Система государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Исследование государственной службы как политического института, направленного на совершенствование государственного управления в целях укрепления суверенного российского государства и развития гражданского общества, имеет важное теоретическое и практическое значение, что и определяет актуальность исследования.
Различные аспекты рассматриваемой темы в той или иной мере получили отражение в научной литературе. Государственная служба и государственное управление освещались в советский период В.М. Манохиным, Д.Н. Бахрахом и другими. На современном этапе развития политической науки осуществлялись исследования, посвященные вопросам государственной службы - Г.В. Атаманчуком, К.С. Вельским, Ю.С. Васютиным, А.А. Деминым, В.Г. Игнатовым, B.C. Комаровским, В.А. Мальцевым.
Целью работы являются комплексное исследование системы государственной службы в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Историческое развитие и современное состояние государственной службы в Российской Федерации……………………………………………..…6
1.1. История развития государственной службы в Российской Федерации………………………………………………………………………....6
1.2. Понятие и правовая регламентация государственной службы Российской Федерации………………………………………………………………………..11

Глава 2. Система государственной службы в Российской Федерации………16
2.1. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………..16
2.2. Виды государственной службы в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….23

Глава 3. Практика реализации концепции реформирования государственной службы……………………………………………………………………………28
3.1. Основные проблемы реализации реформирования государственной службы………………………………………………………..28
3.2. Решение проблем и совершенствование концепции реформирования системы государственной службы…………………………32

Заключение………………………………………………………………….........37
Список литературы……………………………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Наряду  с нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной службы, установленной Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», в научных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовых признаков используются и иные классификации.

     Так, в качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (например, аппарат палат Федерального собрания), исполнительную (аппарат Правительства РФ) и судебную (аппарат федеральных судов) ветви власти.

     На  основании критерия, связанного с  организационно, с организационно-правовыми  формами федеральных органов  исполнительной власти, федеральная  государственная служба может классифицироваться на следующие подвиды:

  • служба в федеральном министерстве и его территориальных органах;
  • федеральная служба;
  • федеральное агентство;
  • федеральные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с утверждаемой главой государства структурой федеральных органов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Практика реализации концепции реформирования государственной  службы. 

     3.1. Основные проблемы  реализации  реформирования государственной службы. 

     Россия  находится на очередном этапе реформирования системы государственной службы. От выбора парадигм и подходов к реформированию зависят подходы к теории и организации государственной службы, управлению ею, а также эффективность в деятельности государственной власти.

     В реальной политической практике, являясь своего рода буфером между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии.

     Одним из основных направлений государственного строительства в условиях административной реформы является реформирование государственной службы. Данное направление предполагает поднятие авторитета, престижа и конкурентоспособности государственной службы в обществе на основе современных технологий организации, подбора и расстановки кадрового состава, эффективного взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества.

     Основные  цели и задачи реформирования системы  государственной службы Российской Федерации были сформулированы в  Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году (далее - Концепция).

     В соответствии с Концепцией созданы  основы единой системы государственной  службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.

     В процессе реформирования государственной  службы была сформирована государственная  гражданская служба как вид государственной  службы, выстроена система федеральной  государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.

     Важным  этапом реформирования государственной  службы стало принятие в 2003 году Федерального закона "О системе государственной  службы Российской Федерации", в 2004 году Федерального закона "О государственной  гражданской службе Российской Федерации". В 2007 году принят Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".

     В целях реализации федеральных законов  о государственной службе были изданы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации.

     Определены  новые подходы к формированию кадрового состава государственной  гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности  государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

     Гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям.

     В работе кадровых служб государственных  органов все еще используются устаревшие технологии, не ведется  целенаправленная работа по привлечению  молодых перспективных кадров.

     Современные методы планирования и регламентации труда государственных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных служащих.

     Качество  профессионального обучения государственных  служащих в недостаточной степени  отвечает потребностям развития государственной  службы.

     Указанные проблемы в значительной степени связаны с отсутствием научно обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства Российской Федерации о государственной службе. Проведение экспериментов, разработка должностных регламентов, применение новых кадровых технологий на государственной службе не имеют системного характера. Недостаточно проработана методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, квалификационных экзаменов и аттестации государственных служащих.

     В должной мере не обеспечивается взаимосвязь реформы государственной службы с бюджетной, административной, судебной и военной реформами, реформой местного самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления.

     Недостаточная открытость государственной службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.

     Опыт  осуществления мероприятий федеральной  программы "Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", продленной на период 2006 - 2007 годов Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 1437 "О продлении срока реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" на 2006 - 2007 годы", выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

     Ряд направлений реформирования государственной  службы остался нереализованным, в  том числе положения Концепции  и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной службой.

     Формирование  и трансформация института государственной  службы Российской Федерации через  призму формирования принципов российского  федеративного демократического правового государства и настоятельная потребность в разработке комплексных мер по совершенствованию государственной службы обусловили выбор направления реформ и предопределили актуальность темы исследования13.

     В настоящее время в Российской Федерации наблюдается отсутствие системности в формировании государственной службы, специального федерального органа по ее управлению, что, несомненно, является существенным недостатком в деле государственного строительства в России, в отличие от других государств. Поэтому становление и развитие эффективной системы управления государственной службой представляется первоочередной задачей в комплексе мер по реформированию государственной службы Российской Федерации и совершенствованию данного института в контексте реализации конституционного положения о Российской Федерации как федеративном демократическом правовом государстве.

     Несмотря  на то, что в Российской Федерации  приняты и действуют ряд федеральных  законов, регулирующих систему государственной  службы, многие концептуальные положения в них остались не конкретизированными. В первую очередь это касается Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Следствием этого стало отсутствие законодательно закрепленной структуры, механизмов, технологии функционирования и четких принципов организации государственной службы, соответствующих концепции построения демократического, правового, федеративного государства.

     Опыт  осуществления мероприятий федеральной  программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы14 

     3.2. Решению проблем и совершенствование концепции реформирования системы государственной службы. 

     Проблема  совершенствования государственной  службы в системе власти и государственного управления всегда имела как теоретическое, так и большое политическое значение. От ее решения во многом зависят характер деятельности и качественный уровень органов государственной власти и направленность дальнейшего государственного строительства.

     В настоящее время задачи по завершению качественного преобразования системы государственной службы, оптимизации её организации и функционирования на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрения на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий ставит перед собой Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

        Несмотря на ощутимые успехи  реформы, существует целый спектр  проблем, связанных с осуществлением  институционализации государственной службы.

     Место и роль гражданской службы в различных  сферах государственного управления предопределяются принадлежностью к особой социальной группе, призванной по роду своей профессиональной деятельности к осуществлению государственно-административных функций.

     Важнейшими  направлениями повышения эффективности  государственной службы являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной  деятельности государственных служащих. В настоящее время показатели служебной деятельности государственных служащих недостаточно ориентированы на результативность их труда, на достижение целей и приоритетов государственных органов. Уровень денежного содержания государственных служащих слабо зависит от результатов их труда. Система дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих также не в должной мере нацелена на повышение результативности их профессиональной служебной деятельности.

     Необходимо  обеспечить надлежащие условия для качественного исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей, для эффективного функционирования государственной службы.

     Этому могут способствовать внедрение  в сферу государственной службы современных информационных технологий управления и совершенствование системы организации профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

     Необходимо  разработать сбалансированную систему  показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, а также усилить стимулы к надлежащему исполнению ими должностных регламентов15.

     Особенностью  политико-правового регулирования  государственной службы является то, что ее институты (нормы, принципы, статусы, структуры), закрепляясь на политико-правовом уровне, создают нормативные предпосылки для государственной службы как целостного института. Функционирование института государственной службы связано не только с объективными условиями, но с субъективным фактором — волей, желанием, интересами. Комплекс вопросов реформирования государственной службы в Российской Федерации, её объективные и субъективные условия как элементы социального базиса государственной службы и государства до настоящего времени не получили должного научного осмысления16.

Информация о работе Система государственного управления