Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 86.63 Кб (Скачать)

– сложность учебного материала;

– особенности нового коллектива;

– слабая специальная и общеобразовательная подготовка;

– особенности взаимоотношений в классе по специальности;

– отсутствие навыков общения и ведения дискуссии;

– отсутствие навыков учебной деятельности;

– специфичность учебного заведения.

Наибольшие  трудности связаны с изменением привычного ритма жизни (уроки по расписанию могут начинаться и утром, и в середине дня, причем перерывы бывают по часу и более), недостатком  времени на самоподготовку и его  правильным использованием, а также разлукой с родителями[4, С.13-17].

Необходимо  указать также на экономические  факторы, влияющие на адаптацию первокурсников. В условиях перехода к рыночной экономике  наблюдается тенденция ухудшения  экономического положения студентов  вузов. По этой причине многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь, что, в свою очередь, ставит перед ними еще более сложные  задачи и усложняет процесс адаптации. Часть студентов идет зарабатывать деньги, еще не адаптировавшись к  новым условиям и нагрузкам.

Отсюда  пропуски занятий, плохая учеба, исключение из вуза, как показатели дезадаптированности  студента. Из вышеназванных проблем  и особенностей динамического процесса адаптации становиться очевидным, что далеко не все студенты, попадая  в атмосферу вуза, способны и могут  быстро адаптироваться. В результате затянувшейся адаптации может также  происходить снижение успеваемости студентов, возникновение различных  личностных проблем, ухудшение здоровья[23, С.1-2].

Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество  трудностей – все это может  отрицательно воздействовать на психику  первокурсника и сделать его  на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным[6, С.70].

Содержание  адаптации с социально-психологической точки зрения можно разделить на 4 этапа:

  1. Подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формирование начальной базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению.
  2. Ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям.
  3. Происходит приспособление учащихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе.
  4. Первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе[11, С.68].

Существенную  роль в преодолении трудностей адаптации  первокурсников на современном этапе  должны сыграть преподаватель и  психолого-педагогическая поддержка  всего коллектива. Понимание ведущей  роли обучения в развитии первокурсника  имеет огромное значение. Содержание обучения должно способствовать более  эффективному развитию личности, а  это возможно лишь тогда, когда методы обучения и воспитания будут разрабатываться  с учетом психологических закономерностей  возрастного и индивидуального  развития, и при этом, не только опираться  на уже имеющиеся знания, навыки и умения первокурсников, но и задавать перспективу их дальнейшего развития[8, С.132].

В заключении акцентируем, что социальная адаптация студентов первых курсов – это сложный многоуровневый процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения, когда достигают определенных основных параметров социальных и личностных характеристик, параметров в соответствие к новым условиям, нормам ВУЗа. Также адаптация, как комплексный процесс, включает различные элементы и в следствии выделяются такие аспекты: психофизиологический и социальный или социально-психологический, педагогический, профессиональный. В рамках данных аспектов социальной адаптации первокурсников проявляются различные и многообразные проблемы, как социальные, так и психологические. И поскольку социально-психологическая адаптация способствует не только формированию будущего квалифицированного специалиста, но и развитию интеллектуальных, личностных возможностей студентов – в анализе социальной адаптации студентов важное место занимает исследование психолого-педагогических,  индивидуальных особенностей адаптированности. Различные негативные социальные, экономические, психологические, неопытность неознакомленность бывшего школьника с университетской жизнью, и прочие факторы влияют на низкий уровень адаптированности, и тем самым студент первого курса может оказаться в состоянии дезадаптации, что влечет за собой сложные, «болезненные» проблемы функционирования первокурсника в ВУЗе. Поэтому современные социологические исследования направлены на изучение не только особенностей адаптации первокурсников, но и проблем вызванных вследствие данного процесса, чтобы их выявить и предотвратить.

Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление

Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований

Большое внимание рассмотрению социальной адаптации уделяется  в социологии и других отраслях научного знания. Поэтому проблема адаптации  исследуется много и довольно широко. Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения[6, С.70].

В современных социально-экономических  условиях вузовское образование  осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненной перспективы молодых  людей. Так как именно во время студенчества, этого особого динамичного периода в жизни индивида, происходит неожиданное столкновение с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент.

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в  которую он попадает, поступив в  ВУЗ. Начало занятий, и устройство быта означает включение студента в сложную  систему адаптации[16, С.99].

Чтобы оценить особенности социальной адаптации первокурсников к университетской жизни, рассмотрим различные данные социологических исследований Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара[7, С. 33], Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» (Украина), которое проводили в феврале-марте 2012г[30, С.173]. В связи с геополитической и этнической идентичностью Украины и Российской Федерации – мы можем предположить, что адаптационные процессы украинских и российских студентов подобны. Поэтому можно также ознакомится с результатами социологического исследования сотрудников сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН в Республике Саха, Якутия (Российская Федерация) в 2006–2009гг.[21, С.196-211], и с выявленными фактами социологического исследования 2001, проведено в наиболее крупных регионах Российской Федерации (опрошены студенты вузов Центрального и Северо-Западного регионов, Урала и Сибири)[5, С.65-69].

В нашем Днепропетровском национальном университете имени Олеся  Гончара при кафедре социологии были проведены социологические  исследования  на тему «Качество жизни студентов ДНУ» ноябрь 2012, «Адаптация студентов-первокурсников к обучению в ДНУ им. О. Гончара» 2013. Объектом исследования являлись студенты первого курса ДНУ дневной формы обучения. Опрашивались студенты двух факультетов: Факультет общественных наук и международных отношений (далее ФОНиМО),  Факультет физики, радиоэлектроники и компьютерных систем (далее ФФЭКС)[16, С.99].

Социальное самочувствие и качество жизни выступают как  факторы, влияющие на уровень социальной адаптированности социальных субъектов[15, С.5]. Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь[5, С.66].

Одной из задач социологического исследования «Качество жизни студентов ДНУ» было выяснить главные мотивы поступления студентов в ВУЗ[16, С.100].

Существует внутренняя и  внешняя мотивации поступления  в данный вуз. Внутренняя мотивация  – ориентация на собственные побуждения, стремления, высокой степенью самостоятельности  выбора, незначительным влиянием среды. К внутренней мотивации относятся  следующие мотивы: интерес к профессии; наличие способностей в этой области; влияние учебы в специализированном классе, техникуме, лицее; семейная традиция, родители; советы учителей, специалистов по профориентации[27, С.57]. Внешняя мотивация – это стимулы извне, влияние среды, отсутствие собственных ценностных ориентиров при выборе ВУЗа или специальности. К внешней, статусной, мотивации относятся следующие мотивы: перспектива найти хорошую работу после ВУЗа; престиж ВУЗа, нежелание идти в армию; продление беззаботного периода жизни; желание получить диплом[27, С.54].

Внутренние и внешние  мотивы могут быть содержательными  и статусными. В содержательной мотивации  основным мотиватором выступает  само содержание, характер выбираемой специальности или будущей профессии. Статусная мотивация предполагает выраженную социальную ориентацию, когда  студент ориентирован на престиж, на повышение или сохранение социального  статуса и т.д.[13, С.191].

Статистическая обработка  полученных материалов социологического исследования показала, что главным  мотивом поступления первокурсников на гуманитарные специальности является стремление стать материально обеспеченным человеком; на технические специальности  – возможность стать квалифицированным  специалистом.

Главным фактором выбора первокурсниками  технической специальности является хорошие шансы найти работу, выбор  гуманитарной специальности преимущественно  происходит случайно. В отличии от гуманитариев, студенты технической  специальности отмечают, что выбор  был сделан задолго до поступления  и обусловлен личными способностями  и увлечением. Различия в мотивах  поступления также проявляются  в том, что среди ответов студентов  ФОНиМО «Возможность беззаботной жизни» выражена меньше, чем в ответах  первокурсников ФФЭКС. Существенные отличия  в ответах можно фиксировать  также в выборе таких вариантов, как «Наследование профессии  родственников». Среди студентов  ФОНиМО выбора данного варианта не было зафиксировано, в отличие от студентов ФФЭКС, что возможно связанно с тем, что социально-гуманитарные науки начали развиваться в Украине  не так давно и преемственность  профессий еще не сформировалась.

Также выявили некоторые  трудности, влияющие на адаптационный  процесс. Основной трудностью, с которой  столкнулись первокурсники оказалась  «Сложность восприятия нового материала»[16, С.100-102]. Эта трудность связана с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в ВУЗе. Этот переход требует определенных навыков: быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации, без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени[10, С.5].

Отметим, что распределение  ответов по факультетам показывает разницу в восприятии трудностей студентами ФОНиМО и ФФЭКСа. Для  студентов ФОНиМО наибольшей трудностью оказалась сложность кредитно-модульной  системы. Для студентов ФФЭКС  – воспринимать новый учебный  материал, что связано, вероятно, с  существенным усложнением программы  и курсов, по сравнению со школьными. Разница также наблюдается в  таких вариантах ответов, как  «Большой объем домашних заданий». Студенты ФОНиМО большей трудностью считают недостаточность литературы для подготовки. Что вполне связано  со спецификой обучения, для физико-технического направления характерно большое  количество домашних заданий и лабораторных работ, для социально-гуманитарного  – семинарских занятий[16, С.100-102].

И поскольку на процесс  адаптации влияют различные факторы - также в исследовании рассмотрели  отношение к жилищным условиям, ценности студенчества, досуг, образ жизни  и счастье студентов-первокурсников ФОНиМО и ФФЭКС[7, С.34]. Отметим, что студенты ФОНиМО в большей степени неудовлетворенны жилищными условиями, чем студенты ФФЭКСа.

Рассматривая вопрос инструментальных ценностей, можно сделать следующие  выводы. Студенты ФОНиМО более активны  в социуме, отмечают важность общей  положительной ситуации в стране, более уверены в себе и более  ориентированы на образование и  карьеру, хотя представители ФФЭКС  также выделяют образованность и  уверенность как главные ценности. При этом гуманитарное образование  студентов ФОНиМО ориентирует на такие ценности-средства, как отстаивание  своего мнения, твердая воля, терпимость и широта взглядов.

Кроме того, определили еще  одну из основных проблем студенчества - нехватка свободного времени. Значительное количество респондентов также указали, что не могут проводить свой досуг  лучше по причине усталости, которую  они ощущают после занятий  в университете, а также одной  из важных причин они указали наличие  финансовых затруднений[16, С.100-102].

Подобное исследование провела  социально-психологическая служба ДНУ с целью выявить основные трудности, возникающие у первокурсников во время учебы в первом семестре, сдачи первой сессии, оценить участие  кураторов в их студенческой жизни. Опросили 45 кураторов первых курсов разных факультетов и 392 первокурсника 5 факультетов: юридического, исторического, систем и средств массовой коммуникации, общественных наук и международных отношений, прикладной математики.

Обработав результаты исследования, полученные трудности объединили в несколько групп:

Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе