Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение использования политических технологий массовых коммуникаций в области политической предвыборной борьбы и информационной политики на территории Российской Федерации, а также выявление главных характерных качеств и особенностей применения «public relations» технологий в создании положительного и отрицательного имиджа политика.
1. Теоретические аспекты PR технологий в политической борьбе 6
1.1. Сущность PR технологий и политической рекламы 6
1.2. PR и реклама в политической борьбе 13
1.3. Механизмы PR технологий, влияющие на имидж современного политика 17
2. Применение современных PR технологий в борьбе политических партий 21
2.1. Создание имиджа успешного политика 21
2.2. Применение российского законодательства в сфере PR технологий 31
2.3. Использование СМИ как инструмента PR на примере деятельности партии "Единая Россия" 38
Заключение 49
В 2005 году были изданы два указа президента РФ о внесении изменений в порядок рассмотрения кандидатур на должность губернатора, кардинально изменившие способы формирования их имиджа. Теперь губернаторов назначает президент и потребности в привлекательном для электората имидже у них нет, как в принципе и в самом имидже.
Поэтому образы современных губернаторов стали однообразными, излишне официальными и даже серыми: в одежде они отдают предпочтение серо-сине-черной гамме костюмов, светлым рубашкам и неброским галстукам, не приемлют модных тенденций, например полосатых галстуков, хотя это и актуально.
В настоящий момент главным средством борьбы кандидатов в губернаторы за пост выступает лоббизм. Специалисты в этой области продвигают кандидатов с помощью своих связей с госструктурами.
Рост профессионализма политических имиджмейкеров. Начиная с 2005 г. в России стала прослеживаться тенденция роста профессионализма политических имиджмейкеров. Теперь построением имиджа политиков занимаются высокопрофессиональные специалисты, обладающие большим опытом и связями, выжившие в условиях жесткой конкуренции.
Это обусловлено тем, что политический имиджмейкинг и консалтинг претерпел сегодня некоторое уменьшение. Главная причина - в уменьшении числа выборных постов в государстве, а также централизация власти, при которой в большей степени нужны не "связи с общественностью", а "связи с верхами" (так называемый GR). Административный ресурс в сложившейся ситуации сыграл важную роль. Все это способствовало уходу с рынка ряда средних агентств, занимавшихся формированием политического имиджа, зачастую неэффективно и недобросовестно выполнявших свою работу. В условиях конкуренции выжили лишь крупные группы компаний (холдинги, консорциумы, центры политического консультирования), которые имеют постоянный поток заказов и налаженные связи в "верхах"22.
На
основании проведённого во второй главе
исследования, автор работы сделал
следующий вывод: на практике недостаток
правового регулирования может
проявиться не только в виде проблем
для формирования имиджа политического
лидера, но и для общества в целом.
Особенно это касается использования
«грязных» PRтехнологий, которые могут
оказывать манипулятивное воздействие
на социум, превращая «чёрное» в «белое»,
а «белое» делая «чёрным». О том, каким
образом можно попытаться исправить ситуацию,
речь пойдёт в третьей главе нашего исследования.
2.2. Применение российского законодательства в сфере PR технологий
В целом правовое регулирование PR-деятельности в политической сфере осуществляется в рамках законодательства о выборах. Однако, анализируя российские реалии, достаточно легко обнаружить, что законодатели в текстах различных нормативных актах о выборах не используют термина «связи с общественностью». Более того, в законодательстве можно найти только косвенное упоминание политического PR как одного из видов осуществления информационной деятельности в ходе избирательных кампаний, а именно, в связи с определением и регулированием предвыборной агитации.
Статья 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 по состоянию на май 2010 года определяет предвыборные способы агитации как «агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума»23.
Обратимся к более детальному определению требований по проведению предвыборной агитации, представленному в том же законе.
«Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а)
федеральным органам
б)
лицам, замещающим государственные
или выборные муниципальные должности,
государственным и
в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
г)
благотворительным и
д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
1)
международным организациям и
международным общественным
ж)
представителям организаций, осуществляющих
выпуск средств массовой информации,
при осуществлении ими
з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона»24.
На
основе столь широкого легального определения
понятия «предвыборная
PR-деятельность в рамках избирательных кампаний является по сути одним из средств достижения основной цели предвыборной борьбы, а именно привлечение на свою сторону как можно большего числа избирателей. Субъектами политического PR могут выступать любые субъекты политики – политические партии, властные структуры, политические деятели, лидеры и тому подобные.
«Организации,
осуществляющие выпуск средств массовой
информации, в случае обнародования
(опубликования) ими агитационных и
информационных материалов (в том
числе содержащих достоверную информацию),
способных нанести ущерб чести,
достоинству или деловой
Данное
требование логически вытекает из уже
закреплённого в статье 46 закона
«О СМИ» «права на ответ», которым обладает
«гражданин или организация, в отношении
которых в СМИ распространены
сведения, не соответствующие
«Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: … представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности» (подпункт «ж» п.7 ст.48 №67-ФЗ)
Именно данный запрет вызвал наиболее оживленные дискуссии как в среде представителей СМИ, так и в кругах политической элиты. Проблема здесь заключается в том, что легальное определение понятия «предвыборная агитация» настолько широко (как уже было отмечено), что оно не позволяет однозначно классифицировать деятельность субъекта избирательного процесса. При желании и соответствующих возможностях «подвести» под это понятие можно практически любую политическую информацию, распространяемую в период избирательной кампании и касающуюся кандидатов, в том числе и комментарии журналистов. При расплывчатости определения «предвыборная агитация» сложно отделить агитацию от политической рекламы, просвещения и информирования избирателей, высказывания мнения. По выражению А.А Глискова и Г.М. Прокопорского (одни из авторов книги «СМИ и выборы (юридические рекомендации)») «под столь широкое определение агитации можно подвести даже прогноз погоды». Безусловно, это открывает путь к различным злоупотреблениям. Например, появляется реальная возможность привлечь редакции СМИ к ответственности за несоблюдение сроков предвыборной агитации.
Действительно, довольно трудно отличить предвыборную агитацию от любой другой агитационно-пропагандистской деятельности, даже если она не столь конкретно ориентирована на предстоящие выборы.
Отсутствие четкого определения термина «агитация» не позволяет однозначно обозначить материалы, представляемые средствами массовой информации, на агитационные и неагитационные. Поэтому у противников зарегистрированного кандидата или партии появляется возможность найти в СМИ необходимый материал для подачи жалобы на нарушение кандидатом или партией правил ведения предвыборной агитации. Соответственно, суды и избирательные комиссии могут начинать процедуру принятия решений об отмене регистрации.
Пример:
«14 июня 2001 года, за три дня до второго
тура выборов, Приморский краевой суд
аннулировал регистрацию
Кроме того, запрет на ведение предвыборной агитации представителям СМИ при выполнении ими профессиональных обязанностей вовсе не означает запрещение СМИ свободно публиковать мнения экспертов, известных людей, «просто прохожих», письма читателей и т. д. Необходимо отметить, что именно подобные действия часто используются как весьма эффективные PR-технологии.
Что
касается санкций за нарушение требований
пункта 7 статьи 48 №67-ФЗ, то они заключаются
в наложении административного
штрафа, а также в возможности
суда приостанавливать деятельность СМИ,
нарушающих законодательство, на период
до окончания избирательной
Наконец,
согласно российской общей правовой
доктрине, и уголовная, и административная
ответственность могут
Ограничительные нормы сыграли заметную превентивную роль в период избирательной кампании 2003 года: стремясь избежать наказания, СМИ в целом предпочитали уклоняться от спорных публикаций.
Однако
главное, что необходимо отметить, –
существенная негативная роль «жесткого
законодательства», которая выразилась
в демонстративном
Так, 20 сентября 2003 года президент РФ Владимир Путин выступил на съезде партии “Единая Россия” со словами недвусмысленной поддержки этой партии, которые воспроизвели все ведущие СМИ страны. Прозвучало, в частности, следующее: