Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Уже давно нам твердят, что современный мир наконец то вышел за границы локальных правовых практик, что объявлено всемирное братство людей. Во всяком случае, так говорилось вплоть до 1970-х годов. С тех пор мы осознали, что доктрина универсализма противоречива даже с терминологической точки зрения: ведь само словосочетание “всемирное братство людей” искажает суть универсализма, поскольку подразумевает союз людей только мужского пола. Тем самым из человечества исключается или, по крайней мере ставятся на низшую ступень все люди женского пола. Легко умножить примеры выражений, которые обнаруживают скрытое напряжение между

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Теоретический аспект проблемы сэксизма и этнизма
1.1.Понятийный аппарат работы…………………………………..
1.2.История зарождения сэксизма и этнизма …………………….
Глава II. Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека
2.2 Влияние сэксизма и этнизма на социализацию человека…..
2.3. Сэксизм и этнизм в сфере социальной работы……………..
Заключение……………………………………………………………
Список литературы……………………………………….................
Приложение 1……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

С О Д Е  Р Ж А Н И Е

 

Введение……………………………………………………………..

Глава I. Теоретический  аспект проблемы сэксизма и этнизма

1.1.Понятийный  аппарат работы…………………………………..

1.2.История зарождения сэксизма и этнизма …………………….

Глава II. Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека

2.2 Влияние сэксизма и этнизма на социализацию человека…..

2.3. Сэксизм и этнизм в сфере социальной работы……………..

Заключение……………………………………………………………

Список литературы……………………………………….................

Приложение 1…………………………………………………………

Приложение 2…………………………………………………………

Приложение 3…………………………………………………………

Приложение 4…………………………………………………………

 

 

 

2

 

4

8

 

20

30

34

36

39

41

41

42

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уже давно нам твердят, что современный мир наконец  то вышел за границы локальных  правовых практик, что объявлено всемирное братство людей. Во всяком случае, так говорилось вплоть до 1970-х годов. С тех пор мы осознали, что доктрина универсализма противоречива даже с терминологической точки зрения: ведь само словосочетание “всемирное братство людей” искажает суть универсализма, поскольку подразумевает союз людей только мужского пола. Тем самым из человечества исключается или, по крайней  мере ставятся на низшую ступень все люди женского пола. Легко умножить примеры выражений, которые обнаруживают скрытое напряжение между продолжающейся идеологической легитимацией универсализма в современном мире и реальной практикой (равно как в материальной, так и идеологической) расизма и сексизма в том же самом мире. Именно это напряжение или, выражаясь точнее, противоречие обуславливает актуальность выбранной темы. Ибо противоречия не только обуславливают динамику исторических систем, но также позволяют выделить их существенные характеристики.

Цель  курсовой работы – теоретическое изучение проблемы влияния сэксизма и этнизма на дискриминацию человека.

В соответствии с целью  работы были определены следующие задачи работы:

  1. Определить понятийный аппарат исследования;
  2. Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты ;
  3. Изучить сущность этнизма и сэксизма и определить их влияние на личность человека;
  4. Рассмотреть сэксизм и этнизм в сфере социальной работы;

Объект исследования: сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека.

Предмет исследования: антидискриминационная практика направленная  на предотвращение институциональной дискриминации.

 

Люди представляют из себя постоянно  адаптирующихся к окружающей среде  через взаимоизменения существ (то есть индивиды как изменяют окружающую среду, так и изменяются сами под  ее воздействием). Понятие «взаимная  адаптация» – центральное при анализе отношения «человек – среда». Существующие в обществе проблемы: дискриминация, бедность и т.д. снижают способность людей к взаимной адаптации. Выражением нарушения адаптивной способности человека является несоответствие между нашими требованиями и возможностями окружающей среды.

Теоретическая значимость заключается в том, что на теоретическом уровне рассмотрена сущность сэксизма и этнизма и проанализирована возможность уменьшения их влияния на дискриминацию человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретический  аспект проблемы сэксизма и этнизма.

1.1.Понятийный  аппарат работы

    Положение человека в системе общественных связей и групповых норм, ценностей и оценок – важнейший фактор, определяющий его жизненное пространство. Общественные отношения могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние, определяя поведение субъекта ценностями общества и традиционными культурными стереотипами. В этом отношении социализация и инкультурация (включение в культуру) субъекта в обществе вызывают к жизни систему общественных установок, определяющих социальное неравенство и дискриминацию на основе половых и этнических детерминант, называемых в научной литературе «сексизм» и «этноцентризм»(«этнизм»).    

Сэксизм -(англ. sexism, от лат. sexus — пол) — мировоззрение, при котором утверждается неравное положение и разные права полов. Может проявляться ненавистью, недооценкой или предубеждением по отношению к представителям соответствующего пола в целом (мизогиния или мизандрия) либо стереотипизацией суждений по отношению к представителям соответствующего пола (например, ожидание от мужчин мужественности, от женщин — женственности) [26].

Человек, придерживающийся идеологии сексизма, называется сексистом. Следствием сексизма является половая дискриминация — дискриминация человека по признаку пола или гендерной идентичности. В обществе может быть представлен в виде системы стереотипов, официально закреплённых положений или даже идеологии.[2] Основным противником сексизма является феминизм и реализуемая феминистским движением борьба за равноправие, то есть эмансипацию.

Несмотря на то, что  сексизм как система установок  распространяется и на мужчин, и на женщин, дискриминации по признаку пола в общественной практике чаще подвергаются женщины.

Понятие «сексизм» появилось в зарубежной литературе в 60-е гг. XX в. В 70-х гг. в научных словарях это понятие фиксируется в качестве функционального термина, значение которого раскрывается как «предубеждение против женщин» [26].

    Сексизм — это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины — это патриархат, а если женщины — матриархат. В настоящее время все известные общества в мире — патриархальные, следовательно, сексистские [13].

Сексизм — это вид дискриминации, соответствующий всем известным фашизму и расизму, только при фашистском или расистском режиме люди разделены на разные категории по расе, а при сексизме — по половому признаку. Разница также в том, что, в отличие от расизма и фашизма, сексизм никогда не вызывал людей на массовый кровавый бой, вооруженный конфликт и т. п. Сексизм существует на более личном уровне. Например, изнасилование считается наказуемым преступлением, а изнасилование жены мужем считается личным семейным делом, которое других не касается. Часто на сексизм не обращают внимание или его значением пренебрегают [10].

Не только некоторые  личные отношения, но и структура  нашего общества весьма патриархальна: руководством, высокооплачиваемой и  высокооцениваемой работой занимаются в основном мужчины; за ту же работу, что и мужчина, женщина получает меньше; домашним хозяйством занимается, как правило, женщина, и т. д. Хотя это положение очевидно несправедливое, многие к нему так привыкли, что не хотят ничего менять.

Сексизм так глубоко  укоренен в нашей культуре, в нашем обществе, в нашем сознании, что его часто просто не замечают. Нас всех воспитывают в духе сексизма с раннего детства. Если не родители, то, по крайней мере, окружающая среда, общество и традиции приучают мальчиков играть с машинками, а девочек — в куклы. Далее, юноши должны быть сильными и смелыми, а девушки обязаны следить за фигурой, и, наконец, мужчины должны содержать семью экономически, а женщины — следить за порядком в доме.

Основания такого порядка  вещей надо искать в истории: раньше было выгодно, чтобы мужчина занимался делами вне дома (например, охотой), а женщина сидела на месте с детьми. Это деление было практично и основывалось на физических различиях полов (мужчина сильнее, только женщина может рожать). На эти различия ссылаются и сейчас некоторые сексисты. Они утверждают, что отказываться от такого разделения ролей противоестественно, даже если сейчас физические различия уже не играют такой важной роли, как раньше. Другие сексисты тоже оправдывают свои взгляды биологией, но еще более непосредственно: они считают, что женщины по своей природе менее рациональны, менее логичны, чем мужчины, и поэтому заслуживают более низкого положения [5].

Как бы это ни объясняли, оправдание сексизма звучит надуманно. У проблемы явно социальная основа, и это можно доказать хотя бы тем фактом, что уже далеко не все согласны с неравноправием полов, меньше становится тех, кто бы хотел добровольно подвергаться дискриминации. Крепче всех за сексистский режим держатся, конечно, те, кому это выгодно. Но перемены зависят от каждого из нас. Смотрите вокруг, думайте, действуйте. Начать нужно с себя, уничтожайте сексиста в себе и в других [27].

Сексизм - идеология и практика дискриминации людей по признаку пола. Она основана на установках или убеждениях, в соответствии с которыми женщинам (либо мужчинам) ложно приписываются (или отрицаются) определенные качества [28].

Этноцентри́зм (греч. ἔθνος — народ, племя, лат. centrum — центр круга, средоточие):механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона;отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы [29].

 Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием “этноцентризм” связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация [30].

Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку  [10].

Дискриминация - ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам. В ряде стран существует также дискриминация женщин [26] .

Ограничение прав может  быть подкреплено законодательством (правовая, де юре), принятой в стране религией или может основываться исключительно на сложившихся моральных  нормах (неофициальная, де факто). В  качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий и тд

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью [28].

Сегрега́ция (позднелат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации (отделение группы по расовому или этническому признаку).

Шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение человека человеком по какому-либо признаку. Является крайней формой, при которой "благородная цель" начинает мотивироваться и достигаться негодными средствами. В отличие от националистов, которые «поднимают» (возвышают) свою нацию с целью сделать её «первой» (самой лучшей), шовинисты (с той же целью: видеть свою нацию первой) позволяют себе «опускать» (унижают) представителей других национальностей, то есть первыми движет «любовь к своим», а вторыми — «ненависть к чужим». Вот почему идеологи национализма всегда выступают за равноправие наций, тогда как идеологи шовинизма наоборот, всегда наделяют свою нацию особыми правами. Шовинизм проявляется как явление в цивилизационных, межгосударственных, межэтнических, кастовых, между родами и семьями, в социально правовых отношениях, в профессиональных и межведомственных отношениях [27]..

Этноцентризм- предпочтение своей этнической группы, проявляющееся  в восприятии и оценке жизненных  явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин этноцентризм ввел в 1906 году  У.Самнер полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее [31].

1.2.История зарождения сэксизма и этнизма как социальных явлений в обществе .

  Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества. В написанной в 12 в. Повести временных лет поляне, имеющие, по мнению летописца, якобы обычай и закон, противопоставляются вятичам, кривичам, древлянам, не имеющим ни настоящего обычая, ни закона.

Информация о работе Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека