Система государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Исследование государственной службы как политического института, направленного на совершенствование государственного управления в целях укрепления суверенного российского государства и развития гражданского общества, имеет важное теоретическое и практическое значение, что и определяет актуальность исследования.
Различные аспекты рассматриваемой темы в той или иной мере получили отражение в научной литературе. Государственная служба и государственное управление освещались в советский период В.М. Манохиным, Д.Н. Бахрахом и другими. На современном этапе развития политической науки осуществлялись исследования, посвященные вопросам государственной службы - Г.В. Атаманчуком, К.С. Вельским, Ю.С. Васютиным, А.А. Деминым, В.Г. Игнатовым, B.C. Комаровским, В.А. Мальцевым.
Целью работы являются комплексное исследование системы государственной службы в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Историческое развитие и современное состояние государственной службы в Российской Федерации……………………………………………..…6
1.1. История развития государственной службы в Российской Федерации………………………………………………………………………....6
1.2. Понятие и правовая регламентация государственной службы Российской Федерации………………………………………………………………………..11

Глава 2. Система государственной службы в Российской Федерации………16
2.1. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………..16
2.2. Виды государственной службы в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….23

Глава 3. Практика реализации концепции реформирования государственной службы……………………………………………………………………………28
3.1. Основные проблемы реализации реформирования государственной службы………………………………………………………..28
3.2. Решение проблем и совершенствование концепции реформирования системы государственной службы…………………………32

Заключение………………………………………………………………….........37
Список литературы……………………………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.doc

— 169.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание.

      
Введение…………………………………………………………………………...3
 

Глава 1. Историческое развитие и современное  состояние государственной службы в Российской Федерации……………………………………………..…6  
            1.1. История развития государственной службы в Российской Федерации………………………………………………………………………....6  
           1.2. Понятие и правовая регламентация государственной службы Российской Федерации………………………………………………………………………..11

 
Глава 2. Система государственной  службы в Российской Федерации………16  
           2.1. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………..16  
           2.2. Виды государственной службы в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….23
 

Глава 3. Практика реализации концепции реформирования государственной службы……………………………………………………………………………28

           3.1. Основные проблемы реализации  реформирования государственной службы………………………………………………………..28

           3.2. Решение проблем и совершенствование концепции реформирования  системы государственной службы…………………………32

 
Заключение………………………………………………………………….........37

Список  литературы……………………………………………………………....39 
 

     Введение

      
        Государственная служба всегда играла важную роль в истории России. Активизация поиска наилучшей системы государственного управления наблюдается в России с 1992 г., что обусловлено демократическими процессами модернизации российского государства и общества, связанными с изменениями политических институтов, в том числе и института государственной службы1. Роль государственной службы в укреплении государственного устройства трудно переоценить, поэтому наблюдается особый интерес к проблемам государственной службы со стороны политологов, государствоведов, политиков. Крупномасштабная реорганизация системы и структуры органов власти, осуществляемая поэтапно, не закончена. Процесс формирования новых систем государственного управления неразрывно связан с реформой государственной службы. На протяжении всего периода существования российской государственности осуществлялось преобразование государственного аппарата в связи с изменениями политико-правовых связей государственной власти и гражданского общества, совершенствованием концептуальных основ функционирования государства. Политическая воля современного государства, определяющая пути реформирования государственной службы, способствует своевременному решению государственно-служебных проблем. К ним относятся несовершенство федерального законодательства о государственной службе, рост численности государственных служащих, большое количество служащих, возраст которых приближается к пенсионному, дефицит женщин на высших руководящих должностях и т.д. В соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации. Государственная служба в субъектах Российской Федерации определена общими принципами, целями и задачами, предполагающими учёт региональных особенностей и местных традиций. 

     Таким образом, исследование государственной  службы как политического института, направленного на совершенствование  государственного управления в целях  укрепления суверенного российского  государства и развития гражданского общества, имеет важное теоретическое и практическое значение, что и определяет актуальность исследования.  
Различные аспекты рассматриваемой темы в той или иной мере получили отражение в научной литературе. Государственная служба и государственное управление освещались в советский период В.М. Манохиным, Д.Н. Бахрахом и другими. На современном этапе развития политической науки осуществлялись исследования, посвященные вопросам государственной службы - Г.В. Атаманчуком, К.С. Вельским, Ю.С. Васютиным, А.А. Деминым, В.Г. Игнатовым, B.C. Комаровским, В.А. Мальцевым. 

     Целью работы являются комплексное исследование системы государственной службы в Российской Федерации. Для достижения данной цели на решение ставятся следующие задачи: 

     1. Проследить историю развития  государственной службы в Российской Федерации. 

     2. Проанализировать понятие и правовую  регламентацию государственной службы Российской Федерации. 

     3. Рассмотреть основные принципы  построения и функционирования  системы государственной службы. 

     4. Охарактеризовать виды государственной службы в системе государственной службы Российской Федерации.

     5. Исследовать процессы реформирование государственной службы. 
Объектом исследования выступает институт государственной службы как элемент системы политической власти и государственного управления в Российской Федерации. 

     Предмет исследования составляет законодательство Российской Федерации, регулирующее институт государственной службы.  
Методологической основой исследования являются диалектико-материалистический метод познания юридической действительности и частные методы: системно-структурный, логический, исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Историческое развитие и современное состояние государственной службы в Российской Федерации. 

     
    1. История развития государственной  службы в Российской Федерации.
 

     Еще во времена Ивана Грозного в России была сформирована система ведомств – Приказов, осуществлявших руководство  отдельными отраслями государственного управления. Однако начало чиновничества в России связывают с эпохой Петра I. 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I была утверждена Табель о Рангах, которая стала основным законом о порядке государственной службы в Российской империи и просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.2

     Начало  серьезного и последовательного  движения в сторону создания профессиональной государственной службы связано  с именем выдающегося реформатора  М.М. Сперанского, который впервые  обратился к проблеме образования и подготовки служащих государственного аппарата. В течение XIX века предпринималось еще несколько попыток реформировать систему государственной службы России. Наиболее решительными реформаторами этой эпохи были В. Н. Панин, граф Д. Н. Блудов, М. А. Корф, С.Ю. Витте.

     После октябрьской революции 1917 года чины государственной службы были формально  упразднены. На смену петровской Табели о рангах пришла номенклатурная система  подбора и расстановки кадров, включающая в себя перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций всех уровней и звеньев. Выдвижение на руководящие государственные посты обычно сопровождалось продвижением чиновников по иерархической лестнице в Коммунистической партии Советского Союза.

     Все государственные служащие в СССР относились к административно-управленческому персоналу. В связи с этим возникали определенные сложности в трактовке понятия «орган государственного управления». По мнению правоведов, диапазон этих органов была весьма широким - от правительства до администраций предприятий и учреждений. Это не позволяло дать однозначный ответ на вопрос, что представляет собой государственная служба, кто такой государственный служащий. Сложившаяся «нормативная база» государственной службы представляла собой комплекс актов различной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности: одни из них распространялись на всех госслужащих, другие - на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли управления.

     Работа  над правовым оформлением института государственной службы началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в эпоху новой России. 

     В декабре 1993 года, сразу после принятия Конституции, Указом Президента Российской Федерации было утверждено «Положение о федеральной государственной службе Российской Федерации», раскрывающее общие понятия и конституционные принципы построения государственной службы. По целому ряду существенных направлений принимаются решения, напрямую связанные с возрастающей ролью гражданского общества, его взаимодействием с институтами государства.

     В реформе системы государственной  службы Российской Федерации можно  выделить несколько этапов. Первый этап характеризовался отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений. Были созданы: Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации (Росглавкадры), РАГС – Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, появились первые институты и факультеты университетов, в которых начали готовить студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Была заложена нормативная правовая база государственной службы Российской Федерации3.

     В июле 1995 года принят Закон «Об основах  государственной службы Российской Федерации». В том же 1995 году Указом Президента Российской Федерации был  утвержден Реестр федеральных государственных  должностей Российской Федерации. Одновременно принимались законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие государственную службу субъектов Российской Федерации.

     Второй  этап (1997 г. – осень 1999 г.). В этот период Администрацией Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина была подготовлена Концепция административной реформы (основные положения которой были озвучены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию весной 1998 г.). В этом документе впервые были проанализированы системные недостатки существующей государственной службы, и представлен замысел реформы – повысить профессионализм государственной службы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества. 

     Третий  этап (зима 1999 г. – 2002 г.). Одним из значимых решений было утверждение в августе 2001 года Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Концепция реформы государственного управления Российской Федерации была подготовлена в качестве составной части предвыборной программы В.В. Путина как кандидата в Президенты Российской Федерации. В рамках этой Концепции была обоснована необходимость преобразования государственной службы и рассмотрен приоритетный вариант её реформирования.

     Четвертый этап (ноябрь 2002 г. - 2007 г.). В 2002 году была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», реализация которой осуществлялась в 2003—2005 годы. Позже срок действия программы был продлен до 2007 года. Ко времени завершения программы был детально проанализирован отечественный и международный опыт, проведены пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов. Все это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей, которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большое значение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 году. В рамках этих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектов Федерации и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилось апробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценки деятельности государственных служащих и оплаты их труда4.

     В 2003 и 2004 годах были приняты федеральные  законы «О системе государственной  службы Российской Федераци» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые заложили основы становления государственной гражданской службы как института профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных государств по созданию системы государственной службы.

     Опыт  осуществления мероприятий федеральной  программы "Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", выявил сложность и комплексный  характер проблем реформирования государственной  службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. 

     Ряд направлений реформирования государственной  службы остался нереализованным, в  том числе положения Концепции  и законодательства Российской Федерации  о формировании системы управления государственной службой.

     В настоящее время задачи по завершению качественного преобразования системы государственной службы, оптимизации её организации и функционирования на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрения на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий ставит перед собой Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».

Информация о работе Система государственного управления