Система государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Исследование государственной службы как политического института, направленного на совершенствование государственного управления в целях укрепления суверенного российского государства и развития гражданского общества, имеет важное теоретическое и практическое значение, что и определяет актуальность исследования.
Различные аспекты рассматриваемой темы в той или иной мере получили отражение в научной литературе. Государственная служба и государственное управление освещались в советский период В.М. Манохиным, Д.Н. Бахрахом и другими. На современном этапе развития политической науки осуществлялись исследования, посвященные вопросам государственной службы - Г.В. Атаманчуком, К.С. Вельским, Ю.С. Васютиным, А.А. Деминым, В.Г. Игнатовым, B.C. Комаровским, В.А. Мальцевым.
Целью работы являются комплексное исследование системы государственной службы в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Историческое развитие и современное состояние государственной службы в Российской Федерации……………………………………………..…6
1.1. История развития государственной службы в Российской Федерации………………………………………………………………………....6
1.2. Понятие и правовая регламентация государственной службы Российской Федерации………………………………………………………………………..11

Глава 2. Система государственной службы в Российской Федерации………16
2.1. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………..16
2.2. Виды государственной службы в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….23

Глава 3. Практика реализации концепции реформирования государственной службы……………………………………………………………………………28
3.1. Основные проблемы реализации реформирования государственной службы………………………………………………………..28
3.2. Решение проблем и совершенствование концепции реформирования системы государственной службы…………………………32

Заключение………………………………………………………………….........37
Список литературы……………………………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Однако  совершенно очевидно, что государственным  служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам  профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий  государственный орган. Претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий по должности. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.

     Принцип профессионализма и компетенции  государственных служащих предусматривает, что профессия является родом  деятельности, занятий человека, который  владеет комплексом специальных  знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки, а также накопленного опыта работы. Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов следует считать высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего государства и требующей особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования8.

     Компетентность, в отличие от профессионализма, - понятие более динамическое; это  практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств  работника; она выражается прежде всего  в качественном осуществлении полномочий. Можно сказать, что компетентность служащих - это обладание знаниями о предмете собственной государственно-служебной деятельности.

     Принцип профессионализма и компетенции  государственных служащих является ведущим началом организации  и функционирования государственной службы в вопросах подбора, расстановки и перемещения кадров государственных служащих.

     Принцип стабильности государственной службы выражается в устойчивости профессионального  положения государственного служащего  и преемственности в проведении государственной кадровой политики.

     Принцип доступности информации о гражданской  службе предусматривает, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Однако государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию9.

     Новыми  принципами взаимоотношений между  государством и обществом становятся:  

     1. Профессионализм и компетентность. 

     Поступление гражданина на государственную гражданскую  службу для замещения должности государственной гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности государственной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы. 

     Служебная деятельность государственного гражданского служащего реализуется на основе должностного регламента, являющегося составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к государственному гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность государственной гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности. 

     Наряду  с реализацией мероприятий по созданию и совершенствованию законодательства о государственной гражданской службе, применением государственными органами механизмов, процедур и институтов, связанных с прохождением государственной гражданской службы, которые до принятия федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены не были, развертывается широкомасштабная система переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих, причем с использованием принципиально новых программ и методов обучения. 

     2. Государственная гражданская служба – это карьерный рост и профессиональное развитие.

     Формирование  кадрового состава государственной  гражданской службы в государственном  органе обеспечивается на основе назначения на должность государственной гражданской  службы государственных гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств, совершенствования профессионального мастерства государственных гражданских служащих. 

     3. Государственная гражданская служба  – это гарантии и стабильность.

     Конкурсные  процедуры обеспечиваются достаточным  уровнем денежного содержания государственных  гражданских служащих,. Помимо должностного оклада и оклада за классный чин  государственные гражданские служащие получают надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы. Для обеспечения правовой и социальной защищенности государственных гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы предусмотрен ряд основных и дополнительных социальных гарантий государственным гражданским служащим, таких как единовременная субсидия на приобретение жилой площади, например. Все это значительно увеличивает в реальном выражении денежное содержание государственных гражданских служащих и делает государство конкурентоспособным работодателем.

       Реализация принципов построения  и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Новым законодательством о государственной гражданской службе существенно скорректирована классификация должностей госслужащих. Как указывает Г.В. Мальцев, теперь они разделяются на категории и группы.10 В числе первых: руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. 

     2.2. Виды государственной  службы в системе  государственной  службы Российской. 

     Государственная служба Российской Федерации состоит  из федеральной государственной  службы и государственной службы субъектов Российской Федерации. Такое  деление государственной службы на виды предопределяет существование  двух видов законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения. Законодательство о государственной службе состоит из Конституции, Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063., Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, №31, ст. 3215., многочисленных нормативных правовых актов, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.

     Согласно  Федеральному закону «О системе государственной  службы Российской Федерации» система  государственной службы в современной  России включает в себя следующие  виды11:

     1. государственная гражданская служба;

     2. военная служба;

     3. правоохранительная служба.

     В свою очередь государственная гражданская  служба подразделяется на:     1.1 федеральную государственную гражданскую службу;

     1.2 государственную гражданскую службу  субъекта Российской Федерации.

     С учетом принципа федеративного устройства России гражданскую службу делят на два вида:

  • федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном владении.

     Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

     В Федеральном законе «О системе государственной  службы в РФ» даны определения  вышеперечисленных видов государственной  службы, а именно:

  • Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
  • Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
  • Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
  • Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
  • Военная служба - вид федеральной государственной гражданской службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.
  • Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваивают специальные звания или классные чины.

     В одном и том же федеральном  государственном органе могут быть учреждены должности федеральной  государственной службы различных  видов. Это, например, уже сейчас имеет место в системе Министерства обороны РФ (где наряду с воинскими должностями имеют место должности федеральной государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь есть и должности правоохранительной службы, и федеральной государственной гражданской службы, и воинские должности во внутренних войсках), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.12

Информация о работе Система государственного управления