Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа
Исследование государственной службы как политического института, направленного на совершенствование государственного управления в целях укрепления суверенного российского государства и развития гражданского общества, имеет важное теоретическое и практическое значение, что и определяет актуальность исследования.
Различные аспекты рассматриваемой темы в той или иной мере получили отражение в научной литературе. Государственная служба и государственное управление освещались в советский период В.М. Манохиным, Д.Н. Бахрахом и другими. На современном этапе развития политической науки осуществлялись исследования, посвященные вопросам государственной службы - Г.В. Атаманчуком, К.С. Вельским, Ю.С. Васютиным, А.А. Деминым, В.Г. Игнатовым, B.C. Комаровским, В.А. Мальцевым.
Целью работы являются комплексное исследование системы государственной службы в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историческое развитие и современное состояние государственной службы в Российской Федерации……………………………………………..…6
1.1. История развития государственной службы в Российской Федерации………………………………………………………………………....6
1.2. Понятие и правовая регламентация государственной службы Российской Федерации………………………………………………………………………..11
Глава 2. Система государственной службы в Российской Федерации………16
2.1. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………..16
2.2. Виды государственной службы в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….23
Глава 3. Практика реализации концепции реформирования государственной службы……………………………………………………………………………28
3.1. Основные проблемы реализации реформирования государственной службы………………………………………………………..28
3.2. Решение проблем и совершенствование концепции реформирования системы государственной службы…………………………32
Заключение………………………………………………………………….........37
Список литературы……………………………………………………………....39
В
ходе реформирования государственная
гражданская служба Российской Федерации
приобретает новые черты. Укрепляются
тенденции открытости государственной
службы, доступности ее для граждан, стабильности
в интересах общества, деятельности только
в рамках демократических законов.
Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права.
Круг и содержание нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы государственной службы, предопределяются условиями (предпосылками) возникновения и реализации государственно-служебных отношений. Это, прежде всего, означает, что до решения вопросов, связанных с замещением должности и осуществлением государственными служащими своих полномочий, необходимо определить систему органов государственной власти и внутреннюю (организационно-штатную) структуру, утвердить перечень государственных должностей и классифицировать их по категориям и группам, установить объем полномочий и функций по каждой должности, а также квалификационные требования к государственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т.д.)
Правовые
нормы регламентируют и вопросы
прохождения службы: поступление
на государственную службу; способы
замещения вакантных
Необходимой предпосылкой реализации государственно-служебных отношений является определение конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставляется право осуществлять прием на государственную службу, а также назначать и перемещать их в должностях, присваивать им квалификационные разряды.
Важный элемент работы с кадрами государственных органов - осуществление государственной кадровой политики. Кадровая политика закрепляется в законах, других нормативных правовых актах, посредством которых и претворяется в жизнь. Успех кадровой политики прямо зависит от качества государственного аппарата, от исполнения им законодательства, от его исполнительской дисциплины.
Во взгляде на сущность государственной службы существует три точки зрения.
Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер.
Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер.
В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.
Государственная служба выступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина с государством.
Государственная служба обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователя рассматривается как элемент механизма государственного управления.
Государственная
служба - важнейший административно-
Государственная служба рассматривается учеными и в контексте обсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном управлении, государственном аппарате и его деятельности.
Однако
лишь в немногих научных публикациях
авторы пытаются обобщить опыт нормативного
регулирования государственно-
До последнего времени в законодательстве отсутствовало определение понятия «государственная служба». В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности в соответствии с занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.
Если раньше под государственной службой подразумевалось выполнение служащими любых должностных обязанностей в каких бы то ни было государственных организациях (государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
· Российской Федерации;
·
федеральных органов
· субъектов Российской Федерации;
·
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, иных
государственных органов
· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
·
лиц, замещающих должности, устанавливаемые
конституциями, уставами, законами субъектов
Российской Федерации для
· Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, вышеуказанным Федеральным законом не регулируется.5 Особенности понятия государственной службы, вытекающие из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», таковы:
Во-первых, это деятельность государственно-значимого характера, а именно государственная деятельность.
Во-вторых, она лишь часть государственной деятельности, а именно в той мере, в которой она обеспечивает исполнение полномочий государственно-властного характера, присущих Российской Федерации (составным частям государства), а так же лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.
В-третьих, это деятельность профессионального характера, отвечающая специальным требованиям, предъявляемым к ее субъектам, в качестве которых выступают государственные служащие.
Несмотря на то, что в Российской Федерации приняты и действуют ряд федеральных законов, регулирующих систему государственной службы, многие концептуальные положения в них остались не конкретизированными. В первую очередь это касается Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Следствием этого стало отсутствие законодательно закрепленной структуры, механизмов, технологии функционирования и четких принципов организации государственной службы, соответствующих концепции построения демократического, правового, федеративного государства.
Конституция
Российской Федерации играет принципиально
важную роль в правовом регулировании
государственной службы. В ней, в
частности, определены компетенция
Президента, Совета Федерации и Государственной
Думы по назначению на должности и освобождению
от должности государственных служащих.
Она содержит и некоторые другие положения,
касающиеся подбора и расстановки руководящих
кадров государственных органов.
Глава 2. Система государственной службы в Российской Федерации
2.1. Основные принципы
построения и функционирования
системы государственной
службы
Вообще принцип – это «научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают».6 Существование определенных убеждений делает устройство чего-нибудь особенным, выделает его из массы. Поэтому фундаментальное значение для каждой отрасли права или его института имеет совокупность принципов, игнорирование которых не допустимо при решении вопросов, касающихся той или иной отрасли или ее института. Иначе система взглядов на вещи, явления потеряет свою структуру и, следовательно, их сущность и цели свое реальное значение.
Государственная служба теснейшим образом связана с главным политическим институтом - государством, а государственная (и политическая) власть во многом осуществляется именно через государственную службу, которая реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью организационных, правовых и идеологических механизмов (авторитета, права, насилия и т.п.)7.
В
зависимости от занимаемого места
в структуре правового
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина является важным требованием закона о том, чтобы государственные служащие, прежде всего признавали права и свободы человека и гражданина. Признание государственным служащим этих прав и свобод влечет за собой его обязанность соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод. В конечном счете, данный принцип определяет главный смысл и сущность деятельности государственных служащих.
Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации называют принципом законности. Этот принцип является всеобщим.
Государственный служащий обязан осуществлять отраслевые и конкретно-институциональные принципы осуществлять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством Российской Федерации; в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с должностными обязанностями. Отказ или уклонение от действий, предписанных федеральными законами, влечет установленную законом ответственность государственных служащих.
Верховенство Конституции Российской Федерации 1993 г. и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов. В структуру принципа верховенства Конституции Российской Федерации и законов входят принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны как государства, так и граждан; также важное значение приобретает и соразмерность в государственном управлении, т.е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления.
Принцип
равного доступа граждан к
государственной службе в соответствии
со способностями и