Система и стандарты адаптации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Адаптация персонала в организации является необходимым звеном системы управления персоналом. Становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

Работа содержит 1 файл

Система и стандарт адаптации персонала(КУРСОВАЯ)..doc

— 470.00 Кб (Скачать)

     В результате эффективного адаптационного процесса организация в кратчайшие сроки получает высоко мотивированных сотрудников, которые работают на стабильный результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Проведение целенаправленной адаптации работников - насущная необходимость для современных организаций. Процедура адаптации работников направлена: на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового работника; на уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу; на снижение дискомфорта первых дней работы; на объективную оценку уровня квалификации и потенциала работника.

     При разработке системы адаптации персонала  для ОАО «АВТОВАЗ» мы определили, что в ГЦ ЗЧ процесс адаптации работников можно разделить на четыре этапа.  На первом этапе проводится оценка уровня подготовленности новичка, которая является основой  для разработки программы адаптации. Второй этап – этап ориентации, то есть практического ознакомления нового работника с обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Третий этап – эта действенной адаптации, на котором новичку предоставляется возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания. Четвертый этап характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

     Для управления адаптацией новых работников также разработан стандарт предприятия по адаптации.

     Для оценки эффективности процесса принятия персонала один раз в квартал рассчитывается процент закрепляемости персонала. В 2010 году процент закрепляемости персонала для ОАО «АВТОВАЗ» составил 71%, это показывает, что процесс адаптации персонала является результативным.

     Также в курсовой работе предложены следующие мероприятия по совершенствованию системы адаптации персонала:

  1. Увеличение размера заработной платы для тех, кто работает на пользу предприятия, тем самым, привлекая новые специализированные кадры;
  2. Возложение соответствующих обязанностей на одного сотрудника Отдела обучения и развития персонала, обозначив должность специалиста по адаптации персонала, который будет нести полную ответственность за организацию процесса адаптации;
  3. Проведение обучения (тренинга) в качестве подготовки персонала по системе адаптации;
  4. Проведение конкурсов профессионального мастерства, совместных выездов на природу;
  5. Проведение собрания для работников производств, с целью информирования последних событий предприятия, также проведение разъяснительных бесед о необходимости передачи опыта и навыков профессионального мастерства от старшего поколения младшему;
  6. Развитие индивидуального подхода к кандидату, то есть проведение тестирования при приеме на работу для психологической совместимости наставника и нового работника.

     Таким образом, правильно построенные система и стандарт адаптации, дают возможность сокращения адаптационного периода и быстрейшему достижению точки рентабельности новых работников, помогают развитию творческой инициативы у всего коллектива, воспитывают командный дух, открывает новые возможности роста. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Володина Н. «Путеводитель по кадровому менеджменту. Выпуск 4. Адаптация персонала» / - М.: Изд. Head Hunter 2007- 117с.
  2. Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала: История и современность.// Управление персоналом. – 2008 - №12 –С. 39-42.
  3. Магура М.И. Основные принципы построения системы отбора кадров. // Управление персоналом. – 2007 - №11. –С. 30-35.
  4. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. – М.:  Экзамен, 2009.
  5. Правин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия.- М.: Дело, 2008.
  6. www.lada-auto.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Тест  оценки программы введения в должность  и испытательного срока

      Вопросы

      ДДа       ННет
  1. Сообщена ли дата начала работы, время явки на прием к указанному лицу?
                   
  1. Проверка оформления личного дела сотрудника
                   
  1. Разъяснение должностной инструкции
                   
  1. Провели ли представление коллегам (рабочим бригады)?
                   
  1. Провели ли представление руководству среднего звена?
                   
  1. Проведено ли ознакомление со зданием: входы и выходы, туалеты, доски объявлений, столовые и буфеты, пункт первой помощи?
                   
  1. Проведен ли инструктаж по технике безопасности?
                   
  1. Рассказана ли история, продукция и имидж организации?
                   
  1. Разъяснение общих требований к работе сотрудника
                   
  1. Условия работы (рабочее место, рабочие часы и перерывы, нерабочие дни)
                   
  1. Документация процедуры отчетности и контроля рабочего времени, разъяснение правил исчисления затрат и премирования
                   
  1. Рассказали ли Вы процедуры рассмотрения нарушений и жалоб?
                   
  1. Роль профсоюзной организации и администрации доведена до нового сотрудника?
                   
  1. Вмешиваетесь ли Вы лично в конфликтные ситуации с «новичком»?
                   
  1. Вмешиваетесь ли Вы лично в конфликтные ситуации с «новичком»?
                   
  1. Назначается ли наставник или консультант «новичка»?
                   
  1. Проверяли ли Вы соответствие документу об образовании?
                   
  1. Соответствуют ли знания и умения «новичка» данной работе?
                   
  1. Удовлетворяют ли Вас вредные привычки и проявившиеся негативные качества сотрудника?
                   
  1. Доволен ли работник существующей оплатой труда?
                   
  1. Знаете ли Вы социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением «новичка»?
                   
Итого ответов:                    
 
 

      

Ключ теста: подсчитывается количество ответов «Да» и «Нет», вписывается в графу «Итого ответов». При наличии определенного количества ответов «Да» можно сделать следующие  выводы об эффективности испытательного срока:  16 и более – отлично; от 12 до 15 – хорошо; от 8 до 11 – удовлетворительно; до 7 – неудовлетворительно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

Приложение 2

      

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

      

Адаптация персонала 

      

1. Область применения

      

Настоящий стандарт устанавливает организацию и  порядок проведения процесса адаптации на предприятии вновь принятых работников: специалистов и служащих.

      

Стандарт предназначен для руководителей структурных  подразделений, сотрудников предприятия, назначаемых наставниками, сотрудников  отдела кадров, сотрудников отдела развития персонала.

  1. Термины, определения и сокращения

      

2.1. В настоящем  стандарте применяют следующие  термины с соответствующими определениями:

      

Адаптация: Процесс вхождения нового работника в организацию, включающий усвоение работником норм и правил, по которым живет организация, вхождение в коллектив, принятие установленных норм взаимоотношений, овладение новым работником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике.

      

2.2. В настоящем  стандарте применяют следующие  сокращения:

      

ОК – отдел  кадров

      

ОРП – отдел  развития персонала

  1. Общие положения

      

3.1. Процедура  адаптации работников направлена:

  • на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового работника;
  • на уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу;
  • на снижение дискомфорта первых дней работы;
 

    Продолжение приложения 2

  • на объективную оценку уровня квалификации и потенциала работника.

      

3.2. Продолжительность  адаптационного периода – 3 месяца, по времени совпадает со сроком  испытания, если таковой при  заключении трудового договора соглашением сторон устанавливается работнику.

      

3.3. Подготовка  к реализации процесса адаптации  нового работника начинается  с момента поступления в ОК  заявки на подбор персонала  на вакантную должность. ОК  предоставляет ОРП информацию  о подаче работником заявления о приеме на работу, анкетные данные работника (анкета, резюме, результаты собеседования).

      

3.4. Вновь принятым  работникам: выпускникам высших, средних  специальных учебных заведений;  работникам, не имеющим достаточного  опыта работы по специальности (менее 1 года), руководителем подразделения назначается наставник из числа персонала структурного подразделения. Права и обязанности наставника определяются положением о наставничестве.

  1. Порядок проведения процесса адаптации

      

4.1. При оформлении  документов о приеме на работу нового работника ОК должен направить его в ОРП для разработки процесса адаптации на предприятии.

      

4.2. Специалист  ОРП составляет план мероприятий,  необходимых для адаптации работника  на предприятии, знакомит с  ним нового сотрудника (работника), передает план и форму оценки деятельности работника руководителю подразделения. В период адаптации поддерживает контакт с вновь принятым работником для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции. 
 
 

      

Продолжение приложения 2

      

4.3. Процесс адаптации нового работника состоит из следующих основных частей: введение в организацию, введение в подразделение, вхождение в должность.

      

4.4. Введение  в организацию.

      

4.4.1. Перед вручением  пропуска заведующий бюро пропусков   осуществляет знакомство и обсуждение с работником документов:

  • положение о правилах пропускного и внутриобъектового режима;
  • инструкция по пользованию электронным пропуском.

      

4.4.2. Перед началом  работы нового работника ОК  осуществляет знакомство и обсуждение  с работником документов: правила внутреннего распорядка; коллективный договор.

      

4.4.3. Перед началом  работы нового работника специалист  ОРП знакомит его с организационной  структурой, историей предприятия.     

      

4.5. Введение  в подразделение.

      

4.5.1. Непосредственный  руководитель знакомит работника с местом и ролью структурного подразделения в структуре предприятия, его задачами и функциями, раскрывает взаимосвязь с другими отделами.

      

4.5.2. Непосредственный  руководитель, наставник (если таковой  назначен), представляют нового работника коллективу, знакомят с сотрудниками, с распределением должностных обязанностей, со способами коммуникации внутри коллектива, с традициями.

      

4.5.3. Наставник  знакомит нового работника с  расположением производственных, служебных  и бытовых помещений.

      

4.6. Вхождение  в должность.

      

4.6.1. Непосредственный  руководитель знакомит нового  работника с должностными обязанностями  и правами, с должностной инструкцией,  с документами, инструкциями, которые  он должен знать и руководствоваться  которыми должен в процессе  работы. 

      

Продолжение приложения 2

      

4.6.2. Непосредственный  руководитель в течение первых  трех дней по выходе нового  работника составляет план работы  согласно должностной инструкции  на период адаптации сотрудника (работника). Знакомит нового работника  с планом, информирует о критериях оценки эффективности выполнения плана. План работы нового работника утверждается руководителем подразделения, подписывается работником. План должен быть у работника, наставника и непосредственного руководителя.

      

4.6.3. Наставник  (в случае отсутствия такового - непосредственный руководитель) контролирует выполнение плана работника, оказывает ему необходимую помощь в решении производственных задач.

      

5. Анализ работы  сотрудника (работника) в период  адаптации

      

5.1. Предварительный  анализ работы вновь принятого  работника.

      

5.1.1. Предварительный  анализ работы нового работника  осуществляется по истечении  первого и второго месяца его  адаптации на предприятии.

      

5.1.2. При предварительном  анализе непосредственный руководитель, наставник, специалист ОРП рассматривают  следующие вопросы:

Информация о работе Система и стандарты адаптации персонала