Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 86.63 Кб (Скачать)

Так в современном  университет прослеживается тенденция, что студентам, поступившим в ВУЗ трудно адаптироваться в новой среде. Для этого Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара,  конкретно с помощью взаимодействия социально-психологической службы и кураторства нашли решение данной проблеме. А именно, обучение преподавателей дополнительным знаниям, повышающим уровень адаптации среди студентов; индивидуальные и групповые консультации и занятия, развивающие адаптивные умения студентов; развитие творческих способностей; создание благоприятных условий для саморазвития личности студента; приобщение к деятельности университета; ориентирование первокурсника; помощь в решении различных студенческих проблем и другое. Все это способствует быстрой и эффективной адаптации студентов. Так же стоит добавить, что ДНУ стремится, и достаточно успешно, повысить уровень подготовки первокурсников к студенческой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Существенность  и актуальность проблемы социальной адаптации первокурсников вызвана  трансформационными, кризисными явлениями  и процессами в современном украинском обществе, затронувшими все общественные сферы, в том числе и социальный институт образования. Так университет готовит студента как личность, будущего специалиста и гражданина. Первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Отсюда возникает необходимость изучения разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников, и разработки комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период.

Решение данной проблемы осложняется, с одной стороны, отсутствием  единого подхода к определению  самого понятия «адаптация студентов», с другой стороны, отсутствием четких механизмов регулирования и управления данным процессом.

Рассмотрев тему «Социальная  адаптация первокурсников в современном  ВУЗе» мы пришли к следующим выводам: 

Во-первых, социальная адаптация личности к определенной социальной системе – вживание, вхождение в коллектив, приспособление к новым социальным условиям, в  процессе которого происходит восприятие и достижение индивидом общепринятых требований, норм, ценностей и принципов поведения, т.е. происходит не только пассивное, но и активное взаимодействие личности с социальной средой. Личность может одновременно выполнять различные социальные роли и адаптироваться в различных социальных институтах, на определенных структурных уровнях. Так выделяют биологическую, физиологическую, психологическую и социальную виды адаптации.

Соответственно  социальная адаптации первокурсника - это  сложный многоуровневый процесс  приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения, когда достигают определенных параметров социальных и личностных характеристик, осваивают статус студента и его роли в соответствие с новыми условиями, нормами ВУЗа.

Во-вторых, социальный статус студента требует  от него выполнение социальных ролей: организации учебной и внеучебной деятельности, принятие норм учебного заведения, установления отношений  с окружающими.  Поэтому социальная адаптация включает в себе производственную, досуговую и бытовую адаптацию; состоит из трех уровней (адаптация  в макросреде, микросреде и внутриличностная). Также адаптация, как комплексный процесс, включает различные компоненты:

– педагогический, связанный с организацией учебного процесса в вузе;

– бытовой, связанный с новыми условиями быта, новыми формами использования свободного времени;

– социально-психологический, связанный с установлением и поддержанием определенного социального статуса в новом коллективе, формированием новых установок и взаимодействием с новой средой;

– экономический, связанный с самостоятельностью в зарабатывании и распоряжении финансовых средств;

– профессиональный, связанный с включением студентов в социально-профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой деятельности.

В процессе социальной адаптации  первокурсник проходит 4 этапа:

1 этап – подготовительный, связанный с профессиональным  самоопределением подростка и  формирование начальной базы  для преодоления трудностей первого  периода адаптации к обучению.

2 этап – ориентировочный,  связанный с ориентацией и  приспособлением подростка к  общей специфике учебного заведения,  с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям.

3 этап – происходит  приспособление учащихся к особенностям  и требованиям, связанным с  выбором специальности, а также  к учебной группе.

4 этап – первокурсник  за счет расширения понятия  о профиле своей специальности  формирует первичную самооценку  правильности профессионального  выбора и поведения в группе

В-третьих, в адаптационном  процессе современных первокурсников существуют различные проблемы, которые  ми можем распределить в зависимости  от аспектов социальной адаптации:

      • Педагогический аспект:
          • пассивность студентов в внеаудиторной деятельности;
          • высокие требования учебного процесса; повышенная требовательность преподавателей;
          • недостаток внимания со стороны кураторов;
          • перегруженность учебными занятиями;
          • недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;
          • перегрузки учебной деятельности;
          • сложность учебного материала; специфичность учебного заведения.
  • Бытовой:
    • неумение самостоятельно работать;
    • недостаток свободного времени;
    • изменения привычного ритма жизни;
  • Социально-психологический:
    • отсутствие мотивации к учебе;
    • изменение места проживания, т.е.территориальный фактор;
    • разлука с родителями, родственниками;
    • особенности нового коллектива; особенности взаимоотношений в классе по специальности;
    • отсутствие навыков общения и ведения дискуссии;
    • отсутствие навыков учебной деятельности;
  • Экономический:
    • нехватка материальных средств;
  • Профессиональный:
    • недостаточный уровень до вузовской подготовки;
    • профессиональные сложности, связанные с осознанностью выбора будущей профессии;
    • слабая специальная и общеобразовательная подготовка.

Группы трудностей, с которыми сталкиваются студенты первого года обучения ДНУ:

  • Учебно-организационные (самые значительные; выделяют проблемы отсутствия у первокурсников умения самостоятельной работы и отсутствия мотивации к учебе, пропусков занятий, проблемы взаимодействия с преподавателями);
  • Интерактивно-коммуникативные (взаимоотношения первокурсников с преподавателями и однокурсниками, пассивность студентов в внеучебной и внеаудиторной деятельности).

Проанализировав проблемы адаптации  студентов-первокурсников, можно сделать  вывод, что не только специфика получаемой специальности студентов ДНУ  им. О. Гончара (т.е. объективный фактор), но и личностные особенности первокурсников (субъективный фактор) влияют на их адаптацию к обучению в ВУЗе, а именно их мотивацию, ценностные ориентации, здоровый образ жизни, досуг.

Определенная часть первокурсников чувствует трудности в процессе адаптации в ВУЗе, т.е. проблема адаптации значительна и требует фундаментального анализа с целью разработки путей разрешения данной проблемы.

В-четвертых, проанализировав  вышеупомянутые социологические исследования социальной адаптации первокурсников, мы выявили следующие особенности  адаптационного процесса среди студентов  первого курса:

  • чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации;
  • чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов;
  • социальное самочувствие первокурсника тесно взаимосвязано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью;
  • лучше всего к адаптации к студенческой жизни готовят школы «нового типа» (гимназии, лицеи, специализированные классы).

Также можно выделить факторы, которые влияют на эффективность  адаптационного процесса: различные  социальные и экономические явления, психологические особенности личности, дифференцированное обучение, организация  учебного процесса, в частности кураторство.

Подводя итог, мы можем предложить такие меры повышения эффективности  социальной адаптации первокурсников в современном вузе, как профильная подготовка школьников старших классов; установление тесных организационно-педагогических связей между общеобразовательными школами и высшими учебными заведениями; Дни открытых дверей в университетах; свободный и открытый доступ к  педагогической информации; проведение «экскурсий» в университетах  для школьников (абитуриентов); проведение «открытых» университетских занятий; внедрение в школьную систему форм занятий, подобных университетским и т.д.

Организация учебного процесса в вузе определяет качество подготовки студентов и является решающим фактором формирования будущих специалистов. Изучение учебного процесса в целом, отдельных его элементов, а также  факторов и условий, оказывающих  воздействие на организацию учебного процесса, уровня удовлетворенности  студентов отдельными элементами учебного процесса, а также его организацией в конкретном вузе позволит выявить  его сильные и слабые стороны, и, следовательно, сформировать комплекс мер для их решения. На основе результатов  социологического исследования появляется возможность разработать практические рекомендации для руководства вузом, направленные на улучшение организации  учебного процесса в соответствии с  требованиями повышения качества подготовки выпускаемых специалистов. Данные, полученные в результате социологического исследования, подсказывают руководству  университета и преподавательскому составу, какие методы учебной работы и стиль общения с молодыми людьми являются наиболее эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абдуллина О.А. Демократизация образования и подготовки специалистов: проблемы и поиски. / О.А.  Абдуллина.  // Высшее образование в России.  –1999.  – №1.  – С. 12–15.
  2. Абрамова М.А. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций. / М.А. Абрамова. // Вопросы образования. -2010. -№3, - С.195-212.
  3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе. / Д.А. Андреева.  // Человек и общество. –2000. - №11. – 64с. – С. 20-35.
  4. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его учебной адаптации. / Ю.С. Бабахан.  // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. -2003. - №13.  – С. 12–16.
  5. Бородина Л.Н.,  Вишневский  Ю.Р., Дидковская Я.В. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции. / Л.Н. Бородина. // Университетское управление.  -2001.  - № 4(19). - С. 65-69. 
  6. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении. / А.А.  Бударный.  // Советская педагогика. –1990.  – №7. – С. 70–71.
  7. Бурмага Н.В., Онищенко А.И. Студенты-первокурсники о своем досуге, образе жизни и счастье. / Н.В. Бурмага., А.И. Онищенко. // материалы Международной научной видеоконференции «Студенческая молодежь в условиях глобализации». 25 апреля 2013, Днепропетровск. [электронный вариант] // Текущий архив Учебно-методической социологической лаборатории ДНУ им. Олеся Гончара: -С.33-36. -200с.
  8. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения. / С.А. Гапонова.  // Психологический журнал. –2003. - №3. – С. 131–133.
  9. Гвишиани Д.М. Лапина Н.И. Краткий словарь по социологии. / Д.М. Гвишиани, Н.И.  Лапина. -М.: Политиздат, 1988.  –479 с.
  10. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов. // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб.ст. Кишинев: Штиинца, 1999-С. 3–6
  11. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт и теоретические и экспериментальные психологические исследования. / В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 2002. –325с.
  12. Долженко О.В., Шатуновский B.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. / О.В. Долженко. -М.: Высшая школа, 2004. –479с.
  13. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. / В.П. . Казначеев. –Новосибирск: Наука, 2005. –325с.
  14. Карасева С.Н. Проблема адаптации первокурсников ВУЗов к учебному процессу. / С.Н.  Карасева. // Фундаментальные исследования. -2005. -№6. – С. 47-471.
  15. Качество жизни студентов ДНУ: Отчет по результатам социологического исследования. / О.В. Гилюн. -Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, 2012. -158с.
  16. Козина А.Ю. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в ДНУ им. О.Гончара: сравнительный анализ студентов гуманитарной и технической специальностей. / А.Ю. Козина.  // материалы Международной научной видеоконференции «Студенческая молодежь в условиях глобализации». 25 апреля 2013, Днепропетровск. [электронный вариант] // Текущий архив Учебно-методической социологической лаборатории ДНУ им. Олеся Гончара: -С.99-103. -200с.
  17. Константиновский Д.Л. Самоопределение или адаптация? / Д.Л. Константиновский. // Мир России. -2003.  -№ 2. – С. 123-143.
  18. Крылов А. Н.  К вопросу о кризисе идентичностей. / А. Н.  Крылов. // Гуманитарные науки: теория и методология. -2007. –№3. – С. 95-105.
  19. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом ВУЗе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. / В.В. Лагерев. -М.: Гелеос, 2000. –339с.
  20. Лазаренко В.І. Психологічна допомога студентам у адаптації до навчання у ВНЗ. / В.І. Лазаренко // Матеріали Міжнародної наукової відео-конференції «Студентська молодь в умовах глобалізації».           25 квітня 2013, Дніпропетровськ. Т. – 1. - С.99-103 [електронний варіант] // Поточний архів Навчально-методичної соціологічної лабораторії ДНУ ім. Олеся Гончара.
  21. Лехина И.В. Словарь иностранных снов. Изд.6-ое / И.В. Лехина. -М.: Советская Энциклопедия, 1964. –784с.
  22. Мартынова М.Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства. / М.Д. Мартынова. // Управление внеучебной работой. -2004. – №5-6(33).  - С. 104-106.
  23. Мельник С.Н. Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу. / С.Н. Мельник. // Студенческий научный журнал. -2010. -Т.1. № 6, - С. 80 - 94.
  24. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. / А.А. Налчаджян. – Ереван.: АН Армянской ССР, 1988. -240с.
  25. Некипелов Н.И., Кухлова Г.Г. Модель срочных адаптационных реакций и ее применение для оценки работоспособности студентов. // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки. -2003. -№1. – С. 43–45.
  26. Орлов А.Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении. / А.Н. Орлов.  -Алма-Ата: Мектеп, 2001.  –220с.
  27. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии.  /  П.Д. Павленок.  -М.: ИНФРА, 2000 –270с.
  28. Социология.   Наука   об   обществе.   Учебное   пособие. / Под общей редакцией проф. В. П. Андрущенко, проф. Н. И Горлача. -Харьков.: Институт востоковедения и международных отношений, 1996. -688с.
  29. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. /  Ж.Т. Тощенко. –М.: Прометей, Юрайт, 1998. -511c.
  30. Требін М.П. Соціологічні дослідження студентської молоді в Національному університеті «Юридична Академія України імені Ярослава Мудрого». / М.П. Требін. // Матеріали Міжнародної наукової відео-конференції «Студентська молодь в умовах глобалізації». 25квітня 2013, Дніпропетровськ.- Ч. 1 -С.173-178. [електронний варіант] // Поточний архів Навчально-методичної соціологічної лабораторії ДНУ ім. Олеся Гончара.
  31. Шекова Е.А. Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества: Материалы вторых Мильнеровских чтений. 1998, Москва.  –278с.
  32. Энциклопедический социологический словарь. / Под общей редакцией Г.В.Осипова. -М., 1995. –с.358

 


Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе