Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Уже давно нам твердят, что современный мир наконец то вышел за границы локальных правовых практик, что объявлено всемирное братство людей. Во всяком случае, так говорилось вплоть до 1970-х годов. С тех пор мы осознали, что доктрина универсализма противоречива даже с терминологической точки зрения: ведь само словосочетание “всемирное братство людей” искажает суть универсализма, поскольку подразумевает союз людей только мужского пола. Тем самым из человечества исключается или, по крайней мере ставятся на низшую ступень все люди женского пола. Легко умножить примеры выражений, которые обнаруживают скрытое напряжение между

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Теоретический аспект проблемы сэксизма и этнизма
1.1.Понятийный аппарат работы…………………………………..
1.2.История зарождения сэксизма и этнизма …………………….
Глава II. Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека
2.2 Влияние сэксизма и этнизма на социализацию человека…..
2.3. Сэксизм и этнизм в сфере социальной работы……………..
Заключение……………………………………………………………
Список литературы……………………………………….................
Приложение 1……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Эталонным может рассматриваться  все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога  Э.Лича, согласно которому, вопрос о  том, сжигает ли конкретное племенное  сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый лучший.

Американские психологи  М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

-восприятие элементов  своей культуры (норм, ролей и  ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

-рассмотрение обычаев  своей группы в качестве универсальных; 

-представление о том,  что для человека естественно  сотрудничать с членами своей  группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Последний из выделенных Бруэром и Кэмпбеллом критериев  свидетельствует об этноцентризме  индивида. Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами и обычаями, но низшими в сравнении с традициями «их» культуры. Однако встречается и более наивная форма абсолютного этноцентризма, когда его носители убеждены, что «их» традиции и обычаи универсальны для всех людей на Земле.

Советские обществоведы полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Многие психологи  считают этноцентризм негативным социально-психологическим  явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой [5].

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. В первую очередь феминизм анализирует проблемы женщин, но поскольку феминизм стремится к равноправию полов, некоторые феминистки считают, что мужчины также страдают от сексизма и что борьба за мужские права является неотъемлемой частью феминизма. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов [32].

Феминизм - теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Возник в XVIII в. На XIX - первую половину XX в. приходится первая волна феминизма - борьба за достижение юридического равноправия полов, с середины XX в. начинается вторая волна - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. В конце 70-х гг. движение приобрело массовый характер, проявилось в массовых акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. В течение 80-х гг. влияние феминизма несколько падает, что исследователи связывают с утверждением в западных странах неоконсервативной ориентации с острой самокритикой, появившейся внутри самого феминизма. Если до середины 80-х гг. его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересам, что сказалось на состоянии не только практики, но и теории движения, которая все более отказывается от категории и методов, связанных с ориентацией на внеисторические факторы. В феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт рода (gender), "мужественность" и "женственность" - не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики, поскольку проявления пола и биологическая сексуальность существуют только как продукт "очеловеченных взаимодействий". Приписывать родовые представления, присущие данной культуре, самой "природе человека", его половым характеристикам, согласно феминизму, - значит некритически принимать ряд скрытых патриархальных посылок - определенный тип разделения труда, иерархический принцип подчинения молодых старшим, абстактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т.д. Эти установки имеют, согласно феминизму, культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок отношения между полами понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом "объективности" воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно репрезентирует и интересы другой его части. это соответствует специфическому пониманию "объективности", складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать "маскулинистской ориентации". В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как "Другой". Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, предписываемые обществом мужчинам и женщинам, по сути дела, различаются, при этом тип женской духовности остается в принципе невостребованным. Базисные схематизмы культуры осваиваются лишь в их маскулинистском проявлении. Поэтому цель феминизма - выведение женской духовности из "сферы молчания". Признается принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы феминизм трактует ее предельно широко - как "общественные дела вообще". Такое переопределение политики в ненасильственном ключе выражается в лозунге "Личное - это политическое", в котором феминизм соединяет историко-критический анализ прав личностей с идеологией, выступая как "призыв к действию", к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества. Среди направлений либеральный феминизм - старейшее и наиболее популярное течение. Основная его задача - развитие индивидуальных женских способностей и ценностей реформистским путем. Радикальный феминизм появился в конце 60-х гг. как общественное движение, связанное с "новыми левыми", но, не найдя у них поддержки, обособился. В основе его выводов лежит тезис о том, что угнетение женщины является самой глубинной формой угнетения, присущей культуре последних тысячелетий. Феминизм, вдохновляемый социалистическими идеалами, основной целью провозглашает борьбу со всеми формами эксплуатации, в том числе с эксплуатацией женщин, понимаемой весьма широко [5].

В человеческой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция «мужчина – женщина». Уже в древности сознанию многих народов свойственно противопоставление мужчины – женщине, причем женщина предстает чаще всего источником бед и несчастий, существом, более низкого, чем мужчина, уровня развития. В виде иллюстрации можно привести пословицы и поговорки разных народов. Например, русские – «Курица не птица – баба не человек», «Собака умней бабы: на хозяина не лает», «Волос долог – да ум короток»; осетинские – «Лучше один мужчина, чем сто женщин», «Женщина глупее коровы», «У женщины характер змеиный». Сходные высказывания можно найти у многих народов мира.

Однако основная фаза дискриминации женщин наступает  в эпоху образования мировых  религий. К этому времени женский  труд утрачивает былое общественное значение, сохраняя только индивидуальный и семейно-групповой смысл. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя женщине вторичное место. Так, на Моконском Соборе 585 г. даже возникла дискуссия, продолжавшаяся более ста лет, на которой обсуждалось, применимо ли к женщине слово «человек» (homo). Можно упомянуть и о древнерусской традиции, европейском Раннем средневековье, когда женщина являлась «предикатом» мужчины. Девицу до замужества обычно называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела отказывая ей в индивидуальной социальной идентификации. Можно сказать, что идущая с древнейших времен «анималистическая традиция», когда женщину не идентифицируют как человека, а сравнивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, продолжается вплоть до XX в. в виде дискриминационных теорий пола.

В европейской истории  можно наблюдать, что роль женщины в период активизации хозяйственной деятельности XV-XVII вв., во время промышленной революции значительно снижается, хотя увеличивается в системе домашнего хозяйствования. Хрестоматийным примером может служить образ Кабанихи из пьесы А. Н. Островского «Гроза», отражающий ту культурную среду, где дискриминация женщиной – женщины и женщиной – мужчины является нормой и общественным правом. Общественные женские движения, начавшиеся в конце XVIII в., в XX в. в определенной степени изменили социальную и культурную картину традиционно «мужского мира». Феминизм как научное и общественно-политическое течение предложил свое видение не только проблемы равенства полов, но и существования различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных (от англ. gender – «род» в грамматике) подходов. Сегодня можно говорить о феминизме как об общественном течении и системном знании соответствующего направления. Данная идеология находит преломление и в теоретических концептах социальной работы, в частности – как проблема сексизма. Дискриминация женщин как культурно-историческая проблема еще требует всестороннего исследования и научного осмысления. Попытка проследить динамику развития и оформления основных сексистских паттернов (от англ. pattern – образец, модель) представлена в таблице (см. Приложение 1)В XX в. в общественной практике сексизм рассматривается как часть сложившейся социокультурной системы. Сексизм находит отражение, прежде всего в оплате труда, когда одинаковая работа и одинаковая ответственность за работу оплачивается неравно: труд женщины оплачивается ниже. Система неравной стоимости труда с особой остротой обнажила проблему женской профессиональной деятельности. На данную проблему имеется три точки зрения:

-ориентация на профессиональную деятельность (вплоть до отказа от семьи);

-ориентация на семью (вплоть до отказа от профессиональной деятельности);

-ориентация на сочетание профессиональной деятельности и семейных ценностей.

При этом в зависимости  от экономической стратегии государства женщин либо призывают «на рынок труда», либо просят вернуться к «домашнему очагу», освободив рабочие места для мужчин.

Дискриминация женщины  пронизывает общественное сознание очень глубинно. Как показывают зарубежные исследования, поло-ролевые стереотипы относительно мужчин и женщин, оцениваемых в одинаковых ситуациях, различны: к женщине предъявляются большие требования, и отношение к ней более критично. Так, поведение бизнесменов – мужчин и женщин – в сходных ситуациях получили такие характеристики: (см. Приложение 2).

Предубежденность против женщин основывается на поло-ролевых  стереотипах, которые приписывают женщинам, с одной стороны, эмоциональную и коммуникативную направленность, а, с другой стороны, ставят под сомнение их трудовую мотивацию, должностную ответственность и профессиональную компетенцию. О дискриминации по поло-ролевому стереотипу можно говорить и в тех случаях, когда женщина вынуждена совмещать работу домохозяйки с трудом на производстве или в учреждении. В Российской Федерации согласно отдельным исследованиям трудовая мотивация женщин, имеющих детей, связана с невозможностью прожить на зарплату мужа. Двойная занятость приводит к хронической усталости женщин, расстройству здоровья.

Можно упомянуть также  и о том, что в средствах  массовой информации и литературе женщинам, как правило, придается меньшая  общественная ценность, чем мужчинам, хотя очевидно, что психологическая и социальная нагрузка женщины в жизни возрастает. Социальное окружение требует, чтобы она была при всех этих нагрузках молодой и привлекательной, сексапильной и современной, и это не может не приводить к психосоматическим расстройствам. В результате женщины более, чем мужчины, подвержены медикаментозной терапии [5].

Таким образом, сексизм  можно рассматривать как определенную социетальную систему, при которой поло-ролевая социализация, поло-ролевые стереотипы могут являться факторами, негативно влияющими на жизненные стратегии субъекта, его мироощущение и мировосприятие.

На всех уровнях социальной работы при выстраивании интервенций учитывают факторы дискриминации по половым различиям.

На международном уровне : Международная организация труда (МОТ) приняла ряд Конвенций, касающихся положения трудящихся женщин — "О равном вознаграждении" (1951 г.), "Об охране материнства" (1952 г.), "О дискриминации в области занятости" (1958 г.) и др. В соответствии с Конвенцией МОТ № 156 и рекомендацией № 165 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями, каждое государство — член МОТ — должно поставить одной из целей своей национальной политики проведение таких мер, которые гарантировали бы права лиц с семейными обязанностями на занятость и социальную защиту, обращая внимание на организацию государственных или иных служб быта, социальной инфрастуктуры и оказания помощи семье. С принятием этой Конвенции МОТ не только добивается признания и реализации ранее принятых документов по охране материнства, но и стремится переломить общественное мнение в пользу равных возможностей для трудящихся женщин и мужчин в выборе занятий, равных семейных обязанностей, на участие во всех сферах производственной, политической и культурной жизни [1].

Социальные тенденции  в зарубежных странах показывают, что решить проблемы женщин можно с помощью политики, основанной на идее создания общества равных юридических, социальных, политических и экономических возможностей для граждан обоего пола.

Одним из ключевых является проблема равного вознаграждения за труд мужчин и женщин. Решение ее нашло отражение, в частности, в Директиве о сближении законов государств — членов ЕС по применению принципа равного вознаграждения за труд мужчин и женщин. Государства — члены ЕС обязались:

* выработать нормативные акты о равном вознаграждении за труд мужчин и женщин, работать в направлении правового регулирования условий труда женщин, их доступа к занятости и профессиональной подготовке, продвижению по службе;

* определить принцип  равной оплаты труда равной  ценности, без какой-либо дискриминации по признаку пола;

* предоставить юридические  гарантии обращения заинтересованного  работника и работницы в органы  по рассмотрению трудовых споров;

* отменить все существующие  акты, дискриминирующие права трудящихся  по признаку пола.

   На федеральном  уровне: Правительством Российской  Федерации, Президентом принято  немало законов, постановлений,  указов, гарантирующих равноправие  женщин.

В частности, постановление  Правительства РФ от 8 января 1996 г. "Концепция  улучшения положения женщин в Российской Федерации", в котором четко сформулированы права и обязанности женщин, определены стратегические цели и основные подходы к их реализации.

В Указе Президента "О  первоочередных задачах государственной  политики в отношении женщин" от 4 марта 1993 г. сказано о необходимости "обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органон и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях" [2].

Был опубликован и  Указ Президента РФ от 30 июня 1996 г. "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где Совету по кадровой политике при Президенте РФ, совместно с Советом по вопросам государственной службы, Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии, предложено рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы. Однако такая квота так и не установлена. Целостная система повышения роли женщин в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении также не сложилась.

Информация о работе Сэксизм и этнизм как факторы дискриминации человека