Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 86.63 Кб (Скачать)
  • Учебно-организационные (самые значительные)
      • кураторы выделили проблемы отсутствия у первокурсников умения самостоятельной работы (35%) и отсутствия мотивации к учебе (25%), пропусков занятий (12%);
      • студенты связывают 60% проблем с проблемами в учебном процессе и из них выделили проблемы взаимодействия с преподавателями (50%);
  • Интерактивно-коммуникативные (взаимоотношения первокурсников с преподавателями и однокурсниками)
      • кураторы определили, что 15% трудностей адаптации выпадает на конфликты между сокурсниками, 9% - на нежелание студентов участвовать в внеаудиторной и внеучебной деятельности;
      • первокурсники 31% проблем связывают с трудностями взаимодействия с сокурсниками;
  • Личностная сфера
      • кураторы 15% проблем адаптации связаны с личностными качествами студентов;
      • и сами студенты связывают 17% проблем адаптации к учебе с личностными качествами[20, С.100-101].

Проанализировав проблемы адаптации  студентов-первокурсников, можно сделать  вывод, что не только специфика получаемой специальности студентов ДНУ им. О. Гончара (т.е. объективный фактор), но и личностные особенности первокурсников (субъективный фактор) влияют на их адаптацию к обучению в ВУЗе, а именно их мотивацию, ценностные ориентации, здоровый образ жизни, досуг.

С целью оценки процесса социально-психологической адаптации  студентов к учебе на кафедре  социологии и политологии Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» (Украина) провели опрос студентов первого курса. Поскольку процесс адаптации – это сложный социально-психологический феномен, на который влияет множество факторов, то и задания исследования были связаны с определением: уровня предварительной подготовки молодежи к обучению в университете; их представлениями о будущей профессиональной деятельности и готовности к ней; психологического микроклимата в окружении студенчества; взаимоотношений, которые слаживаются у студентов с преподавателями. Ожидания большинства первокурсников относительно учебного процесса в университете в целом оправдались. Так, 53% опрошенных студентов «очень довольны» учебой, 41% респондентов «вообще нравится, но есть определенные недостатки, которые в прочем не влияют на позитивную оценку. Количество тех, кто недоволен учебой фиксируется на уровне статистической ошибки (4%). В тоже время, около трети студентов (29%) еще не полностью приспособились к университетскому обучению и чувствуют определенные трудности. Каждый седьмой-восьмой первокурсник (12%) встретился с тем, что учебная нагрузка оказалась слишком большой, хотя только половина студентов признали причину этого как недостаточный уровень знания, полученного в школе. Опрос также выявил, что около 20% первокурсников не уверены в правильности своего профессионального выбора)[30, С.174-176].     

Поступление в вуз в крупном городе иногда сопряжено со стрессовой ситуацией, приводящей к дезадаптации. Так по данным социологического исследования Института философии и права СО РАН в Республике Саха число хорошо адаптированных среди учащихся, постоянно проживающих (45,1%) в населенном пункте, где они обучаются, выше, чем среди временно проживающих (39,1%) там, где обучаются[2, С.202].

Как показали результаты исследования, степень адаптированности личности напрямую зависит от того, к какому типу относится учебное заведение, в котором учится респондент, является ли оно самостоятельным учреждением (39,4%) или филиалом (46,4%)[2, С.203].

Первокурсник, живший в среднем  и малом городе, селе, должен адаптироваться и к образу жизни в крупном  городе. Для выпускников специализированных классов, гимназий, колледжей, где широко распространены многие вузовские формы  организации учебного процесса, адаптация  к ним протекает более легко. Для выпускников учреждений начального или среднего профессионального  образования по профилю ВУЗа, адаптация  к будущей профессии, специальности  начинается до поступления в институт и потому, как правило, идет безболезненнее и быстрее. Многогранность адаптации  связана и с неоднозначной  социальной значимостью тех или  иных компонентов социальной среды  или протекающих в ней социальных процессов. Поэтому даже у конкретного  первокурсника его адаптация  к учебному процессу, к новым формам культурно – досуговой деятельности, к особенностям студенческой жизни (особенно – для проживающих в  общежитии или на частной квартире), к новому коллективу (группы, специальности, факультета, института) будет идти разными  темпами и завершаться неодновременно.

Лучше всего  к поступлению в институт (и  тем самым – к адаптации  к студенческой жизни) готовят школы  «нового типа» (гимназии, лицеи, специализированные классы). Во многом это определяет и  те тесные организационно-педагогические связи и взаимоотношения, которые  сложились между этими школами  и ВУЗами.

У выпускников школ и выпускников  колледжей свои «плюсы» и «минусы» – с точки зрения адаптации  к студенческой жизни. У первых «плюсы»  связаны с более высокой общеобразовательной  подготовкой, но они и менее самостоятельны, для них оказывается наиболее сложным переход от более жесткого семейного и школьного контроля к более мягкому – вузовскому. Выпускники колледжей лучше школьников сориентированы на профессиональную деятельность (но этот «плюс» на 1–2 курсах, где изучаются  в основном общеобразовательные  предметы, сказывается крайне незначительно), они более самостоятельны. Но они  особенно нуждаются в помощи и  поддержке в учебе. Слишком сказываются  на младших курсах недостатки в их общеобразовательной подготовке[5, С.65-69].

Необходимо отметить, что  неумение распределять и тратить  деньги, организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в ВУЗе является для первокурсников серьезной проблемой, особенно для  иногородних [25, С.44]

При этом очень важен факт существования влияния субъективной оценки материального положения семьи студентами на степень зависимости адаптированности респондента от этого восприятия[2, С.205].

Также по результатам социологического исследования 2001 года, которое провели  среди студентов вузов Центрального и Северо-Западного регионов, Урала  и Сибири (Российской Федерации), можно  выделить такие особенности социальной адаптации первокурсников в современном  вузе:

  • чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации;
  • чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов;
  • социальное самочувствие первокурсника тесно взаимосвязано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью[5, С.66-67].

Проанализировав трудности  адаптации первокурсников, следует  рассмотреть и их причины, среди  которых можно выделить такие, как  отсутствие организационно-учебных  умений, навыков, необходимых для обучения в ВУЗе; очень низкое участие кураторов в решении проблем, возникающих в первые месяцы обучения; неадекватность ожиданий первокурсников относительно образовательного процесса; отсутствие самодисциплины и умения решать социально-бытовые проблемы и т.д.[28, С.2-5].

Студенчество как динамический период в жизни индивида, когда  происходит неожиданное столкновение с совершенно неизвестными проблемами, требует от первокурсников умения быстро адаптироваться к новой социальной среде и роли. Но проанализировав данные, полученные в результате вышесказанных социологических исследований, мы может отметить, что определенная часть первокурсников все же чувствует трудности в процессе адаптации в ВУЗе, т.е. проблема адаптации значительна и требует фундаментального анализа с целью разработки путей разрешения данной проблемы.

Подводя итог, можно сказать, что в адаптационном процессе современных первокурсников существуют такие проблемы: неумение самостоятельно работать; отсутствие мотивации к учебе; пассивность студентов в внеаудиторной деятельности; высокие требования учебного процесса; недостаток внимания со стороны кураторов; недостаточный уровень до вузовской подготовки; нехватка материальных средств; недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями; изменение места проживания, т.е.территориальный фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)

Студенчество – это  особенная социальная группа, которая  имеет переходной статус в системе  общественного производства и выполняет  социальные функции усвоения профессиональных знаний, стремится получить высшее образование и достичь высоких статусных позиций. Такая специфичность статуса обуславливает необходимость вооружения студентов действенными навыками познания окружающего мира, себя и других людей, умениями эффективного взаимодействия, чтобы личность могла безболезненно и успешно функционировать в вузовской среде, полноценно выполнять социальную роль студента[20, С.99-100].

Так, например, в ДНУ им.О.Гончара решение этих задач выполняет социально-психологическая служба.

Целью службы есть выполнение задач, связанных с  психологичным обеспечением учебно-воспитательного  процесса, способствование личностному  росту и профессиональному становлению  студентов и сотрудников университета. 

Для осуществления  основных задач службы определены приоритетные направления деятельности:

    • социально-психологическая адаптация студентов к обучению в ВУЗ;
    • профессиональное самоопределение студенческой молодежи;
    • здоровый способ жизни;
    • психологическая культура личности

Первое  направление должно решать конкретные проблемы, которые беспокоят студенческую молодежь и поэтому выступает узконаправленным. Особенное внимание социально-психологическая служба ДНУ им.О.Гончара уделяет вопросу социально-психологической адаптации первокурсников, поскольку в этом процессе объединяются проблемы всех участников учебного процесса – и студентов, и преподавателей.

Образовательная среда ВУЗ должна способствовать успешной адаптации студентов к  учебе на начальном периоде их образования в высшей школе. Социально-психологическая  служба ДНУ проводит коррекцию и  профилактику проявлений дезадаптации, и тем самым ускоряет адаптационный процесс, оптимизирует и усовершенствует образовательную сферу.

Также служба решает проблемы педагогического процесса и учебной деятельности, помогает кураторам первых курсов по вопросам эффективного влияния на группу студентов, обучает дополнительным знаниям особенностей личности, социально-психологического климата, групповой динамики, методам решения конфликтов, мотивации студентов.

Студентам-первокурсникам социально-психологическая служба предлагает как индивидуальные консультации, так и групповые занятия по разнообразным темам, а именно: эффективное  общение и средства конструктивного  поведения; развитие адаптивных умений, навыков и уверенного поведения; социально-психологический климат в коллективе; развитие творческих способностей в контексте взрослой жизни и другое[20, С.99-100].

Существенную  роль в преодолении трудностей адаптации  первокурсников на современном этапе  должны сыграть преподаватель и  психолого-педагогическая поддержка  всего коллектива. Понимание ведущей  роли обучения в развитии первокурсника  имеет огромное значение. Содержание обучения должно способствовать более  эффективному развитию личности, а  это возможно лишь тогда, когда методы обучения и воспитания будут разрабатываться  с учетом психологических закономерностей  возрастного и индивидуального  развития, и при этом, не только опираться  на уже имеющиеся знания, навыки и умения первокурсников, но и задавать перспективу их дальнейшего развития[8, С.132].

Кураторство – одна из форм воспитательной работы, выполняемая работниками профессорско-преподавательского состава в рамках их должностных  обязанностей, предусмотренных их индивидуальными  планами. Надобность в работе кураторов в современном ВУЗе не отпала, а, наоборот, скорее возросла. С одной стороны, требования к системе высшего образования, предъявляемые обществом. Также переход к многоуровневой подготовке специалистов актуализирует важность работы куратора. С другой стороны, наблюдая ежегодно за студентами и невольно сравнивая разные поколения студентов, многие преподаватели  отмечают возрастающий инфантилизм современных молодых людей. Получив частично ложное воспитание со стороны телевиденья, он имеют завышенные и необоснованные потребности. Хотя зачастую не ориентируются в элементарных вещах. Тем более, далеко не всегда привыкают к новой системе обучения.

Работа  кураторов должна проводится в различных  направлениях: создание благоприятных  условий для саморазвития личности студента, как приоритетная задача вузовского воспитания; помощь в социальной адаптации; приобщение к деятельности университета и другое. Куратор участвует  в решении этих задач путем  консультирования, ориентации и психологической  поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с социально-психологической  службой университета). Куратор, в  основном, помогает решить проблемы, связанные  с успеваемостью, со здоровьем, личные проблемы, помогает наладить отношения  с сокурсниками,  приобщиться  к общественной жизни факультета, оказывает помощь при оформлении курсовых и  научных работ, помогает разрешить конфликт с преподавателем, улучшить бытовые условия[22, С.104-106].

 Отметим, что в ВУЗе большую роль в социализации отдельного индивида, играет учебная группа. Чем быстрее сформируется учебная группа, выстроятся определенные системы отношений, тем быстрее студенты освоят новую социальную роль[14, С.1].

Выходя из вышесказанного, можно утверждать, что эффективность процесса социальной адаптации студентов-первокурсников зависит от организации учебного процесса, уровня мотивации, взаимодействия со студентами и преподавательским коллективом (особенно с кураторами), личностных качеств студента, социально-психологического климата, самоорганизации и самоконтроля ит.д.

Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе