Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа
Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41
Проанализировав проблемы адаптации студентов-первокурсников, можно сделать вывод, что не только специфика получаемой специальности студентов ДНУ им. О. Гончара (т.е. объективный фактор), но и личностные особенности первокурсников (субъективный фактор) влияют на их адаптацию к обучению в ВУЗе, а именно их мотивацию, ценностные ориентации, здоровый образ жизни, досуг.
С целью оценки процесса
социально-психологической
Поступление в вуз в крупном городе иногда сопряжено со стрессовой ситуацией, приводящей к дезадаптации. Так по данным социологического исследования Института философии и права СО РАН в Республике Саха число хорошо адаптированных среди учащихся, постоянно проживающих (45,1%) в населенном пункте, где они обучаются, выше, чем среди временно проживающих (39,1%) там, где обучаются[2, С.202].
Как показали результаты исследования, степень адаптированности личности напрямую зависит от того, к какому типу относится учебное заведение, в котором учится респондент, является ли оно самостоятельным учреждением (39,4%) или филиалом (46,4%)[2, С.203].
Первокурсник, живший в среднем
и малом городе, селе, должен адаптироваться
и к образу жизни в крупном
городе. Для выпускников
Лучше всего к поступлению в институт (и тем самым – к адаптации к студенческой жизни) готовят школы «нового типа» (гимназии, лицеи, специализированные классы). Во многом это определяет и те тесные организационно-педагогические связи и взаимоотношения, которые сложились между этими школами и ВУЗами.
У выпускников школ и выпускников
колледжей свои «плюсы» и «минусы»
– с точки зрения адаптации
к студенческой жизни. У первых «плюсы»
связаны с более высокой
Необходимо отметить, что неумение распределять и тратить деньги, организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в ВУЗе является для первокурсников серьезной проблемой, особенно для иногородних [25, С.44]
При этом очень важен факт существования влияния субъективной оценки материального положения семьи студентами на степень зависимости адаптированности респондента от этого восприятия[2, С.205].
Также по результатам социологического
исследования 2001 года, которое провели
среди студентов вузов
Проанализировав трудности адаптации первокурсников, следует рассмотреть и их причины, среди которых можно выделить такие, как отсутствие организационно-учебных умений, навыков, необходимых для обучения в ВУЗе; очень низкое участие кураторов в решении проблем, возникающих в первые месяцы обучения; неадекватность ожиданий первокурсников относительно образовательного процесса; отсутствие самодисциплины и умения решать социально-бытовые проблемы и т.д.[28, С.2-5].
Студенчество как динамический период в жизни индивида, когда происходит неожиданное столкновение с совершенно неизвестными проблемами, требует от первокурсников умения быстро адаптироваться к новой социальной среде и роли. Но проанализировав данные, полученные в результате вышесказанных социологических исследований, мы может отметить, что определенная часть первокурсников все же чувствует трудности в процессе адаптации в ВУЗе, т.е. проблема адаптации значительна и требует фундаментального анализа с целью разработки путей разрешения данной проблемы.
Подводя итог, можно сказать, что в адаптационном процессе современных первокурсников существуют такие проблемы: неумение самостоятельно работать; отсутствие мотивации к учебе; пассивность студентов в внеаудиторной деятельности; высокие требования учебного процесса; недостаток внимания со стороны кураторов; недостаточный уровень до вузовской подготовки; нехватка материальных средств; недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями; изменение места проживания, т.е.территориальный фактор.
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)
Студенчество – это особенная социальная группа, которая имеет переходной статус в системе общественного производства и выполняет социальные функции усвоения профессиональных знаний, стремится получить высшее образование и достичь высоких статусных позиций. Такая специфичность статуса обуславливает необходимость вооружения студентов действенными навыками познания окружающего мира, себя и других людей, умениями эффективного взаимодействия, чтобы личность могла безболезненно и успешно функционировать в вузовской среде, полноценно выполнять социальную роль студента[20, С.99-100].
Так, например, в ДНУ им.О.Гончара решение этих задач выполняет социально-психологическая служба.
Целью службы
есть выполнение задач, связанных с
психологичным обеспечением учебно-воспитательного
процесса, способствование личностному
росту и профессиональному
Для осуществления основных задач службы определены приоритетные направления деятельности:
Первое направление должно решать конкретные проблемы, которые беспокоят студенческую молодежь и поэтому выступает узконаправленным. Особенное внимание социально-психологическая служба ДНУ им.О.Гончара уделяет вопросу социально-психологической адаптации первокурсников, поскольку в этом процессе объединяются проблемы всех участников учебного процесса – и студентов, и преподавателей.
Образовательная среда ВУЗ должна способствовать успешной адаптации студентов к учебе на начальном периоде их образования в высшей школе. Социально-психологическая служба ДНУ проводит коррекцию и профилактику проявлений дезадаптации, и тем самым ускоряет адаптационный процесс, оптимизирует и усовершенствует образовательную сферу.
Также служба решает проблемы педагогического процесса и учебной деятельности, помогает кураторам первых курсов по вопросам эффективного влияния на группу студентов, обучает дополнительным знаниям особенностей личности, социально-психологического климата, групповой динамики, методам решения конфликтов, мотивации студентов.
Студентам-первокурсникам
социально-психологическая
Существенную
роль в преодолении трудностей адаптации
первокурсников на современном этапе
должны сыграть преподаватель и
психолого-педагогическая поддержка
всего коллектива. Понимание ведущей
роли обучения в развитии первокурсника
имеет огромное значение. Содержание
обучения должно способствовать более
эффективному развитию личности, а
это возможно лишь тогда, когда методы
обучения и воспитания будут разрабатываться
с учетом психологических
Кураторство
– одна из форм воспитательной работы,
выполняемая работниками
Работа кураторов должна проводится в различных направлениях: создание благоприятных условий для саморазвития личности студента, как приоритетная задача вузовского воспитания; помощь в социальной адаптации; приобщение к деятельности университета и другое. Куратор участвует в решении этих задач путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с социально-психологической службой университета). Куратор, в основном, помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью, со здоровьем, личные проблемы, помогает наладить отношения с сокурсниками, приобщиться к общественной жизни факультета, оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ, помогает разрешить конфликт с преподавателем, улучшить бытовые условия[22, С.104-106].
Отметим, что в ВУЗе большую роль в социализации отдельного индивида, играет учебная группа. Чем быстрее сформируется учебная группа, выстроятся определенные системы отношений, тем быстрее студенты освоят новую социальную роль[14, С.1].
Выходя из вышесказанного, можно утверждать, что эффективность процесса социальной адаптации студентов-первокурсников зависит от организации учебного процесса, уровня мотивации, взаимодействия со студентами и преподавательским коллективом (особенно с кураторами), личностных качеств студента, социально-психологического климата, самоорганизации и самоконтроля ит.д.
Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе