Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
Экспертные суждения,
выраженные в количественной форме
и по своему характеру интерпретируемые
как оценочные называются экспертными
оценками (коллективными или индивидуальными).
Выявление индивидуальных экспертных
оценок называется экспертным опросом,
а совокупность процедур, необходимых
для получения коллективных экспертныхоценок,
включая и экспертный опрос - экспертизой.
Рабочая группа формирует проблему, определяет
цель и задачи экспертизы, разрабатывает
процедуру, формирует экспертную группу,
проводитопросэкспертов,
Опрос бывает:а) индивидуальный; б) групповой; в) личный; г) заочный д) устный; е) письменный.А) Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.
Проведение экспертной оценки методом интервью требует от эксперта умения быстро давать качественные ответы на поставленные вопросы. Можно выделить следующие формы организации интервью: свободная беседа, "вопрос-ответ", "перекрестный допрос". Интервью позволяет получить информацию, которую трудно получить при анкетном опросе. Недостатки: сильное влияниеинтервьюеранаответы эксперта, мало времени на глубокое обдумывание ответов, много времени тратится на опрос всего состава экспертов.
В основе большинства
экспертных методов лежит анкета
с помощью которой
Кроме анкет-вопросников, экспертам должна быть дана пояснительная записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса объектах экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по заполнению анкет.
Б) Методы коллективной
экспертизы предполагают получение
обобщенного мнения в ходе совместного
обсужденияпоставленнойпроблемы
1. Совещание - метод открытого обсуждения, или как его еще называют "метод комиссий".
2. Метод "мозговой атаки".
3. Метод "суда".
4. Метод "Дельфи".
"Метод комиссий"
предполагает проведение общей
дискуссии с целью выработки
единого мнения по
Сущность метода
"мозговой атаки" заключается
в разделении решения двух задач:
генерирования новых идейиоценкипредложенныхидей.
анонимность
опросов;2) регулируемая обратная связь,
осуществляемая за счет проведения скольких
туров опроса;3) групповой ответ, получаемый
с помощью статистических методов.В) Под
личным (очным) методом опроса подразумевается
процедура, в процессе которой организатор
осуществляет непосредственныйконтактс
экспертом при подготовке ответов на вопросы
анкеты.Г) Заочный опрос обычно осуществляется
путем пересылкианкеты эксперту по почте.
Основные преимущества заочного опроса
- его простота и дешевизна. Однако некоторые
вопросы эксперт может неправильно истолковать,
и поэтому надежность полученных данных
может быть ниже, чем при очном опросе.
Конечная цель экспертизы - начертание
картины вероятного будущего: определение
возможностей, которыми следует воспользоваться,
и потенциальных опасностей, которых следует
избежать.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получили в процессе перехода к рыночным отношениям.Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами. 1. Социально-политические конфликты.
Можно проследить
три аспекта проблем
1.конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;
2.роль власти
в конфликтах в других сферах
жизни общества, которые как-то
влияют на основы
3.роль государственной власти во многих случаях как посредника.
Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как:
1.конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной) ;
2.конфликты внутри парламента;
3.конфликты между
политическими партиями и
4.конфликты между
звеньями управленческого
Эти конфликты могут развиваться и протекать то спокойно, сглажено, то могут разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью.Сложилась реальность, когда для проведения реформ требуется достаточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны - неконтролируемая исполнительная власть может выбрать неправильный курс, который невозможно будет исправить.
2. Социально-экономические конфликты.
Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов, огромные налоги.
Фактором, способствующим обострению ситуации является многократное различие доходов между самыми богатыми и самыми бедными. Мы стоим на гране социального взрыва.Такие профессии, как учитель, медик становятся не престижными в нашей стране из-за нищенской заработной платы, а ведь эти профессии самые затратные по уровню образования. Молодежь, получив образование, которое до сих пор еще очень не плохое в нашей стране, уезжает на Запад и поднимает экономику этих стран, а не России.
Чтобы лабировать свой бизнес крупные предприниматели идут во властные структуры, депутаты.3. Межнациональные, межэтнические конфликты.
Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.
Распад СССР, казалось бы, разрешил противоречия между нациями. Но по причине того, что государства возникли в результате келейного, верхушечного решения группы политических лидеров, межэтнические противоречия усилились, конфликты вспыхнули с новой силой. (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня и др.)
Россия многонациональная
страна, где проживает более 120 народов.
Во многих республиках в составе
Российской Федерации "коренное население"
составляет меньшинство. Только в 5 республиках
его численность превышает 50% (Чувашия,
Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия). Особенность
межэтнических конфликтов в России обусловлена
как различием соотношения русского и
нерусского населения, так и главным образом
тем, что национальная психология русских
и разбуженное национальное самосознание
могут дестабилизировать социально-политическую
ситуацию и обострить межэтнические противоречия.
Впервые в истории нравственное самочувствие
русского народа, его самосознание испытывают
такую ущемленность и страх за будущее,
когда каждый другой, даже небольшой по
численности народ может предстать перед
ним в образе врага.В последние годы усилилось
агрессивно-наступательного настроение
в русском национальном сознании. Его
питают беженцы-русские из других бывших
республик СССР. Также создалось несколько
национал-демократических партий по типу
фашистских, которые пропагандируют, что
Россия только для русских и устраивают
конфликты с представителями других наций,
особенно бывших советских южных республик
и выходцами из стран Африки.
46. Социальные институты и организации. Виды и их функции.
Процесс формирован
различн типов соц деятельности
в кач-ве соц институтов – институционализац.
Предпосылки: 1)потребность 2)создание
и развитие необходимых орг структур
3)усл и возможности, соответств социализации
чел 4)интеграц нового вида соц деят в структуру
общ отношен. Соц институт - совокупность
лиц и учрежден, осуществляющ конкретн
соц функцию. Экон, пол, культ, мораль, искусство,
идеология, семья, наука, образование и
т.д Отличаются устойчив внутренн структурой,
интегрированностью элементов, многообразием
и динамичностью ф-ций, наличием цели в
своей деят и конкретн ф-ций, обеспеч достижение
этой цели; набором соц статусов и ролей.
Парсонс: 4 функц предпосылки AGIL связаны
с деят соц институтов. Соц инст нуждаются
в: специфич соц нормах, регулир поведен
людей в рамках данн института; мат средства
и условия; четкое определение соц ролей;
интеграция в структуру общ-ва; независимость
выполнения функций от личных особенностей
исполнителя. Семья – институт, в кот отражаются
все сферы и отношен общ-ва.