Система и стандарты адаптации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Адаптация персонала в организации является необходимым звеном системы управления персоналом. Становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

Работа содержит 1 файл

Система и стандарт адаптации персонала(КУРСОВАЯ)..doc

— 470.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

(СамГУПС) 

Кафедра: «Социальные технологии и право» 
 

Курсовая  работа

по дисциплине:

«Управление персоналом»

на тему:

«Система  и стандарт адаптации персонала» 
 
 

  

                                                                           Выполнила: студентка 981группы

                                                           института управления и экономики                               

                                                                           Шостак О.В.

                                                            Проверила: кэн, ст. преподаватель

                                                                                           Щелкунова С.А.

              Оценка:

              Дата: 
               

Самара 2011

     Содержание:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Адаптация персонала в организации является необходимым звеном системы управления персоналом. Становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

     Внедрение системы управления адаптацией в  предприятия представляет собой  достаточно сложную задачу, но от нее зависит решение таких важных задач для предприятия, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров, возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя, вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды, снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Это нормальный страх перед новым и неизвестным, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе [5].

     Система адаптации призвана решать вышеперечисленные  проблемы.

     В связи с этим является актуальным определение сущности адаптации, описание ее как системы.

     Интерес к данной проблеме заметен и по обилию литературных источников, статей, посвященных не только теоретическому аспекту проблемы адаптации работников, но и применению описанных в них методов и процедур на практике.

     Данная  проблема рассмотрена на примере  ОАО «АВТОВАЗ».

     Цель  курсовой работы – совершенствование системы и стандарта адаптации персонала в ОАО «АВТОВАЗ».

       Задачи работы:

  • исследовать теоретические аспекты адаптации персонала;
  • рассмотреть систему и стандарт адаптации персонала на примере Головного центра запасных частей (ГЦ ЗЧ) ОАО «АВТОВАЗ»;
  • определить эффективность системы адаптации персонала в ГЦ ЗЧ ОАО «АВТОВАЗ»;
  • разработать мероприятия по совершенствованию адаптации персонала в ГЦ ЗЧ ОАО «АВТОВАЗ».

     Предмет исследования – процесс адаптации как важнейший элемент системы управления персоналом предприятия.

     Объект  исследования – персонал ГЦ ЗЧ ОАО "АВТОВАЗ". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Обоснование необходимости системы и стандарта адаптации персонала
    1. Сущность и основные аспекты системы адаптации

     Адаптация персонала – это процесс приспособления работников к условиям трудовой деятельности, включающий освоение корпоративных правил, норм и стандартов, а также знакомство с условиями и содержанием трудовой деятельности.

     Для чего нужна адаптация новых сотрудников? Прежде всего, она необходима для  того, чтобы сократить время, которое  обычно требуется новому сотруднику для того, чтобы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей. Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При использовании грамотно разработанной системы адаптации, человек, недавно пришедший в компанию, чувствует себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу в работе. Надо заметить, что адаптация – процесс обоюдный: человек приспосабливается к новой для него организации, организация приспосабливается к новому для неё человеку. И от того, насколько гладко пройдёт этот процесс во многом зависит дальнейшая продуктивность, как нового сотрудника, так и его коллег.

     Психологи утверждают, при трудоустройстве  человек испытывает сильный стресс. Корни этого стресса – это ситуация неизвестности смогу ли я справиться, а как меня примут. Именно этот стресс мешает человеку работать качественно и эффективно с первых дней. По данным тех же психологов продолжительность адаптации линейного персонала в среднем 3 – 4 недели, а для руководителей среднего звена увеличивается до 8 недель. Новичок, самостоятельно вживаясь в коллектив, основные силы тратит не на решение поставленных задач, а на то чтобы заслужить уважение своих новых коллег, создать для себя благоприятную атмосферу и безопасные условия для работы. И пока новички адаптируются к новым условиям, компания тем временем теряет рынок, недополучает прибыль, и тем дольше продолжается этот период, тем сложнее будет вернуть утраченные позиции. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что обе стороны заинтересованы в сокращении периода адаптации [3].

     Чтобы сократить период адаптации, понадобится внедрение нескольких постоянно проводимых мероприятий. Так называемая система адаптации, направленная на вхождение нового сотрудника в компанию и должность. Система адаптации разрабатывается индивидуально для каждой компании и включает в себя несколько мероприятий, которые дополняют друг друга и помогают сотруднику:

    • подробнее ознакомиться с деятельностью предприятия;
    • понять организационную и структуру принятия решений принятую в компании;
    • понять суть работы, и что от него требуется;
    • быстрее обучится необходимым для работы дополнительным навыкам;
    • быстрее установить отношения с коллегами;
    • найти своё место в команде.

     Система адаптации персонала – это не только пакет документов, регламентирующих порядок мероприятий по адаптации нового сотрудника. Это, прежде всего люди, которые эти мероприятия осуществляют: и те, кто непосредственно помогает новому сотруднику войти в курс дела, и те, кто этот процесс организует и контролирует. И, конечно же, это инструменты, которые они используют в своей работе.

     Основная цель всех адаптационных мероприятий заключается в том, чтобы помочь сотруднику как можно быстрее начать работать с максимальной отдачей на новом месте. 

     Правильно выстроенная система адаптации сотрудников позволяет компании решить несколько важных задач:

  1. ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность и достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки;
  2. уменьшение количества возможных ошибок и производственных потерь в процессе освоения сотрудником своих функциональных обязанностей;
  3. формирование у новых сотрудников мотивации к достижению высоких результатов и качественному выполнению работы;
  4. сокращение уровня текучести кадров за счет снижения количества сотрудников, не прошедших испытательный срок;
  5. повышение продуктивности работы всех подразделений компании.

     В результате реализации данных задач, компания способна существенно снизить издержки, связанные с поиском, обучением и развитием персонала.

     Для того чтобы глубже понять целесообразность внедрения системы адаптации  персонала в компании, давайте попробуем посмотреть на этот процесс глазами самого сотрудника.

     Адаптация глазами сотрудника

     Попадая в новую рабочую среду, сотруднику приходится искать ответы на множество  вопросов, связанных с выполнением  своих рабочих обязанностей. Новые  отношения, новые требования, новые  условия труда – все это  может способствовать или препятствовать раскрытию лучших качеств сотрудника, реализации его возможностей и потенциала.

     Существуют  несколько аспектов адаптации сотрудника на новом месте  работы:

  1. Корпоративная адаптация

     Приступая к работе, сотруднику важно понимать не только специфику деятельности компании, но и знать ее историю, стратегические цели и задачи, учитывать в своей деятельности особенности корпоративного управления и организационной структуры. В связи с этим, сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

    • Каковы ключевые цели и задачи компании? В чем заключаются ее основные приоритеты?
    • Какое место занимает компания на рынке?
    • Какова история создания и развития компании? Каких успехов добилась компания за свою историю?
    • Кто является главными клиентами и партнерами компании?
    • Кто наши основные конкуренты?
    • Какова организационная структура компании? Сколько в ней департаментов, подразделений, отделов? Где они расположены? Как организовано взаимодействие и обмен информацией между ними?
    • Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения на уровне компании, подразделений, отделов?
    • Какие основные регламенты и процедуры действуют в компании?
    • Каков порядок согласования приказов и распоряжений, подписания документов?
  1. Социально-психологическая адаптация

     В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в корпоративную культуру компании с ее уникальными традициями, ценностями, особенностями отношений и правилами взаимодействия.

     Присоединяясь к корпоративной культуре компании, сотруднику важно знать:

    • Какие правила общения и взаимодействия между людьми приняты в этой Компании (формальные и неформальные)? Кто с кем и как взаимодействует?
    • Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
    • Какого поведения от меня ждут?
    • К чему я должен стремиться/делать, чтобы добиться успеха в этой компании?
    • К кому я могу обратиться за помощью?
  1. Организационная адаптация

     В первые недели работы сотруднику приходится сталкиваться с множеством незнакомых ранее бытовых и организационных  процедур. Это также вызывает множество вопросов:

    • Какой в компании трудовой распорядок?
    • Когда и где выдают заработную плату?
    • Как оформляются командировки, бронируются переговорные, заказывается канцелярия и т.п.?
    • Как работает оргтехника?
    • Где и как организовано питание сотрудников?
    • Как работает корпоративный транспорт?
    • Как осуществляется доступ в корпоративную сеть?

Информация о работе Система и стандарты адаптации персонала