Система социальных служб в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является ознакомление со службами социальной помощи в России на примере города Комсомольска-на-Амуре. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи (социально-психологические, психолого-педагогические, центры социальной помощи, и т.п.) населению в Российской Федерации и пример функционирования служб социальной помощи и поддержки на региональном уровне в городе Комсомольске-на-Амуре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальная служба как основной институт социальной работы…………………………………………………………………………....5
1.1 Понятие и система социальных служб…………………………..…5
1.2 Финансирование системы социальных служб……………………..8
1.3 Развитие сети учреждений социального обслуживания населения……………………………………………………..……..10
Глава 2. Опыт деятельности учреждений социальной защиты населения г.Комсомольска-на-Амуре………………………………...………17
2.1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями………………………………….……24
2.2 Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского округа……………………………………………………………..33
2.3 Социально- бытовая служба отдела социальной защиты населения центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре…………………………….48
2.4 Отдел социальной защиты населения центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре………………………………….58
Заключение………………………………………………………...……62
Список использованных источников и литературы……………….….64

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 104.85 Кб (Скачать)

Но действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания, ставшая опорой в осуществлении  мер по социальной защите населения, далеко не удовлетворяет имеющиеся  потребности. Достаточно сказать, что  очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания составляет более 6 тыс.человек.

Актуальными являются задачи оптимального удовлетворения потребностей людей пожилого возраста: создание домов-интернатов в каждом муниципальном образовании, обеспечение функционирования стационарных учреждений как пансионатов социального обслуживания, создание в них домашних условий проживания и психологического комфорта, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений социального обслуживания, рациональное размещение домов-интернатов с учетом социальных интересов людей пожилого возраста, их психологических потребностей и привязанностей к определенной среде обитания.

По-прежнему острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления оказывают социальную помощь таким людям, создавая сеть социальных учреждений — специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

Быстрыми темпами развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения (см. табл. 1).

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации функционирует свыше 450 учреждений, которые оказывают социальные услуги людям по более чем 20 направлениям деятельности — от организации досуга и культурно-спортивной работы до консультирования психологом, наркологической помощи, планирования семьи.

Развивается сеть социального обслуживания детей в системе образования. Формируется служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются различные службы: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, а во вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях.

 

Таблица 1

Состояние развития сети учреждений социального обслуживания семьи и детей.4

Наименование

     

1994

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Территориальный центр социальной помощи семье и детям

92

327

 

287

334

387

437

202347

1060749

10776

8626

8700

2205285

 

Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних

60

228

206

231

276

323

376

40553

47864

9899

11893

13000

14000

 

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

25

35

20

14

13

23

25

1480

9850

660

582

650

70

 

Реабилитационный центр для  детей и подростков с ограниченными  возможностями

94

215

152

174

182

195

237

19134

85617

6638

8207

8400

174261

 

Социальный приют для  детей и подростков

173

400

388

410

412

447

490

10214

140573

13347

14646

15000

236689

 

Центр психолого-педагогической помощи населению

86

125

51

36

40

36

42

389603

949153

608

844

860

870

 

Центр экстренной психологической  помощи по телефону

78

105

48

25

20

16

16

197053

209356

262

235

250

260

 

Другие учреждения

158

206

230

203

202

202

 

193305

386460

4386

2062

2000

2000

2744


 

На современном этапе  большой интерес представляют официальные  документы и материалы различных  министерств и ведомств по вопросам, имеющим отношение к социальным службам. Их анализ свидетельствует  о наличии двух особенностей в подходе к организации и развитию социальных служб: 1) попытка обосновать необходимость создания сети социальных служб (учреждений) для отдельных категорий населения — молодежи, детей, женщин, семьи и т.д.; 2) обоснование необходимости формирования территориальных систем социального обслуживания, состоящих из государственных, муниципальных, общественных и частных учреждений и предприятий социального обслуживания, стремление к координации и регулированию деятельности всех социальных служб независимо от их ведомственной подчиненности. В современных условиях потребность в дальнейшей творческой разработке теории социальной работы и различных социальных технологий, в осмыслении современного опыта социального обслуживания населения становится еще более актуальной. Новые возможности для плодотворного обобщения опыта работы социальных служб, отдельных учреждений и специалистов по социальной работе, проведение исследований как фундаментальных, так и прикладных проблем открываются на междисциплинарной основе, на границе различных наук, как гуманитарных, социально-экономических, так и естественных. Эти возможности следует использовать в полной мере, не ограничиваясь односторонним подходом к изучению современного состояния социального обслуживания населения.

Все более очевидным становится тот факт, что следует, во-первых, конкретизировать усилия в области  становления сети учреждений социального  обслуживания, становления действительно  эффективной и необходимой населению  системы социальной защиты; во-вторых, рассматривать профессионализм и высокую нравственность как непременные качества, которыми должны обладать работники социальных служб; в-третьих, повысить координацию действий различных ведомственных служб — социальной защиты населения, образования, здравоохранения, МВД, занятости, миграционных, молодежных и др. — для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.

Процесс создания сети социальных служб (учреждений) противоречив и неоднозначен. На местах нередко пытаются решить сложную задачу — развить сеть учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, ориентируя их главным образом на наиболее социально уязвимые группы населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социального обслуживания препятствуют различные факторы:

- слабая правовая база системы социального обслуживания;

- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

- отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

- дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;

- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

- недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Совершенно очевидно, что  необходимо совершенствовать в субъектах  Российской Федерации службы лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечения контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов; развития нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработки научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания; государственной поддержки развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработки проектной документации для строительства учреждений нового типа; развития межрегионального и международного сотрудничества; поддержки кадрового обеспечения сети учреждений социального обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опыт деятельности учреждений социальной защиты населения г.Комсомольска-на-Амуре

В 1990-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы  социального обслуживания, широкое  применение в работе с населением современных технологий и методик.

В федеральном законе «Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»5 в ст. 1 подчеркивается, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Важную роль играют статьи закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»6 существенно дополняет и конкретизирует представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для ретуширования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законе предмет его определяется таким образом: социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

    • адресности;
    • доступности;
    • добровольности;
    • гуманности;
    • приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
    • конфиденциальности;
    • профилактической направленности;
    • соблюдения прав человека и гражданина;
    • преемственности всех видов социального обслуживания.

В федеральном законе «Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальные службы» включено в число основных. Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Государственная система  социальных служб — система, состоящая  как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении, федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями  и учреждениями иных форм собственности  и гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Таким образом, вопрос об организации  социальных служб рассматривается  как с позиции территориальности, так и ведомственности. В то же время социальные службы различных министерств и ведомств видятся в качестве неотъемлемого компонента (или сектора) территориальной социальной сети. Такая территориальная сеть сегодня еще не является системной. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко множество источников финансирования. Однако практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например, социальной защиты населения, образования, Министерства внутренних дел (МВД), службы занятости, молодежи и т.д.

Важнейшими институциональными признаками социальной службы являются:

    1. правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждений социальной защиты с помощью типовых, и оригинальных (основанных на типовых) положений, регламентов;
    2. организационное построение учреждений социальной защиты, помощи, которое может быть типовым или оригинальным, в котором отражается специфика условий, какие-то особенности;
    3. практическое выполнение определенных функций социальной защиты, помощи, поддержки, исходя из правового статуса и организационной структуры.

Таким образом, в институциональной  основе сфокусированы три важнейшие  составляющие: правовой статус, организационная структура и функции.

К середине 1990-х годов  в Российской Федерации сложились  такие виды социальных служб:

    • государственные;
    • коммерческие;
    • смешанные;
    • работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

В целом ими выполняются  следующие разновидности социального  обслуживания:

    • материальная помощь;
    • помощь на дому;
    • постоянное обслуживание в условиях стационара;
    • предоставление временного приюта;
    • организация дневного прерывания в учреждениях социального обслуживания;
    • консультативная помощь;
    • социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан;
    • социальная адаптация и реабилитация граждан, являющихся инвалидами;
    • социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
    • социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей;
    • организация торгового обслуживания, социально-бытовых и ритуальных услуг.

Информация о работе Система социальных служб в Российской Федерации