определяет качество подготовки
студентов и является решающим фактором
формирования будущих специалистов.
Изучение учебного процесса в целом,
отдельных его элементов, а также
факторов и условий, оказывающих
воздействие на организацию учебного
процесса, уровня удовлетворенности
студентов отдельными элементами учебного
процесса, а также его организацией
в конкретном вузе позволит выявить
его сильные и слабые стороны,
и, следовательно, сформировать комплекс
мер для их решения. На основе результатов
социологического исследования появляется
возможность разработать
Список использованной литературы
Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе