Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 86.63 Кб (Скачать)

Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации

В процессе социальной адаптации личности свойственно активное творческое отношение к окружающему миру, требовательное и самокритичное отношение к самой себе, к своему поведению. Личность – это не готовый набор определенных позитивных или негативных сумм качеств. Поэтому формирование личности необходимо рассматривать через призму активной деятельности, которая способствует ее совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности.

Необходимо  отметить плюралистичность адаптивных явлений и процессов,  систематизировать  и выявить определенную типологию  их видов. В целом можно выделить четыре основных вида адаптации человека:

  1. Биологическую, т.е. приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.). Для человека характерно то, что его биологическая адаптация может осуществляться с помощью различных вспомогательные средства (жилище, одежду), кроме того ему доступна произвольная психической регуляции ряда биологических процессов и состояний[9, С.52].
  2. Физиологическую, т.е. совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды[27, С.179].
  3. Психологическую, т.е. приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества[27, С.96].
  4. Социальную, т.е. процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств[27, С.107]. Различают активную и пассивную социальные адаптации. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение[19, С.125].

Эти виды тесно  взаимосвязаны, но иногда на различных  уровнях реализации адаптационной  потенции личности имеют относительную  независимость или приобретают  временный приоритет. Конечно, процесс  социальной адаптации не тождественен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. Человек  – носитель и обладатель сознания, с помощью которого он не только воспринимает реальную социальную действительность, но и активно влияет и взаимодействует  с социальной средой, природой и  пытается изменить существующее положение дел[1, С.13].

В связи  с многообразием адаптивных процессов также актуализируют такие виды, как общественно-политическая адаптация к природе (создание жилищ, одежды; соответствующего транспорта и т.д.); адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство и т.д.); гигиеническая; педагогическая (профессиональная направленность) и другие виды адаптационных процессов индивида.

Процесс социальной адаптации личности имеет многоплановый  характер и в зависимости от направленности исследования возможно изучение этого  явления в аспекте трех структурных уровней: общества (макросреда), социальной группы (микросреда); самого индивидуума (внутриличностная адаптация).

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по-разному влияет на выбор механизмов действия в заданном контексте времени; формы и характер адаптации, мотивы и результаты действия личности во многом определяются уровнем развития общества. Но эта заданность во многом изменяется под воздействием личности, способной пойти против устоявшихся традиций и норм данного общества, определенного коллектива и т.д.[31, С.102].

Структура общества (макросреда) – этот уровень  позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте  социально-экономического, политического  и духовного развития общества.

Социальная  группа (микросреда) – на данном уровне выявляют соответствие интересов индивидуума и социальной группы (студенческий коллектив и т.д.).

Индивидуальная (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Неумение адаптировать себя в новом коллективе может привести к конфликтным  ситуациям, разрушить ценностные ориентации или привести к конформистской позиции[9, С.431].

Личность  как социальный субъект принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы деятельности. Условия деятельности объективны, так как индивид действует в природной и социальной среде, однако результаты его деятельности персонифицированы и во многом уникальны, так как личность несет в себе творческое начало, нестандартность. Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых и межличностных операций, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает в себе производственную, бытовую и досуговую адаптацию.

Производственная  адаптация – в ходе трудовой деятельности личности развиваются такие качества, как трудовая активность, инициатива, компетентность и самостоятельность, совершенствуются профессиональные качества. Достижение высоких профессиональных качеств во многом позволяет человеку стать личностью, быть полноценно адаптированным в производственной среде. Здесь  же решается проблема профессиональной адаптации, которая включает в себя два этапа: подготовительный и непосредственный[3, С.28].

На подготовительном этапе важно учитывать биологические, физиологические и психологические  элементы развития организма, способность  его приспосабливаться к производственной среде и режиму труда. Важнейшим  условием профессионального роста  является система выявления способностей к будущей работе, учет призвания, мобильность, готовность к самотворчеству.

Основной  этап адаптации к будущей профессии  начинается непосредственно на производстве. Здесь многое зависит от роли наставника, куратора, морально-психологического климата коллектива, от активной позиции самого человека на производстве и т.д. В целом производственная адаптация – важнейший фактор социальной адаптации, при котором в индивиде постоянно мобилизуются социально-психологические, биофизиологические стороны развития.

Бытовая адаптация  решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи  со сферой производственной деятельности. Бытовая адаптация охватывает различные  отношения, складывающиеся в семье, отношения с родственниками, соседями, знакомыми и т.д.

Досуговая адаптация – предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического  совершенства. Поддержка уважительных, товарищеских отношений с коллегами  по учебе, работе, в быту является индикатором нормальной адаптированности[3, С.26].

Поскольку личность входит и функционирует  в сложной, разнообразной и разносторонней социальной системе, то индивид может одновременно выполнять различные социальные роли и адаптироваться в различных социальных институтах, на определенных структурных уровнях.

Соответственно можно  выделить такие виды адаптации как  биологическая, физиологическая, психологическая, социальная и другие. Итак, социальная адаптация, как один из видов адаптационного процесса, состоит из трех элементов (производственной, досуговой и бытовой адаптации) и трех уровней (адаптация в макросреде, микросреде и внутриличностная). Все эти составляющие в равной степени взаимодействуют и влияют на конечный результат адаптации личности и ее качество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме

Под социальной адаптацией понимается процесс и результат активного  приспособления человека к новым  для него социальным условиям жизнедеятельности[32, С.7].

Так первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в ВУЗе, когда происходит процесс  приведения основных параметров социальных и личностных характеристик в  соответствие к новым условиям вузовской  среды. Первокурсники принимают новую роль, входят в новую среду и новую систему отношений, где им следует научиться успешно функционировать в новом социальном институте, строить взаимоотношения со сверстниками и преподавательским составом[14, С.1].

Вхождение в новую социокультурную  среду сопровождается сдвигами в самосознании человека: в условиях межкультурного взаимодействия меняются сложившиеся представления, формируются новые модели поведения, перестраивается система ценностей, возникает кризис идентичности[2, С.196].

Новая обстановка, новый режим, иные учебные нагрузки и требования, новые отношения, новая  социальная роль, новый уровень отношений  с родителями, иное отношение к  себе. У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что  автоматически включает адаптационный  процесс.

Адаптация студентов к обучению в ВУЗе представляет собой многоуровневый процесс, который  включает составные элементы социально-психологической  адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов[23, С.1].

Так же адаптационный  период и его особенности существенно  определяют и в дальнейшем морально-психологическое  самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной  позиции. Студент первого курса  вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при поступлении  в учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных  групп. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает  ценностная ориентационная активность. Она связывается со стремлением  к автономии, правом быть самим собой[26, С.129].

Адаптация – это приспособление организма  и личности к характеру воздействий  или к изменившимся условиям жизни  в целом. Это комплексный динамический процесс, обусловленный взаимодействием  различных видов адаптаций: биологической (изменение в обмене веществ и  функциях органов); физиологической (изменение  во взаимодействии физиологических  систем организма); психологической (изменение  психологических процессов, состояний, образований и свойств); социальной (вхождение в новый коллектив)[21, С.22].

Адаптация первокурсников – это сложный  процесс приспособления к новым  условиям учебной деятельности и  общения. Период адаптации дает возможность  осуществить проверку социально-психологической  подготовки учащихся к обучению, спрогнозировать  возможность их дальнейшего продвижения  и развития. Различная обстановка по-разному влияет на поведение и  психологическое состояние первокурсников. Одно поведение, одни чувства в обществе друзей, другое – в незнакомом коллективе, третье – на виду у преподавателей[6, С.70].

Изучая  процесс адаптации студентов  к обучению в высших учебных заведениях, можно выделить такие аспекты: психофизиологический, социальный, педагогический, профессиональный, которые связаны с решением целого спектра различных проблем.

1. Психофизиологический  аспект адаптации связан с  ломкой выработанного годами  динамического стереотипа и формированием  новых установок и навыков.

2. Социальный аспект  затрагивает взаимодействие их  со средой и привыканием к  новому коллективу[19, С.49].

Также некоторые  социологи выделяют и социально-психологические  проблемы процесса адаптации, центральной  для которых является освоение новой  социальной роли – роли студента. У  бывшего школьника навыков выполнения такой роли нет. И отсюда объемный комплекс как внутренних, так и  внешних конфликтов связанных с  трудностями принятия и дальнейшего  выполнения норм, соответствующих социальной роли студента. Социально-психологические  проблемы адаптации бывших школьников к обучению в высшей школе обусловлены  также психологическими особенностями  юношеского возраста[23, С.1-2].

3. Педагогический аспект  связан с особенностями приспособления  студентов к новой системе обучения[19, С.49]. Из педагогических проблем следует отметить принципиальное отличие учебных нагрузок и форм организации учебной деятельности в вузе от таковых в школе. Все это вызывает дополнительное напряжение и повышает тревожность у первокурсников, усугубляя проблему адаптации[23, С.2].

4. Профессиональный  аспект затрагивает процесс включения  студентов в социально-профессиональную  группу, освоение ими условий  будущей конкретной трудовой  деятельности. Адаптация – приспособление[19, С.49].

В  ходе первого года обучения могут возникнуть профессиональные сложности, связанные  с осознанностью выбора будущей  профессии. Вполне распространенное явление, когда через некоторое время  после поступления в ВУЗ студент  понимает, что сделал неверный выбор[23, С.1].

Становление личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма  к новым условиям, но и в выработке  новых способов поведения, позволяющих  справляться с трудностями и  овладевать учебной и общественной деятельностью. Значительная часть  первокурсников испытывает трудности  в учебной деятельности. Выделим те трудности, которые вызваны условиями учебного заведения:

– изменения привычного ритма жизни;

– недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;

– разлука с родителями, родственниками;

– повышенная требовательность преподавателей;

– перегрузки учебной деятельности;

Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе