Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:33, курсовая работа
Уже давно нам твердят, что современный мир наконец то вышел за границы локальных правовых практик, что объявлено всемирное братство людей. Во всяком случае, так говорилось вплоть до 1970-х годов. С тех пор мы осознали, что доктрина универсализма противоречива даже с терминологической точки зрения: ведь само словосочетание “всемирное братство людей” искажает суть универсализма, поскольку подразумевает союз людей только мужского пола. Тем самым из человечества исключается или, по крайней мере ставятся на низшую ступень все люди женского пола. Легко умножить примеры выражений, которые обнаруживают скрытое напряжение между
Введение……………………………………………………………..
Глава I. Теоретический аспект проблемы сэксизма и этнизма
1.1.Понятийный аппарат работы…………………………………..
1.2.История зарождения сэксизма и этнизма …………………….
Глава II. Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека
2.2 Влияние сэксизма и этнизма на социализацию человека…..
2.3. Сэксизм и этнизм в сфере социальной работы……………..
Заключение……………………………………………………………
Список литературы……………………………………….................
Приложение 1……………………………………………
Но в процессе развития этнокультурной компетентности человек способен подняться еще на одну ступень. На этапе интеграции ментальность индивида включает миропонимание не только своей, но и других культур, у него формируется бикультурная идентичность. Индивида на этом – высшем – этапе личностного роста, практически преодолевшего этноцентризм, можно определить как человека-посредника между культурами. Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции “выгодны” самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии.
В концепцию этноцентризма входит и понятие “стереотип”. В данном случае это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования — это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях . Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обоснования, и даже их объективность и правдоподобность не всегда бесспорны.
Американский социолог
Уильям Г. Самнер (1960) (William G. Stunner) изучал
возникновение этно-центризма
“Чтобы увенчать свою созидательную работу, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в жаровню. Через какое-то время он с нетерпением вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и потому неприятной. Он был “непропечен” и внутри. Скоро Бог достал второго; этот удался на славу: он был красиво коричневым снаружи и “спелым” внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Но третий, к сожалению, за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый персонаж стал основателем белого рода, а последний — черного”.
Подобные легенды и мифы характерны для предрассудков этнической группы. Под предрассудками, по определению американского ученого У. Уивера, подразумевают “оценку социальных ситуаций на основе заранее освоенных идей и ценностей, без эмпирического доказательства или рационального и логического хода рассуждений”. Исходя из мифологического мышления, собственная группа обладает всеми достоинствами; она живет на радость Бога. Характерные черты каждой подобной группы, как говорилось выше, возводятся еще к сотворению мира и являются или даром, или ошибкой создателя. При этом собственная группа, разумеется, причисляется к “избранному народу”. Подобный взгляд содержит расовую мотивацию; с ним связана вера в то, что успешная деятельность людей зависит от их биологического качества. Логичный вывод из подобной концепции следующий: определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, чем другие, совершеннее, как физически, так и психически, и поэтому более годны и способны для руководства и управления миром и для занятия высших социальных позиций в обществе
Понятие "сексизм", как уже было сказано выше, введено в обращение ЮНЕСКО в 1981 г. Оно используется для обозначения дискриминационных мер по отношению к женщине. Международная организация ЮНЕСКО раскрывает реакционную сущность этой теории, ущемляющей интересы женщин как личностей, принижает их роль в обществе, создает негативный образ женщины, а это нарушает принцип равноправия и уважения человеческого достоинства.
Сексизм недооценивает творческий потенциал женщин, учитывая лишь ее биологические особенности.
Согласно сексизму в обществе должен быть соблюден естественный порядок, отводящий мужчине и женщине различные функции и роли. Доктор социологии, научный руководитель Национального центра научных исследований в Париже Андре Мишель выступил с резкой критикой этой теории. Он считает, что сексизм — это позиция или действие, которое принижает, исключает, недооценивает и стереотипизирует людей по признаку пола. В еще более широком смысле сексизм — это ориентация, ставящая в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому: женщина недооценивается, мужчина переоценивается.
Сексистская модель предполагает функционирование разума в двух направлениях и наделяет женщин отрицательными качествами, якобы не свойственными мужчине. У мужчин, согласно этой модели, значительно больше положительных качеств (мужество, ум, способность к самоутверждению, профессиональная компетентность, склонность к риску и приключениям, инициативность и эффективность), чем у женщин. По мнению А. Мишель, сексистские взгляды формируются в семье, школе, подростковых компаниях, на рынке труда, в политике и с помощью средств массовой информации. В результате, женщины под влиянием стереотипа мышления лишаются уверенности в себе, самостоятельности, что влияет на равенство полов, провозглашенное в региональных и национальных декретах, а также в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [16].
Теория сексизма способствует отчуждению женщин от решения многих проблем в обществе, а само общество теряет значительный людской потенциал.
Сексизм, помимо биологического и социального, рассматривает пол и на культурном уровне. По этой теории, мужское начало — рационально — духовно — божественно — культурно; женское — чувственно — телесно — приземленно — природно. Даже все то, что не связано с полом (природа и культура, чувственность и рациональность, божественное и земное) отождествляется с мужским или женским началом. Феминизм подвергает резкой критике сексизм вообще, а в области культуры — особенно, справедливо отмечая, что маскулинизированная культура деформирует и подавляет не только женщин, но и мужчин. "Сильный мужчина пытается утвердиться за счет "слабой" женщины, ее подавления как личности и унижения. Но господин и раб всегда зависят друг от друга: порабощая, нельзя быть свободным".
Известно, что сила власти, господство патриархатной идеологии уже привели мир на грань катастрофы — ядерной, экологической, духовной.
Истоки сексизма коренятся в абсолютизации и биологизации половых различий, многие из которых на самом деле производны от конкретных социальных условий и культурных норм, многогранны и многоуровневы, а некоторые вообще иллюзорны, являются продуктом воображения.
За последнее время на Западе идет усиленная борьба против сексизма. При этом многие феминистские идеи стали доминирующими. Иными словами, идет процесс переоценки многих взглядов, теорий и формирования новых, свободных от сексизма.
Справедливо замечание американского исследователя И, Гоффмана, что пол, а не религия, есть опиум народа.
А. Бебель справедливо замечал, что отношения между полами основаны на искусственном воспитании антагонизма.
Американский ученый профессор психологии Калифорнийского университета X. Голдберг в своей трилогии "Риск быть мужчиной", "Новый мужчина" и "Новые отношения мужчины и женщины" (1965 г.) отметил, что комфортность отношений между полами дает возможность выразить себя. Антагонизм полов будет восприниматься как пережиток [18].
2.2. Сексизм и этнизм в сфере социальной работы
Специфика социальной работы заключается в системе идеологических установок. Главная из них – устранение всех форм дискриминации клиента, изменение системы мировоззрения и ценностного отношения социальной среды его обитания. И если феминистская практика обычно связана с проблемой женщин-клиенток, то феминистская идеология рассматривается шире. Она направлена на все виды дискриминации – по этносу, возрасту, классовым различиям, сексуальной ориентации. Феминистская практика, или нонсексистская социальная работа, оформлятся в 1960-1970 гг. Ее основу составляют практические методы психиатрии, психологические теории, специфические ценностные установки помощи женщинам. Эти подходы направлены на переформулирование сложившихся идей, осмысление места женщины в современном обществе, определение ее роли. Важнейшей темой в феминистской практике является личностная и политическая идентификация женщины. В этой связи проблемное поле нонсексистской социальной работы образуют такие темы, как женщина и карьера, женщина и ее взаимоотношения с мужчиной, эффективная работа и личностная идентификация.
Проблемы клиентов рассматриваются в контексте политической и социальной структур, выявляются негативные факторы общественной системы, влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Социальная работа направлена на изменение внешней среды, где и формируются сексистские действия. Тем самым разрушаются дискриминационные стереотипы. Такие принципы феминистского вмешательства часто носят характер политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение социального и политического опыта индивидуально и в группах самопомощи, где конечная цель – осознание проблем, восстановление утраченных связей на основе приобретенного опыта. Таким образом, феминистский терапевтический подход тесно связан с идеей ресоциализации субъекта на основе изменения индивидуального и общественного сознания, внедрения концепции равенства полов и антидискриминационной политики.
Феминистская практика социальной работы с женщинами выработала определенную стратегию, которую можно представить в следующем виде (см. Приложени3).
Под этноцентризмом понимается такая система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей. Этнические группы в процессе своего этногенеза выработали механизмы экономической, культурной и социально-психологической самозащиты. Однако групповая этническая идентификация может формировать механизмы дискриминации по принципу: «мы и они». Предубеждение и абсолютизация социокультурной идентичности одной этнической группой над другой вызывают к жизни, согласно концепции Р. Мертона, определенные стереотипы поведения людей. Он выделяет следующие четыре типа:
На основании данной типологии, в зависимости от складывающихся жизненных ситуаций, была разработана следующая схема влияния ситуации на проявление дискриминационного поведения субъекта (см. Приложение 4).
В большинстве стран мира дискриминация де-юре запрещена. Однако фактически существует большой спектр неформальных норм и социальных установок, приводящих к дискриминации тех или иных групп, что, в свою очередь, вызывает у них чувство тревоги, агрессии, фрустрации.
Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает наличие определенных знаний у социального работника, таких, как знание культуры клиента, особенности социальных ценностей и ориентации, стереотипы поведения и специфику взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с этночувствительными клиентами социальный работник должен придерживаться следующих принципов:
Особенность этих принципов заключается в том, что антидискриминационная практика направлена не только на формирование отношений с клиентом, но и на предотвращение институциональной дискриминации.
Практика социальной работы в этнически гомогенной среде базируется на «концепции двойного подхода». В основе этой концепции лежит предположение, что клиенты взаимодействуют в двух системах. Первая − доминантная система, являющаяся источником власти, доходов и средством контроля; вторая − этнокультурное окружение, представленное семьей и общиной. При работе с клиентом необходимо учитывать влияние данного окружения на жизненный сценарий клиента.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что понятия "сексизм" и "этнизм" появились очень давно. Они используется для обозначения дискриминационных мер по отношению к женщине и группам людей. Международная организация ЮНЕСКО раскрывает реакционную сущность этой теории, ущемляющей интересы женщин как личностей, принижает их роль в обществе, создает негативный образ женщины, а это нарушает принцип равноправия и уважения человеческого достоинства.
Сексизм недооценивает творческий потенциал женщин, учитывая лишь ее биологические особенности.
Согласно сексизму в обществе должен быть соблюден естественный порядок, отводящий мужчине и женщине различные функции и роли. Доктор социологии, научный руководитель Национального центра научных исследований в Париже Андре Мишель выступил с резкой критикой этой теории. Он считает, что сексизм — это позиция или действие, которое принижает, исключает, недооценивает и стереотипизирует людей по признаку пола. В еще более широком смысле сексизм — это ориентация, ставящая в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому: женщина недооценивается, мужчина переоценивается.
Сексистская модель предполагает функционирование разума в двух направлениях и наделяет женщин отрицательными качествами, якобы не свойственными мужчине. У мужчин, согласно этой модели, значительно больше положительных качеств (мужество, ум, способность к самоутверждению, профессиональная компетентность, склонность к риску и приключениям, инициативность и эффективность), чем у женщин. По мнению А. Мишель, сексистские взгляды формируются в семье, школе, подростковых компаниях, на рынке труда, в политике и с помощью средств массовой информации. В результате, женщины под влиянием стереотипа мышления лишаются уверенности в себе, самостоятельности, что влияет на равенство полов, провозглашенное в региональных и национальных декретах, а также в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1997 г.).
Информация о работе Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека