Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
Для понимания
семьи как социального
18. Социальные функции семьи.
Репродуктивная – это воспроизводство в детях численности родителей.
Воспитательная
– для нормального полноценного
развития ребенка семья жизненно
необходима, и ее нельзя заменить никакми
другими институтами и
Хозяйственно-экономическая – охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда.
Рекреационная
– она должна стать оазисом спокойствия,
уверенности, создавать важное для человека
чувсво безопасности и психологического
комфорта, обеспечивать эмоциональную
поддержку и сохранение общего жизненного
тонуса.
19. Семья и брак. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений
Семья – это малая группа основанная на родственных связях и регулирующая отношения мужду супругами, родителями и детьми. Брак можно определить как санкционированную обществом, устойчивую форму половых отношений. Нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте численности разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, научно-технической революцией, причина социально-экономичекого, культурного, религиозного характера. Отпали многие факторы стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщин от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет разводов.
Несколько уровней
супружеских взаимоотношений на
почве которых могут
Психофизиологический: дисгармония сексуальной жизни.
Психологический: в семье создается нездоровый климат, проявляющийся в ссорах, взаимынх придирках, раздражительности.
Социально-ролевой
уровень. Сипотомы - неправильное неравномерное
распределение семейно-бытовой
Социокультурный.
непонимание супругами друг друга.
20. Соц. исследование: понятие, виды, осн. этапы
Социолог. исследов.
— это процесс познания, в котором
прояв-ся 2 уровня социолог. знания: теоретико-методологич.
и эмпирич.. В нем сочетаются дедуктивный
и индуктивный методы анализа. Социолог.
исследов. нач-ся с его подготовки: обдумывания
целей, программы, плана, определения средств,
сроков проведения, способов обработки
инф-ции и т.д. – 1ый этап. 2ой этап — сбор
первич. социолог. инф-ции. Это собранные
в различ. форме необобщенные сведения
— записи исследователя, выписки из док-тов,
отдел. ответы опрашиваемых и т.д. 3ий этап
— подготовка собранной в ходе социолог.
исследов. (анкетного опроса, интервью,
контент-анализа и т.д.) инф-ции к обработке
на ЭВМ, составление программы обработки,
обработка на ЭВМ. 4ый этап — анализ обработанной
инф-ции, подготовка научн. отчета по итогам
исследования, формулирование выводов
и рекомендаций для заказчика, субъекта
управления. Различ. 3 осн. вида социолог.
исследов.: 1. Разведыват. (пилотажное) исследов.
— самый простой вид социолог. анализа,
позволяющий решать ограничен. задачи.
По сути идет «обкатка» инструментария
(метод. док-тов): анкеты, бланка-интервью,
опросного листа, карточек изучения док-тов
и др. В ходе него уточняются цели, гипотезы,
задачи, вопросы, их формулировка. 2. Описат.
исследов. — более сложный вид социолог.
анализа. Оно обычно проводится когда
объект анализа —большая совокуп-ть,
отличающаяся разнообраз. характер-ми,
н-р, труд. коллектив круп. предприятия,
где работают люди разн. профессий, пола,
возраста, стажа работы и т.д. 3 аналитич.
исследов. Оно не только описывает элементы
изучаемого явления или процесса, но и
позволяет выяснить причины, лежащие в
его основе. Аналитич. исследов. невозм/о
без детально разработанной программы
и отшлифованного инструментария.
21. Предприниматели как социальный слой
Наименее малочисленной группой нашего общества является нарождающаяся буржуазия, предприниматели, так называемые «новые русские», численность которых не определена, но примерно равна лишь 2-3 процентам населения. Современные предприниматели не хотят развивать производство, возрождать отечественную промышленность и заботится о государстве и согражданах, они обеспокоены только одним – получением прибыли, деньгами и интересы их меркантильны. Они предпочитают заниматься бартерными сделками, обналичиванием, говоря их языком, создавая, в итоге, из воздуха огромные капиталы. Они не тратят деньги на благотворительность, науку и искусство, предпочитая отдыхать на Канарских островах и других престижных курортах. «Новых русских» можно подразделить на несколько групп:
1.Менеджеры –
совладельцы акционерных
22. Интеллигенция в соц структуре российского общества
Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — общественный слой людей, преимущественно занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Слово интеллигенция появилось в русском и польском языках в первой половине XIX века и представляло собой своеобразную альтернативу слову дворянство.
Интеллигент — представитель слоя интеллигенции. В отличии от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным трудом.
Как указывает российский социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страты (от "stratum" - прослойка):
«высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Среди интеллектуалов высока доля женщин. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);
«массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Абсолютное большинство составляют женщины. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле. Этот слой интеллигенции наиболее подвержен безработице;
«полуинтеллигенцию»
— техники, фельдшеры, медицинские
сестры, ассистенты, референты, лаборанты.
Это — самая феминизированная из всех
слоев интеллигенции группа: на одного
мужчину здесь приходится 5 женщин. По
уровню жизни преобладающая часть этой
страты живет за чертой бедности.
23. Интегральная социология П. А. Сорокина
Человеч личность
формир под воздейств ряда факторов
– космич, биологич, соц-психологич
– но прежде всего социокультурн.
Эти хар-ки не врожденн, а приобретенн.
Интегральн прир человеч личности формир
в процессе интеракц люд друг с
другом. Вся окруж действительность:
1) эмперически-чувственн форма (постиг
с помощью органов чувств) 2) рациональн-
умственн (разумом через логику) 3) сверхчувственно-сверхрац
(гениальн творен). Чел - не только эмпирич
наблюдатель, но и творец. Истина, красота,
добро – 3 составляющ интегральн суперсист.
На базе этих элементов идет развитие
человечества. Сущ также идейн и чувственн
суперсист, сменяющ друг друга на протяжении
всей цивилизац. Революц и, как правило,
войны, ускоряют дезинтеграц чувственно
общ-ва. Ценности и идеалы, как правило,
иллюзорны. Культивац вражды, злобы. Исход
зависит от того, победят ли эти негативн
силы или часть люд, кот рев побужд к моральн
самосовершенств и религии.Соц стратификац
– дифференциац люд на классы и слои, что
выраж в неравномерн распредел прав и
привилегий. Бывает эконом, пол и профессион.
Она все время измен.
24.Основные методы исследования в социологии: наблюдение.
События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный контакт с наблюдаемым объектом: научное и житейское, включенное и не включенное, скрытое и открытое, систематическое и случайное, полевое и лабораторное. Плюсы метода: 1.Оперативность получаемой информации 2.Относительная дешевизна. 3.Возможность использовать метод в экстремальных ситуациях. Минусы метода: 1.Невозможность повторного исследования 2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены. 3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния
исследователя,
неверных его методологических установках,
низкой квалификации, заражением состоянием
изучаемого объекта.
25. Анархическое направление в русской социологии конца 19-начала 20 века.
Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма мы видим в трудах русских мыслителей и революционеров М. Бакунина и П. Кропоткина. Как считал Бакунин суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению. Отсюда одна из центральных идей А. – идея свободы личности как ее естественного состояния. Исходя из этого Б. в то же время указывал на «всецело социальный хар-р свободы, ибо она может быть осуществлена «только через общество» и «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми». Человек, по словам мыслителя, вступает в противоречие с общественными институтами, огр. Его свободу, а также с государством. Государство по нему – это всегда власть меньшинства, противопост. народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». Социалист-анархист, по его заявлению, живя для самого себя, в тоже вермя служит обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, всегда очень человечен. Идеи анархизма получили свое дальн. Развитие в работах Петра Кропоткина. Он утверж, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм кроме того представляет собой «философию как природы, так и общества». Теоретик считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохоз общин, произв артелей и ассоциаций людей по интересам». Кропоткин предлагал «анархический коммунизм», как общество равных между собой людей, целиком основанное на самоуправлении.
Вывод. Познакомившись
с учениями русских мыслителей анархизма,
можно прийти к нескольким выводам.
С одной стороны одна из главных
идей – уничтожения всякого государства
наивна и умозрительна, зато с др. идея
справедливости, равенства и свободы личности
остаются актуальными и в наши дни, и сейчас
есть много сторонников и последователей.
26. О. Конт - основоположник социологической науки.
О.Конт – родоначальник
социологии. социологии как самостоят.
и целост. науки об об-ве стал фран. уч.
и фил-ф — позитивист Огюст Конт. Он выступал
п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью
индивидов, которые рассматривались многими
мыслителями как своего рода «соц. атомы»,
существующие чуть ли не автономно по
отнош. друг к другу. Согласно этому, чем
более развиты отдел. индивиды с т.з. их
способностей к производств., дух. и др.
деят-ти, нравств., политич. и др. качеств,
тем совершеннее будет и об-во. Все эти
качества в людях надо развивать.Сами
по себе эти качества ни в ком развиваться
не м/т. Необходимо: воспитание и образование,
благодаря которым люди могут овладеть
знаниями и опытом предшествующих поколений;
включение людей в разнообразные виды
общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем.
уровне производств., полит. и дух. деят-сть
— писателя, художника, композитора, ученого
и т.д. К. ввел в научный оборот понятие
социология, обозначающее учение об об-ве,
которое он нередко называл еще философией.
К. пользовался также понятиями соц. статика
для истолкования структуры об-ва и соц.
динамика, с помощью которого раскрывал
механизм функционирования и развития
об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию позитивными,
поясняя при этом, что они полностью базируются
на данных науки — не на воображении или
догадках, а на научных наблюдениях. Он
вошел в историю науки и философии как
основоположник позитивизма — одного
из наиболее влиятельных и поныне направлений
в области философии и социологии. Центр.
звеном философско-социолог. взглядов
К. явл-ся открытый им «великий осн. закон
интеллектуал. эволюции челов-ва». Согласно
закону, познават. деят-ть людей и в целом
их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадии
своего развития. На теологич. стадии развития
обществ. сознания доминирует религиоз.
мифология. Чел-к стремится к абсолют.
познанию поражающих его воображение
явлений и в конечном счете объясняет
их действием абсолют. сверхъестеств.
сил. В конце осущ-ся переход к единобожию
(монотеизму). К тому же место религиоз.
воображения начинает занимать опыт. знание
о связях и зависимостях явл. внеш. мира
и жизни людей. На метафиз. стадии чел.
сознание больше оперирует не воображением,
а понятиями, отражающими реал. процессы
внеш. мира. Однако из-за слабого развития
науки эти понятия довольно-таки абстрактны.
Различного рода явления объясняются
путем выделения неких абстрактных сущностей,
выражением которых яв-ся предметы внеш.,
в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности»
наз-сь природа, космос, материя, дух как
источники всех телесных и дух. явлений.
Данный метод не позволял окончательно
избавиться от мифов. На позитивной стадии
чел. сознание в своих суждениях и выводах
исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес
взгляды К. на закономерный и прогрессивный
хар-р развития об-ва. Последнее подчиняется
в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им»
законам. Он писал о влиянии на развитие
об-ва климата и расового состава нас.
Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает
интеллектуальная эволюция челов-ва как
эволюция его сознания. При этом особую
роль он отводил науке как высшему проявлению
интеллектуальной эволюции.