Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа
Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41
– сложность учебного материала;
– особенности нового коллектива;
– слабая специальная и общеобразовательная подготовка;
– особенности взаимоотношений в классе по специальности;
– отсутствие навыков общения и ведения дискуссии;
– отсутствие навыков учебной деятельности;
– специфичность учебного заведения.
Наибольшие трудности связаны с изменением привычного ритма жизни (уроки по расписанию могут начинаться и утром, и в середине дня, причем перерывы бывают по часу и более), недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями[4, С.13-17].
Необходимо
указать также на экономические
факторы, влияющие на адаптацию первокурсников.
В условиях перехода к рыночной экономике
наблюдается тенденция
Отсюда
пропуски занятий, плохая учеба, исключение
из вуза, как показатели дезадаптированности
студента. Из вышеназванных проблем
и особенностей динамического процесса
адаптации становиться
Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество трудностей – все это может отрицательно воздействовать на психику первокурсника и сделать его на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным[6, С.70].
Содержание
адаптации с социально-
Существенную
роль в преодолении трудностей адаптации
первокурсников на современном этапе
должны сыграть преподаватель и
психолого-педагогическая поддержка
всего коллектива. Понимание ведущей
роли обучения в развитии первокурсника
имеет огромное значение. Содержание
обучения должно способствовать более
эффективному развитию личности, а
это возможно лишь тогда, когда методы
обучения и воспитания будут разрабатываться
с учетом психологических
В заключении акцентируем, что социальная адаптация студентов первых курсов – это сложный многоуровневый процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения, когда достигают определенных основных параметров социальных и личностных характеристик, параметров в соответствие к новым условиям, нормам ВУЗа. Также адаптация, как комплексный процесс, включает различные элементы и в следствии выделяются такие аспекты: психофизиологический и социальный или социально-психологический, педагогический, профессиональный. В рамках данных аспектов социальной адаптации первокурсников проявляются различные и многообразные проблемы, как социальные, так и психологические. И поскольку социально-психологическая адаптация способствует не только формированию будущего квалифицированного специалиста, но и развитию интеллектуальных, личностных возможностей студентов – в анализе социальной адаптации студентов важное место занимает исследование психолого-педагогических, индивидуальных особенностей адаптированности. Различные негативные социальные, экономические, психологические, неопытность неознакомленность бывшего школьника с университетской жизнью, и прочие факторы влияют на низкий уровень адаптированности, и тем самым студент первого курса может оказаться в состоянии дезадаптации, что влечет за собой сложные, «болезненные» проблемы функционирования первокурсника в ВУЗе. Поэтому современные социологические исследования направлены на изучение не только особенностей адаптации первокурсников, но и проблем вызванных вследствие данного процесса, чтобы их выявить и предотвратить.
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований
Большое внимание рассмотрению социальной адаптации уделяется в социологии и других отраслях научного знания. Поэтому проблема адаптации исследуется много и довольно широко. Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения[6, С.70].
В современных социально-
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в ВУЗ. Начало занятий, и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации[16, С.99].
Чтобы оценить особенности социальной адаптации первокурсников к университетской жизни, рассмотрим различные данные социологических исследований Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара[7, С. 33], Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» (Украина), которое проводили в феврале-марте 2012г[30, С.173]. В связи с геополитической и этнической идентичностью Украины и Российской Федерации – мы можем предположить, что адаптационные процессы украинских и российских студентов подобны. Поэтому можно также ознакомится с результатами социологического исследования сотрудников сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН в Республике Саха, Якутия (Российская Федерация) в 2006–2009гг.[21, С.196-211], и с выявленными фактами социологического исследования 2001, проведено в наиболее крупных регионах Российской Федерации (опрошены студенты вузов Центрального и Северо-Западного регионов, Урала и Сибири)[5, С.65-69].
В нашем Днепропетровском национальном университете имени Олеся Гончара при кафедре социологии были проведены социологические исследования на тему «Качество жизни студентов ДНУ» ноябрь 2012, «Адаптация студентов-первокурсников к обучению в ДНУ им. О. Гончара» 2013. Объектом исследования являлись студенты первого курса ДНУ дневной формы обучения. Опрашивались студенты двух факультетов: Факультет общественных наук и международных отношений (далее ФОНиМО), Факультет физики, радиоэлектроники и компьютерных систем (далее ФФЭКС)[16, С.99].
Социальное самочувствие и качество жизни выступают как факторы, влияющие на уровень социальной адаптированности социальных субъектов[15, С.5]. Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь[5, С.66].
Одной из задач социологического исследования «Качество жизни студентов ДНУ» было выяснить главные мотивы поступления студентов в ВУЗ[16, С.100].
Существует внутренняя и
внешняя мотивации поступления
в данный вуз. Внутренняя мотивация
– ориентация на собственные побуждения,
стремления, высокой степенью самостоятельности
выбора, незначительным влиянием среды.
К внутренней мотивации относятся
следующие мотивы: интерес к профессии;
наличие способностей в этой области;
влияние учебы в
Внутренние и внешние
мотивы могут быть содержательными
и статусными. В содержательной мотивации
основным мотиватором выступает
само содержание, характер выбираемой
специальности или будущей
Статистическая обработка
полученных материалов социологического
исследования показала, что главным
мотивом поступления
Главным фактором выбора первокурсниками
технической специальности
Также выявили некоторые
трудности, влияющие на адаптационный
процесс. Основной трудностью, с которой
столкнулись первокурсники
Отметим, что распределение
ответов по факультетам показывает
разницу в восприятии трудностей
студентами ФОНиМО и ФФЭКСа. Для
студентов ФОНиМО наибольшей трудностью
оказалась сложность кредитно-
И поскольку на процесс
адаптации влияют различные факторы
- также в исследовании рассмотрели
отношение к жилищным условиям, ценности
студенчества, досуг, образ жизни
и счастье студентов-
Рассматривая вопрос инструментальных
ценностей, можно сделать следующие
выводы. Студенты ФОНиМО более активны
в социуме, отмечают важность общей
положительной ситуации в стране,
более уверены в себе и более
ориентированы на образование и
карьеру, хотя представители ФФЭКС
также выделяют образованность и
уверенность как главные
Кроме того, определили еще одну из основных проблем студенчества - нехватка свободного времени. Значительное количество респондентов также указали, что не могут проводить свой досуг лучше по причине усталости, которую они ощущают после занятий в университете, а также одной из важных причин они указали наличие финансовых затруднений[16, С.100-102].
Подобное исследование провела
социально-психологическая
Обработав результаты исследования, полученные трудности объединили в несколько групп:
Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе