Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа
Целью моей работы является ознакомление со службами социальной помощи в России на примере города Комсомольска-на-Амуре. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи (социально-психологические, психолого-педагогические, центры социальной помощи, и т.п.) населению в Российской Федерации и пример функционирования служб социальной помощи и поддержки на региональном уровне в городе Комсомольске-на-Амуре.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальная служба как основной институт социальной работы…………………………………………………………………………....5
1.1 Понятие и система социальных служб…………………………..…5
1.2 Финансирование системы социальных служб……………………..8
1.3 Развитие сети учреждений социального обслуживания населения……………………………………………………..……..10
Глава 2. Опыт деятельности учреждений социальной защиты населения г.Комсомольска-на-Амуре………………………………...………17
2.1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями………………………………….……24
2.2 Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского округа……………………………………………………………..33
2.3 Социально- бытовая служба отдела социальной защиты населения центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре…………………………….48
2.4 Отдел социальной защиты населения центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре………………………………….58
Заключение………………………………………………………...……62
Список использованных источников и литературы……………….….64
Но действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания, ставшая опорой в осуществлении мер по социальной защите населения, далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности. Достаточно сказать, что очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания составляет более 6 тыс.человек.
Актуальными являются задачи оптимального удовлетворения потребностей людей пожилого возраста: создание домов-интернатов в каждом муниципальном образовании, обеспечение функционирования стационарных учреждений как пансионатов социального обслуживания, создание в них домашних условий проживания и психологического комфорта, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений социального обслуживания, рациональное размещение домов-интернатов с учетом социальных интересов людей пожилого возраста, их психологических потребностей и привязанностей к определенной среде обитания.
По-прежнему острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления оказывают социальную помощь таким людям, создавая сеть социальных учреждений — специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.
Быстрыми темпами развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения (см. табл. 1).
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации функционирует свыше 450 учреждений, которые оказывают социальные услуги людям по более чем 20 направлениям деятельности — от организации досуга и культурно-спортивной работы до консультирования психологом, наркологической помощи, планирования семьи.
Развивается сеть социального обслуживания детей в системе образования. Формируется служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются различные службы: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, а во вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях.
Таблица 1
Состояние развития сети учреждений социального обслуживания семьи и детей.4
Наименование |
|||||||
1994 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Территориальный центр социальной помощи семье и детям |
92 |
327 |
287 |
334 |
387 |
437 | |
202347 |
1060749 |
10776 |
8626 |
8700 |
2205285 |
||
Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних |
60 |
228 |
206 |
231 |
276 |
323 |
376 |
40553 |
47864 |
9899 |
11893 |
13000 |
14000 |
||
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей |
25 |
35 |
20 |
14 |
13 |
23 |
25 |
1480 |
9850 |
660 |
582 |
650 |
70 |
||
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями |
94 |
215 |
152 |
174 |
182 |
195 |
237 |
19134 |
85617 |
6638 |
8207 |
8400 |
174261 |
||
Социальный приют для детей и подростков |
173 |
400 |
388 |
410 |
412 |
447 |
490 |
10214 |
140573 |
13347 |
14646 |
15000 |
236689 |
||
Центр психолого-педагогической помощи населению |
86 |
125 |
51 |
36 |
40 |
36 |
42 |
389603 |
949153 |
608 |
844 |
860 |
870 |
||
Центр экстренной психологической помощи по телефону |
78 |
105 |
48 |
25 |
20 |
16 |
16 |
197053 |
209356 |
262 |
235 |
250 |
260 |
||
Другие учреждения |
158 |
206 |
230 |
203 |
202 |
202 |
|
193305 |
386460 |
4386 |
2062 |
2000 |
2000 |
2744 |
На современном этапе
большой интерес представляют официальные
документы и материалы
Все более очевидным становится
тот факт, что следует, во-первых,
конкретизировать усилия в области
становления сети учреждений социального
обслуживания, становления действительно
эффективной и необходимой
Процесс создания сети социальных служб (учреждений) противоречив и неоднозначен. На местах нередко пытаются решить сложную задачу — развить сеть учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, ориентируя их главным образом на наиболее социально уязвимые группы населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социального обслуживания препятствуют различные факторы:
- слабая правовая база системы социального обслуживания;
- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;
- отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
- дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;
- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
- недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Совершенно очевидно, что необходимо совершенствовать в субъектах Российской Федерации службы лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечения контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов; развития нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработки научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания; государственной поддержки развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработки проектной документации для строительства учреждений нового типа; развития межрегионального и международного сотрудничества; поддержки кадрового обеспечения сети учреждений социального обслуживания населения.
Глава 2. Опыт деятельности учреждений социальной защиты населения г.Комсомольска-на-Амуре
В 1990-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.
В федеральном законе «Об
основах социального
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»6 существенно дополняет и конкретизирует представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для ретуширования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законе предмет его определяется таким образом: социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Социальное обслуживание основывается на принципах:
В федеральном законе «Об
основах социального
Государственная система социальных служб — система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении, федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание
осуществляется также предприятиями
и учреждениями иных форм собственности
и гражданами, занимающимися
Таким образом, вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. В то же время социальные службы различных министерств и ведомств видятся в качестве неотъемлемого компонента (или сектора) территориальной социальной сети. Такая территориальная сеть сегодня еще не является системной. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко множество источников финансирования. Однако практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например, социальной защиты населения, образования, Министерства внутренних дел (МВД), службы занятости, молодежи и т.д.
Важнейшими институциональными признаками социальной службы являются:
Таким образом, в институциональной основе сфокусированы три важнейшие составляющие: правовой статус, организационная структура и функции.
К середине 1990-х годов в Российской Федерации сложились такие виды социальных служб:
В целом ими выполняются
следующие разновидности
Информация о работе Система социальных служб в Российской Федерации