Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Уже давно нам твердят, что современный мир наконец то вышел за границы локальных правовых практик, что объявлено всемирное братство людей. Во всяком случае, так говорилось вплоть до 1970-х годов. С тех пор мы осознали, что доктрина универсализма противоречива даже с терминологической точки зрения: ведь само словосочетание “всемирное братство людей” искажает суть универсализма, поскольку подразумевает союз людей только мужского пола. Тем самым из человечества исключается или, по крайней мере ставятся на низшую ступень все люди женского пола. Легко умножить примеры выражений, которые обнаруживают скрытое напряжение между

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Теоретический аспект проблемы сэксизма и этнизма
1.1.Понятийный аппарат работы…………………………………..
1.2.История зарождения сэксизма и этнизма …………………….
Глава II. Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека
2.2 Влияние сэксизма и этнизма на социализацию человека…..
2.3. Сэксизм и этнизм в сфере социальной работы……………..
Заключение……………………………………………………………
Список литературы……………………………………….................
Приложение 1……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

При активной деятельности женщин необходимо реализовывать принцип  равных прав, свобод и равных возможностей, закрепленный в Конституции России. Следует влиять политико-правовыми методами на тендерные отношения. К сожалению, пока еще наша страна не стала правовым государством, что дает возможность мужчинам, находящимся у власти, игнорировать эти статьи основного закона. Пока власть будет в руках олигархов, гигантских финансовых кругов, имеющих в своем распоряжении и мощные средства массовой информации, телевизионные каналы, трудно добиваться справедливости. Олигархия, как справедливо замечает Е. Ф. Лахова, стремится к незаконным льготам и привилегиям — и, как правило, добивается их.

Важной составной частью деятельности по стимулированию полной реализации принимаемых нормативных  актов должно стать российское женское  движение, которое может оказывать влияние на местное самоуправление.

Особое значение в  современных условиях приобретает  организация широкой кампании по "гендерному просвещению" общества — как мужчин, так и женщин. Широкая пропаганда необходима, поскольку  большинство женщин России практически не знает нормативных актов по проблемам дискриминации. Вместе с тем должна быть изменена роль СМИ, поскольку большинство из них стоят на позициях патриархата.

Требует активных действий и реализация Указа Президента о  квотировании. Но решить эту проблему можно опять-таки лишь при помощи мужчин, находящихся у власти, поскольку все командные посты находятся в их руках. Всем ясно, что нельзя игнорировать политический и гражданский потенциал женщин, но, оказывается, этого недостаточно.

Утверждение демократии должно быть связано не только с изменениями в политической системе и государственном устройстве, но и с переменами в образе жизни женщин и мужчин. Должны быть обеспечены права представителей обоего пола.

Паритетная демократия предполагает:

* признание прав женщин как неотъемлемой, составной части всеобщих прав человека;

* равенство в семейных  отношениях, взаимное понимание  и поддержка;

* осуществление прав, свобод и равных возможностей  в общественной жизни, в том  числе и участие женщин в  управлении государством. Все эти положения нашли отражение в Программе Общероссийского общественно-политического движения женщин России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека

2.1. Влияние  сэксизма и этнизма на социализацию человека .

 Анализ проблемы показывает, что этноцентризм – неизбежная часть нашей жизни, нормальное следствие социализации  и приобщения человека к культуре. Более того, как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной этнической идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Гибкий этноцентризм. Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность является главным образом результатом того, что собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени она возникает из чувства, что все другие группы – плохие. С другой стороны, некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы.

В ходе исследований Бруэра и Кэмпбелла  в трех странах восточной Африки этноцентризм был обнаружен у тридцати этнических общностей. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но степень выраженности этноцентризма варьировалась. При оценке групповых достижений предпочтение своей группы было значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения. Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким.

Сравнение своей и чужих групп  в этом случае происходит в форме  сопоставления – миролюбивой  нетождественности, по терминологии советского историка и психолога Б.Ф.Поршнева. Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества.

При межэтническом сравнении  в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних  сферах жизнедеятельности, а чужая  – в других, что не исключает  критичности к деятельности и  качествам обеих и проявляется  через построение взаимодополняющих образов. Ряд исследований обнаружил у московских студентов достаточно явную тенденцию к сопоставлению «типичного американца» и «типичного россиянина». В стереотип американца вошли деловые (предприимчивость, трудолюбие, добросовестность, компетентность) и коммуникативные (общительность, раскованность) характеристики, а также основные черты «американизма» (стремление к успеху, индивидуализм, высокая самооценка, прагматичность).

У соотечественников  москвичи прежде всего отметили позитивные гуманистические характеристики: гостеприимство, дружелюбие, гуманность, доброту, отзывчивость. Сравнение качеств, составляющих два стереотипа, показывает, что они представляют собой взаимодополняющие образы. Однако сопоставление своей и чужой групп вовсе не свидетельствует о полном отсутствии этноцентризма. В нашем случае московские студенты продемонстрировали предпочтение своей группы: типичному ее представителю они приписывали высоко оцениваемые в русской культуре черты, а американцу – качества, формально позитивные, но находящиеся в нижней части иерархии личностных черт как ценностей [5].

Сравнение этнических групп  в форме противопоставления. Этноцентризм не всегда бывает благожелательным. Межэтническое  сравнение может выражаться в  форме противопоставления, что предполагает, по меньшей мере, предвзятость по отношению к другим группам. Индикатором такого сравнения являются полярные образы, когда члены этнической группы приписывают себе только позитивные качества, а «чужакам» – только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в зеркальном восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки – соперникам. Например, своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая, ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа – как агрессивная «империя зла», преследующая свои эгоистические интересы. Именно феномен зеркального отражения был обнаружен в период холодной войны в искаженном восприятии американцами и русскими друг друга. Когда американский психолог Ури Бронфеннбреннер в 1960 посетил Советский Союз, он с удивлением услышал от своих собеседников те же самые слова об Америке, которые американцы говорили о Советах. Простые советские люди считали, что правительство США состоит из агрессивных милитаристов, что оно эксплуатирует и угнетает американский народ, что в дипломатических отношениях ему нельзя доверять.

Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться  и в более сглаженной форме, когда  практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному в зависимости от того, приписываются ли они своей или чужой группе. Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык – при описании той же черты чужой группы: американцы воспринимают себя как дружелюбных и раскованных, а англичане считают их назойливыми и развязными. И наоборот – англичане полагают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы называют англичан холодными снобами.

Некоторые исследователи  основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако рядом психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы [13].

Воинственный этноцентризм. На степень выраженности этноцентризма более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а социальные факторы – социальная структура, объективный характер межэтнических отношений. Представители групп меньшинства – небольших по размеру и ниже других по статусу – более склонны к предпочтению своей группы. Это относится как к этническим мигрантам, так и к «малым нациям». При наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и – хотя и способствует поддержанию позитивной этнической идентичности – становится дисфункциональным для индивида и социума. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, или негибкого, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп  за собственные неудачи. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного  роста индивида, ведь с его позиций воспитывается любовь к родине, а ребенку, как не без сарказма писал американский психолог Э.Эриксон: «внушают убеждение, что именно его «вид» входил в замысел творения всеведущего Божества, что именно возникновение этого вида было событием космического значения и что именно он предназначен историей стоять на страже единственно правильной разновидности человечества под предводительством избранной элиты и вождей».

Например, жителей Китая  в древности воспитывали в  убеждении, что именно их родина – «пуп Земли» и сомневаться в этом не приходится, так как солнце восходит и заходит на одинаковом расстоянии от Поднебесной. Этноцентризм в его великодержавном варианте был характерен и для советской идеологии: даже маленькие дети в СССР знали, что «начинается Земля, как известно, от Кремля».

Делегимитизация как  крайняя степень этноцентризма. Воинственный этноцентризм используется в доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя  степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – рассмотрении группы или групп в качестве сверхнегативных социальных категорий, исключаемых из реальности приемлемых норм и ценностей. Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию различия во внешности, а также в нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полное разделение своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами, представляют ведьмами, вампирами, демонами. Все это переводит их в категорию «нелюдей» и позволяет не чувствовать себя аморальными, поступая с ними так, как запрещено поступать с себе подобными людьми: издеваться, превращать в рабов или даже убивать [27].

Примеры этноцентристской делегитимизации хорошо известны –  это отношение первых европейских  поселенцев к коренным жителям Америки  и отношение к «неарийским» народам  в нацистской Германии. Этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев, оказался тем механизмом, который использовался для вдалбливания в головы немцев идеи, что евреи, цыгане и другие меньшинства – не имеющие права на жизнь «недочеловеки».

Этноцентризм и процесс  развития межкультурной коммуникации. Практически все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.

Процесс развития этнокультурной компетентности описан в модели освоения чужой культуры М.Беннетта, который выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и чужими этническими группами. Согласно этой модели, человек проходит шесть этапов личностного роста: три этноцентристских (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).

Отрицание межкультурных  различий характерно для людей, не имеющих  опыта общения с представителями  других культур. Различия между культурами ими не осознаются, собственная картина  мира рассматривается как универсальная (это случай абсолютного, но не воинственного этноцентризма). На этапе защиты от культурных различий люди воспринимают их как угрозу для своего существования и пытаются им противостоять, рассматривая ценности и нормы своей культуры как единственно истинные, а чужие – как «неправильные». Этот этап может проявиться в воинственном этноцентризме и сопровождаться навязчивыми призывами гордиться собственной культурой, которая рассматривается как идеал для всего человечества. Минимизация межкультурных различий означает, что индивиды их признают и не оценивают негативно, но определяют как незначительное [16].

Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права  на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся  на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают радость при обнаружении и исследовании различий. На этапе адаптации к межкультурным различиям индивид способен не просто осознавать межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не испытывая при этом дискомфорта. Как правило, именно этот этап свидетельствует о достижении человеком этнокультурной компетентности.

Информация о работе Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека